Татьяна Доронина. В кино, театре и «сама по себе»

Актриса, которая может быть разной — полной королевского достоинства, понятной и трогательной, зажигательной или просто красивой. Актриса, героиням которой веришь, что бы они ни произнесли или ни спели, будь то полное затаенной грусти «Опустела без тебя Земля» или шутливое «Не линяет только солнечный зайчик».

МХАТ вне школьной программы

Ленинград — Москва. По этому маршруту отправилась Таня Доронина, не поставив в известность родных. Заставила отправиться в путь любовь к театру. Успешно выдержав вступительные экзамены, студенткой так и не стала. Дело было за малым: не хватало аттестата о среднем образовании. До получения документа об окончании школы оставалось еще два года. Так что приемная комиссия отправила девочку доучиваться. Она вернулась в родной город, чтобы в 1956 году все же закончить Школу-студию МХАТ, хотя ее готовы были принять и в Щукинское училище, и в Щепкинское, и в ГИТИС.

Ленинградские сцены

Первым театром Татьяны Дорониной стал Волгоградский драматический, куда молодая актриса отправилась вслед за мужем Олегом Басилашвили после комсомольской свадьбы. Но проработала на этой сцене недолго, спустя год молодые супруги были приняты в ленинградский «Ленком», а спустя еще четыре года Татьяна Доронина стала ведущей актрисой ленинградского БДТ имени Горького.
«Я вообще очень рано стала влюбляться. Мальчик, как и мы, был эвакуированный, только из Москвы. Он поразил меня тем, что, когда учительница читала нам «Ваньку Жукова», он закрылся руками и заплакал. А так как он был при этом еще и самый хорошенький в классе, то начался мой роман. Потом пошло все по нарастающей. Я влюблялась каждый год»
Татьяна Доронина
В 1959 году Георгий Товстоногов пригласил актрису на роль Надежды Монаховой в постановке «Варвары» по пьесе Горького. Премьера стала настоящим событием театральной жизни Северной столицы. За семь лет работы в этом театре Татьяна Доронина воплотила яркие классические образы Маши в «Трех сестрах», Софьи в «Горе от ума», Настасьи Филлиповны в спектакле «Идиот».
На сцене БДТ Татьяна Доронина впервые сыграла Надю в постановке по пьесе Александра Володина «Моя старшая сестра» и красавицу-стюардессу Наташу в трагической истории, написанной Эдвардом Радзинским, «Еще раз про любовь». Спустя несколько лет эти образы актриса перенесла на экран в картинах Георгия Натансона.

30 кинолет Татьяны Дорониной

Первой киноролью в небольшом списке из 16 картин Татьяны Дорониной стала комсомолка Зоя в фильме «Первый эшелон». В картине Доронина снималась вместе с Олегом Ефремовым, блистательный кинодуэт с которым появился на экранах в 1967 году в ленте «Три тополя на Плющихе» режиссера Татьяны Лиозновой.
История несостоявшейся любви, пронизанная нежностью под звуки одноименной песни Александры Пахмутовой, стала одним из символов эпохи шестидесятых. «Опустела без тебя Земля…» — вслед за Дорониной и Майей Кристалинской пела вся страна, а журнал «Советский экран» назвал Татьяну Доронину актрисой года.
В книге «Дневник актрисы» Татьяна Доронина призналась, что в роли Надежды воплотила образ своей мамы: «Ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность».
Сцена из художественного фильма Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» (1967)

Москва: два МХАТА и театр Маяковского

«Уход из БДТ — это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар», — говорила актриса спустя годы после того, как в 1966 году сменила ленинградский БДТ на столичный МХАТ. В Москву актриса уехала вслед за третьим мужем — писателем Эдвардом Радзинским. Второй брак с театральным критиком Анатолием Юфитом распался еще в Ленинграде.
«…Она великая актриса! Мне было интересно для нее написать. И я начал писать сценарий… Потому что я очень хотел, чтобы Доронина играла. Вы понимаете, нет ничего чудовищнее, когда такой артист, такого масштаба ничего не делает»
Эдвард Радзинский о работе над сценарием к фильму «Ольга Сергеевна»
Муж-драматург написал для Татьяны Дорониной множество пьес. Во время экранизации одной из них, «Еще раз про любовь», актриса познакомилась со своим четвертым мужем Борисом Химичевым. Фильм ставился под Татьяну Доронину. Актер должен был сыграть Евдокимова — главную мужскую роль, которая в итоге досталась Александру Лазареву. Пробовался на эту роль и Владимир Высоцкий. Картина имела оглушительный успех. В 1968 году она стала лидером советского проката, фильм посмотрели около 40 миллионов зрителей.
Во МХАТе Татьяна Доронина работала с перерывом на Театр имени Маяковского. Сыграв в дебютном спектакле Олега Ефремова «Дульсинея Тобосская», в 1971 году актриса начала десятилетнее сотрудничество с режиссером и худруком Маяковки Андреем Гончаровым. В 1983 году Татьяна Доронина по приглашению Ефремова вернулась на мхатовскую сцену и после раскола театра возглавила МХАТ имени Горького.
«Она обладает определенной харизмой, лидерством и всегда защищает свою точку зрения, в которой убеждена. Это не может не вызывать уважения. Она такая с молодых лет. Татьяна как кошка, которая ходит сама по себе»
«Нервно сыгранное и умом постигнутое» — играют во МХАТе под руководством Татьяны Дорониной сегодня. Среди постоянных авторов — Достоевский, Булгаков, Чехов, Пушкин, Горький, Островский. Доронина играет на сцене, ставит спектакли и вот уже 30 лет отдает все свои творческие силы лишь театру, отказавшись от кино.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна