Вера, Надежда, Любовь и София: самые красивые русские портреты

Ко дню «вселенских бабьих именин» — дню ангела Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, — которые празднуются 30 сентября, вспоминаем, насколько популярны были эти имена в Российской империи, и разглядываем самые красивые портреты их обладательниц. Вопрос изучала София Багдасарова.
На самом деле дочерей святой Софии (чье имя означает «премудрость») звали по-гречески: Пистис, Элпис и Агапе. Но когда славянские земли были обращены в христианство, священные тексты для новообращенных переводили с греческого на церковнославянский язык. Почему-то эти три женских имени тоже оказались переведенными — такой же чести удостоилось только мужское имя «Лев» (в оригинале «Леон»).
Однако, хотя на страницах русских святцев эти три «говорящих» имени можно было встретить уже давно, в реальную жизнь они проникли достаточно поздно — в XVIII веке. Причем обратили на них внимание в первую очередь в аристократической среде.
Илья Репин. Осенний букет. Портрет Веры Репиной (дочери художника). 1892. ГТГ
Валентин Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой). 1887. ГТГ
Константин Маковский. Портрет Веры Бахрушиной. 1890-е
Самая знаменитая Вера в русском искусстве — это девочка с персиками кисти Серова, юная Верушка Мамонтова. Поэтические образы мы находим в творчестве Ильи Репина
, в семье которого так звали жену и дочь: он писал их неоднократно. Хороши красавицы Веры конца XIX — начала XX века: Бахрушина (жены основателя Театрального музея
), написанная модным портретистом Константином Маковским
; супруга художника Судейкина (которая бросит его ради Игоря Стравинского
), а также знаменитая балерина Фокина, чей портрет кисти Зинаиды Серебряковой был в 2005 году продан на «Сотбис».
Илья Репин. Отдых. Портрет Веры Репиной (жены художника). 1882. ГТГ
Зинаида Серебрякова. Портрет Веры Фокиной. 1919. Сотбис
Сергей Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1910-1920-е
Интерес к трем понятным «русским» именам возник, когда закончилось «немецкое засилье». В 1742 году на престол взошла «дщерь Петрова» императрица Елизавета — патриотизм вошел в моду. Кроме того, «Вера, Надежда и Любовь» звучало очень наглядно. В допетровское время это, наоборот, отпугивало, но в эпоху, для которой аллегория была обычным придворным языком, оказалось очень уместным.
Петр Федотов. Портрет Надежды Жданович. 1849. ГРМ
Ксавье де Местр. Портрет Надежды Пушкиной. 1800-е
Борис Кустодиев. Портрет Надежды Комаровской. 1925. Музей-квартира И. Бродского
Портрет институтки Надежды Жданович кисти Федотова
 — пожалуй, наиболее узнаваемый образ обладательницы этого имени в русском искусстве. А вот самой красивой из них в русской истории считалась «прекрасная креолка», «арапка» — мать Пушкина
. Сохранилась ее любительская миниатюра кисти Ксавье де Местра (дяди ее будущей невестки). Ее младшая современница фрейлина Надежда Соллогуб, запечатленная Петром Соколовым, станет предметом влюбленности Пушкина — в числе легиона прочих красавиц
. Какая-то безымянная фрейлина той же поры стала возлюбленной великого князя Михаила Павловича — и матерью его внебрачного ребенка
, меценатши и благотворительницы Половцевой
. Выбрать лучшее среди изображений певицы Надежды Забелы
кисти ее мужа Михаила Врубеля
, пожалуй, затруднительно. Константин Коровин
обожал писать свою жену — актрису Надежду Комаровскую, но передать ее графичную пластику лучше удалось Борису Кустодиеву
.
Петр Соколов. Портрет Надежды Соллогуб. 1830-е
Михаил Врубель. Портрет Надежды Забелы-Врубель. 1904
Мишель Горджиани. Портрет Надежды Половцевой. 1869
Хотя среди купцов и крестьян можно было встретить крещеных так девочек, но очень редко. В XVIII–XIX веках этими именами, считавшимися достаточно аристократическими, в основном называли дочерей, рожденных в дворянских, благородных, а затем интеллигентных семьях. Неудивительно, что среди портретов, которые писали русские художники, часто можно встретить их обладательниц. Ведь у них были деньги заказывать их лучшим мастерам — Матрены или Глаши не могли себе позволить подобное.
Алексей Ягодников. Портрет Любови Лихачевой с сыном. 1852. ГТГ
Андрей Соколов. Портрет Любови Гауш. 1900-е. Симферопольский художественный музей
Владимир Боровиковский. Портрет Любови Кушелевой с сыновьями. 1804. Частная коллекция
Портретов Любовей, вопреки статистике, меньше всего, и хрестоматийных картин мы среди них не найдем. Жаль: например, изображение Лихачевой с младенцем, написанное забытым мастером Алексеем Ягодниковым, вполне заслуживает известности — такое оно трогательное. Из ранних портретов можно упомянуть образ Леонтьевой — внучки Суворова
и племянницы Платона Зубова. Примечательна картина с изображением графини Кушелевой с сыновьями: работы Боровиковского так редко попадают в продажу, что, когда в 2014 году ее выставил «Кристис» за 100 тысяч долларов, картину в итоге купили за пять миллионов долларов. А в начале ХХ века как на подбор это имя носили жены художников Бродского, Бакста и Гауша.
Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской. 1913. Государственный музей русского искусства, Киев
Неизвестный художник. Портрет Любови Леонтьевой. 1830-е. ГМЗ «Ростовский Кремль»
Леон Бакст. Портрет Любови Гриценко. 1903. ГТГ
Популярность имен все росла, и в 1902 году «Вера» была номер 14 в списке имен по популярности, «Надежда» — номер 20, а «Любовь» — номер 29. Любопытно, что мода на имя «Вера» стала такой широкой, что в 1854 году им впервые крестили девочку из императорской семьи, которая была весьма консервативной в выборе святых покровителей. «Пусть она будет моей верой!» — будто бы воскликнул император Николай I
, узнав о рождении дочери у своего сына Константина. «Надежда» появилась среди Романовых
только в 1898 году, а Любовей у них не было.
Джордж Хейтер. Портрет Софьи Потоцкой. 1831. ГЭ
Жан-Луи Вуаль. Портрет Софьи Паниной. 1791. ГТГ
Жан-Лоран Монье. Портрет Софьи Строгановой. 1808. ГРМ
Больше всего портретов Софий — трудно выбирать. Напудрена и нарумянена Панина — племянница екатерининского фаворита Алексея Орлова. Прекрасная полячка Потоцкая, рассказавшая Пушкину сюжет «Бахчисарайского фонтана», украшена виноградными листьями. Приятельницей великого поэта была Бобринская (на акварели Петра Соколова), а вот жениться на ней подумывал Жуковский
. В ту же эпоху жила Строганова — ее портрет кисти Монье так изящен, что и не догадаешься, что матерью красавицы была «усатая княгиня» Голицына, прототип пушкинской «Пиковой дамы»
. Это имя носила жена Ивана Крамского
, изображенная им за чтением (также они назовут и дочь, но красотой она пошла не в мать). В малороссийском наряде позировала Репину дочь генерала Драгомирова — любопытно, что есть похожий портрет с другого ракурса, который одновременно писал его ученик Серов
.
Илья Репин. Портрет Софьи Драгомировой. 1889. ГРМ
Петр Соколов. Портрет Софьи Бобринской. 1827. ГЭ
Иван Крамской. За чтением. Портрет Софьи Крамской. 1863. ГТГ
Имя матери, София, в отличие от дочерей, использовалось на Руси издавна — недаром древнейшие сохранившиеся храмы страны
, в Киеве и Новгороде, были посвящены Премудрости Божией — то есть Софии. Им называли дочерей и Рюриковичи
, и цари из династии Романовых
: помимо знаменитой царевны Софьи Алексеевны (сестры Петра Великого
), так звали еще одну царевну, ее тетку, а также нескольких великих княгинь, включая легендарную Софью Палеолог. В Российской империи имя использовалось повсеместно, и среди аристократок-именинниц этого дня, пожалуй, лидировало.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна