Румянцевский музей: сокровищница двух столиц

Румянцевский музей открылся в Санкт-Петербурге в 1831 году и стал первым публичным частным музеем страны. В его основу была положена коллекция графа Николая Румянцева — госканцлера, дипломата, мецената, историка. Обширное собрание дало жизнь нескольким культурным институциям, а произведения искусства впоследствии украсили крупнейшие музеи России.

Любитель истории

Дипломат и политический деятель, граф Румянцев был страстным собирателем древностей. Он живо интересовался историей России и коллекционировал книги и рукописи, грамоты на пергаменте
и списки с летописей. О книгах он не забывал ни во время службы в Европе, ни на отчизне — покупал ценные тома и даже печатные собрания целиком. Румянцев также изучал традиции народов, населяющих Российскую империю. Со временем его библиотека стала одной из самых крупных и значительных в России: в ней насчитывалось почти 30 тысяч томов, в том числе ценные инкунабулы, старопечатные книги, географические карты. Среди них были первые издания «Слова о полку Игореве»
1800 года и обширной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Дени Дидро и Жана Лерона Д’Аламбера.
Будучи человеком просвещенным, граф Румянцев состоял в различных обществах, включая Императорскую Российскую академию, литературный кружок «Арзамас», Общество любителей истории и древностей российских. А кроме того, он организовал свой «румянцевский кружок», участники которого собирали и изучали материалы, связанные с историей России.
В 1802 году Николай Петрович приобрел в Санкт-Петербурге дом на Английской набережной. Здесь размещалась и его коллекция: помимо богатой библиотеки, в его собрании были монеты и медали, минералы и предметы
из археологических экспедиций, этнографические материалы. Последним способствовали две важнейших экспедиции
, которые были организованы при финансовой поддержке Румянцева — первая русская кругосветка Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» и второе кругосветное плавание Отто Коцебу на бриге «Рюрик». Из обоих путешествий исследователи привезли важные этнографические памятники.
Были в собрании Румянцева и произведения искусства. Например, портрет самого Николая Петровича кисти Джорджа Доу, художника, создавшего Военную галерею
в Зимнем дворце
. А от отца — графа Петра Румянцева-Задунайского — коллекционеру досталась скульптура Антонио Кановы «Мир».
В 1826 году граф Румянцев скончался. В своем доме на Английской набережной он завещал обустроить музей. 22 марта 1828 года Николай I
подписал указ об учреждении общественного заведения «Румянцевский музеум». А спустя три года, 23 ноября 1831 года, двери музея открылись для публики. Посещать музей могли все без исключения, а содержал его душеприказчик Николая Петровича, его брат Сергей. На протяжении 30 лет музей располагался в Петербурге, однако со временем дела его шли все хуже. Чтобы не потерять уникальное собрание, было решено найти для него новый дом. Он нашелся в самом центре Москвы.

В воскресенье вход бесплатный

Александр Иванов. Явление Христа народу (фрагмент). 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дмитрий Левицкий. Портрет Н.А. Сеземова (фрагмент). 1770. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Айвазовский. Морской вид при лунном свете (фрагмент). 1878. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина, Астрахань
На основе музея было решено создать публичную библиотеку — по примеру петербургской. Важную роль в этом сыграл попечитель Московского учебного округа Николай Исаков. Он убедил передать коллекцию из Санкт-Петербурга в Москву и нашел здание, которое смогло вместить внушительное собрание графа. Выбор пал на расположенный напротив Кремля
дом отставного офицера и предпринимателя Петра Егоровича Пашкова, иначе говоря — Пашков дом
. Пока шли подготовительные работы, в залах на Моховой развернулась выставка даров новому музею: от Академии художеств
 — полотна Дмитрия Левицкого и Карла Брюллова
, картины от немецких живописцев Вильмеера и Майера. А от главного покровителя музея — императора Александра II
 — картины из Эрмитажа
, гравюры и работы уральских камнерезов.
Торжественное открытие нового московского музея состоялось в 1861 году. Публика могла посещать его четыре дня в неделю, заплатив 10 копеек, а в воскресенье музей работал бесплатно. В Москве он не знал недостатка в дарах: художественная коллекция пополнялась постоянно. Главным дарителем стал император. Благодаря ему в Доме Пашкова появилось более двухсот живописных произведений из Эрмитажа и самая масштабная работа Александра Иванова
 — «Явление Христа народу»
, которую вместе с этюдами к полотну приобрели специально для Румянцевского музея. Сюда же поступила обширная коллекция Федора Прянишникова, в которой были полотна выдающихся российских живописцев — Айвазовского, Тропинина
, Венецианова
и других. Музею помогали и финансово. В течение сорока лет предприниматель Козьма Терентьевич Солдатенко жертвовал ему по тысяче рублей на закупку книг, а после завещал свою библиотеку (она насчитывала 8 тысяч томов) и коллекцию русской живописи.
Вскоре музей так разросся, что потребовались новые помещения. Отдельное здание получила картинная галерея, причем для картины Иванова обустроили персональный зал. А в Доме Пашкова осталась обширная библиотека — более 700 тысяч томов, а также нумизматический и этнографический отделы, которые постоянно пополнялись. Музей жил насыщенной научной жизнью: организовывались экспедиции, в фонды поступали коллекции. Однако после революции в жизни Румянцевского музея произошли перемены.

Каждому — по шедевру

Карл Брюллов. Нашествие Гензериха на Рим. 1833–1835. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Боровиковский. Богоматерь с младенцем. Не позже 1825 года. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Венецианов. Причащение умирающей (фрагмент). 1839. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1924 году коллекцию разделили. Собрание книг стало основой Библиотеки им. Ленина (ныне — Российской государственной библиотеки
), картины и скульптуры распределили по музеям. Перемещение коллекций происходило до начала 30-х годов: последней картинную галерею покинула картина Александра Иванова.
Богатейшее этнографическое собрание вернулось в Северную столицу — в Российский этнографический музей
. Сокровища отдела древностей поступили в фонды Исторического музея
, драгоценности — частично в Гохран, а частично — в Государственный музейный фонд. Значительная часть живописной коллекции поступила в Третьяковскую галерею
: картины Карла Брюллова из собрания Солдатенкова — «Вирсавия» и «Нашествие Гензериха на Рим», «Богоматерь с младенцем» Василия Боровиковского и «Причащение умирающей» Алексея Венецианова из коллекции Прянишникова. Как и на Моховой, для картины «Явление Христа народу» в Третьяковке был оборудован отдельный зал.
В республиканские музеи уехали картины Петра Федотова, Федора Матвеева, Исаака Левитана
, Генриха Семирадского, Валентина Серова
 — не счесть их числа. «Лукрецию» Лукаса Кранаха — старшего теперь можно увидеть в собрании Нижегородского художественного музея
, картину «Апостолы Павел и Варнава в Листре» Якоба Йорданса — в Пермской художественной галерее
. В ГМИИ им. Пушкина
хранится полотно из числа тех, что Румянцевскому музею передал из Эрмитажа Александр II — «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта
. А в Петербург отправились полотна из собрания Щукина
.

Спиноза для комсомольцев

Исаак Левитан. Березовая роща (Тропинка). 1889. Северо-Осетинский республиканский художественный музей имени М.С. Туганова, Владикавказ
Валентин Серов. Потрет Е.А. Балиной (фрагмент). 1911. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Рембрандт Харменс ван Рейн. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Увы, некоторым произведениям не повезло: например, лишь малая часть мебели попала в музейное собрание. Стулья и столы приглянулись кому-то еще. Например, комсомольцы из Ленинского клуба, не дожидаясь, пока официальная комиссия распределит ценности, сами вывезли мраморный стол, стулья, канделябры и даже бюст Спинозы. И оставили объяснительное письмо — мол, забрали для благоустройства клуба. А полотно Рембрандта «Христос со сложенными руками» из коллекции графов Орловых-Давыдовых в 1927 году украли, варварски вырезав из рамы. Спустя пять лет картину (накануне революции ее оценивали в 200 тысяч рублей) нашли и после реставрации продали за рубеж. Сегодня она находится в Музее Хайдов в американском Гленс-Фоллсе.

Музей сквозь время

Особняк Румянцева на Английской набережной. Санкт-Петербург. Архитектор Василий Глинка. 1720–1730. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»
Российский этнографический музей. Санкт-Петербург. Архитектор Василий Свиньин. 1900–1911. Фотография: Алексей Ширманов / фотобанк «Лори»
Дом Пашкова. Москва. Архитектор Василий Баженов. 1784–1786. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»
Хотя Румянцевского музея давно нет, осталось его богатейшее наследие. Особняк на Английской набережной по-прежнему отдан под экспозицию, теперь это филиал Музея истории Санкт-Петербурга
. Дом Пашкова — неотъемлемая часть Российской государственной библиотеки, ставшей одной из крупнейших в мире. А шедевры из художественной коллекции есть практически во всех российских музеях. Из страстного увлечения историей дело графа Румянцева превратилось в национальное сокровище, прикоснуться к которому сегодня может каждый ценитель прекрасного.

Автор: Анна Попова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна