Никита Высоцкий: «Это фестиваль, который объединяет времена и людей на основе любви»
В городе Королеве Московской области на днях собрались любители творчества Владимира Высоцкого — там состоялся музыкальный фестиваль «Дорогой Высоцкого». Почему в Королеве? Именно здесь 16 июля 1980 года Высоцкий дал свой последний концерт. Известные артисты и певцы исполнили песни поэта и музыканта, а Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова показал премьеру спектакля «Высоцкий. Рождение легенды». Сын поэта и музыканта, директор Музея Высоцкого в Москве Никита Высоцкий в эксклюзивном интервью «Культура.РФ» рассказал, как удалось организовать фестиваль, чем полюбились Высоцкому выступления в подмосковных наукоградах и почему подобные культурные события необходимы именно сейчас.
— Никита Владимирович, как сложилась идея фестиваля? Откуда возникла задумка — проехать с концертами по Московской области?
— Пару лет назад в Подмосковье прошли несколько концертов памяти Высоцкого, в Дубне вот был концерт этим летом. А потом [советник губернатора Московской области] Нара Ширалиева предложила нам участвовать в этом проекте, сделать цикл концертов, объединенных в фестиваль «Дорогой Высоцкого». И вот в Королеве, где 16 июля 1980 года состоялся последний концерт Высоцкого, случился большой музыкальный фестиваль памяти отца. Там замечательная программа с участием знаменитых артистов, а Сергей Безруков вместе с Московским губернским театром представят премьеру спектакля «Высоцкий. Рождение легенды».
— То есть вы хотите повторить те «подмосковные» концерты Высоцкого в исполнении современных артистов?
— Когда приходят те люди, которые были на концертах Высоцкого — скажем, учитель, и приводит своих учеников или родители приводят своих детей и внуков — те знают, кто такой Высоцкий, но он для них не больше чем Жеглов из «Место встречи изменить нельзя». И вот на концерте они словно объединяются. Потому что в 90-е годы произошел разрыв времени, связей. А на фестивале объединяются люди разных поколений. Мы не думали об этом, когда брались за этот проект, но это произошло, мы это сами видели. Это проект о том, чем мы объединены на самом деле, что в нас во всех отзывается.
Это фестиваль, который объединяет времена и людей на основе любви.
В такие моменты мы понимаем, что мы один народ, мы принадлежим к одной культуре, когда мы любим одно и то же. Это не какое-то единомыслие — нет, это единство любви, единство веры. Я очень благодарен тем, кто помог с этим проектом — правительство, министерство культуры Московской области, руководство этих городов, работники этих ДК.
— А как проходили концерты Высоцкого в Подмосковье? Где он бывал? Что пел?
— Как это делалось? Ведь поймите, из-за цензуры он практически не мог выступать через Москонцерт. Приезжали люди, иногда энтузиасты, работники ДК или члены каких-то профсоюзов. Они имели право пригласить его на встречу в их город. Это называлось «лекция». Он говорил перед концертом: «Сегодня я буду читать вам лекцию». Его вызвали как лектора. Так было проще и легче сделать, чем через какую-нибудь бюрократическую структуру и еще кормить какой-нибудь Москонцерт. Но из-за этого концерты могли отменяться. Случалось, ему говорили — приезжайте, он приезжал и появлялись какие-то люди — не чекисты, а руководство института этого или ДК, и закрывали концерт. Все это можно было прикрыть запросто.
Были такие люди, которые рисковали ради концерта Высоцкого, брали на себя ответственность.
А зрители узнавали о концерте через сарафанное радио, вешали какие-то афишки в закрытых местах, чтобы не на весь город, а там, где могли прочитать. Вот с этим последним концертом в Королеве (в то время город назывался Калининград) была целая история. Он сначала был запланирован на 27 июня 1980 года в одном ДК и вдруг его по каким-то причинам переносят на 16 июля — и в другое место. И многие даже сначала пришли туда, где изначально планировался концерт — ничего нельзя было афишировать. И вот этот концерт пошел, что называется, «не по плану». Совершенно удивительный концерт. Отец работал по обычной программе, потом он вдруг начал разговаривать с публикой, что-то рассказывать, спел песню, которую очень редко пел на концертах — «Баллада о детстве». Был задумчив, серьезен, временами хорошо шутил… Сохранилось несколько любительских фотографий с того выступления.
— Что происходило на этих концертах? Как они проходили? Или лучше сказать — концерты в этих небольших городах как-то отличались от других?
— Концерты Высоцкого — это совершенно особенное действие. Когда приезжаешь в то место, где Высоцкий гастролировал, обязательно находятся люди, которые не просто были на его концертах, тебе показывают сохранившиеся программки с его выступлений, находятся неизвестные любительские фотографии. Для очень большой части людей этих небольших городов Подмосковья, чаще всего наукоградов, это очень важная веха. И это даже не только потому что они Высоцкого так любили, а еще и потому что концерты Высоцкого — это всегда было событие неожиданное, необычное. Как правило, если концерты не отменялись, люди очень их ждали и получали даже больше. Эти концерты были нужны и самому Высоцкому. Не только ради заработка, хотя это тоже очень важно, когда нельзя было официально выступать. Но это еще был его выход к публике. Потому он всегда разрешал делать записи на концертах, он понимал, что так его музыка разойдется дальше этого зала.
Он любил свою страну, любил Москву и для него очень важны были концерты в городах-спутниках, в которых он мог работать.
Многое на концертах было спонтанно. Иногда он даже давал в день по два концерта. Администраторы в этих ДК говорили, что по Высоцкому можно было часы проверять — он работал всегда 1 час 5 минут. Но бывали концерты, когда он начинал отвечать на записки, мог перестроить на ходу концерт. И если он ехал в тот же город второй раз, старался не повторяться.
— А что за публика в этих наукоградах? Это же интеллигенция, высокообразованный слушатель? И программа концерта под нее подбиралась какая-то специальная?
— Основное население закрытых городов-спутников Москвы того времени — энергичные, бодрые молодые люди, это не только интеллигенция с высшим образованием, но и просто рабочие. Эта публика много читала, интересовалась театром, и для них приезд Высоцкого был очень важен. Это было желание общения, что-то услышать от него, поговорить. Иногда он оставался после концерта. В Королеве, Троицке, Дубне, Жуковском, Раменском — люди до сих пор помнят его концерты. Концерты, которых официально не было, — не было афиш, объявлений, все организовывалось будто само собой.
— Эта особая публика сохранилась в этих городах?
— К сожалению, только часть. Те люди, что были тогда молодыми людьми… по ним время, конечно, проехалось катком. Пришлось очень многое пережить, перетерпеть, многих сегодня уже нет. Отец много общался с людьми в подмосковных городах, со многими дружил. В Дубне даже выпустили книгу воспоминаний о том, как туда приезжал Высоцкий и другие артисты. В Долгопрудном работала моя бабушка, и отец тоже хорошо знал местных физтех [Московский физико-технический институт], часто бывал там.
— Вернемся к фестивалю. То есть на первом плане стоит идея объединения поколений, преемственность культуры? Обозначение некоторого культурного кода, который нас всех объединяет?
— Это очень своевременный проект, именно сейчас наступило время таких проектов. Ради чего этот фестиваль нужен? Возникает ощущение единения не просто поклонников Высоцкого, а единение времени нашего и времени, когда происходили эти концерты. Вот мое поколение, мне 52 года, это последнее поколение, которое жило в СССР, то есть представляло, что это такое, — училось тогда, работало. А поколение отца сейчас просто уходит, практически ушло. Сегодняшняя ностальгия по Советскому Союзу — люди же не по СССР ностальгируют, а потому, что это время словно вычеркнуто, его словно нет, и нет людей, которые там были. Сегодня многие молодые люди думают, что в то время, кроме рабов, чекистов и стукачей, никого не было. А это не так. Был расцвет литературы, кино, театра, науки. И сейчас, понимая, что тогда не могло быть пустыни, у людей, которые родились в 90-х годах просыпается интерес к этому времени. Им можно рассказать о том, как в то время огромное количество людей жило и дышало искусством, культурой… Если этого сейчас не сделать, нынешнее поколение недополучит, а значит, потом и следующие тоже не получат. Такой разрыв времен уже был — в 1917 году, и мы до сих пор пожинаем плоды. Высоцкий в это смысле универсален как-то, что объединяет и соединяет. Он — это такая объективная реальность: всегда можно включить и послушать.
Автор: Илья Луданов
Смотрите также