Майя Кристалинская
Годы жизни: 24 февраля 1932 - 19 июня 1985
Страна: СССР
Сфера деятельности: Исполнитель
Содержание
Выпускница авиационного института, Майя Кристалинская не получила профессионального музыкального образования. Но и без него она стала известной певицей. Ее песни, среди которых «Нежность», «Аист» и «Два берега», звучали на советском телевидение и кино, а она сама была частым гостем «Голубого огонька» и «Песни года».
Студентка авиационного института
Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве в еврейской семье. Ее отец Владимир Кристалинский работал во Всероссийском обществе слепых, где придумывал головоломки и игры для детей, а мать будущей певицы Валентина Пыткина была домохозяйкой.
С детства Майя Кристалинская участвовала в школьной самодеятельности, посещала детский хоровой коллектив Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников. Выступала будущая певица и на школьных концертах, к которым почти никогда не готовилась специально. Она легко запоминала тексты и без долгих репетиций могла правильно спеть композицию.
В 1950 году Майя Кристалинская закончила школу. Долго не могла решить, на какой факультет подать документы — она получала хорошие оценки по всем предметам. В «Справочнике для поступающих в вузы Москвы» будущая певица нашла МАИ — Московский авиационный институт. Кристалинская решила, что название этого учебного заведения созвучно ее имени, поэтому выбрала его для поступления. Она отлично сдала вступительные экзамены и стала студенткой программы «экономика самолетостроения». В институте Кристалинская вновь присоединилась к кружку художественной самодеятельности, пела на творческих вечерах. После окончания МАИ в 1956 году она попыталась работать по специальности — поехала по распределению в Новосибирск на местный авиационный завод. Там Кристалинскую не устроили на положенную должность, поэтому вскоре она вернулась в Москву.
В Москве на Кристалинскую завели дело как на «самовольно оставившую место работы». Однако до суда оно не дошло — за будущую певицу вступился Артем Тер-Маркарян, преподаватель МАИ и начальник главного управления министерства авиационной промышленности. Он рецензировал дипломный проект Кристалинской в институте и поставил ей высшую оценку на защите. Тер-Маркарян устроил будущую певицу в конструкторское бюро Александра Яковлева, где она проработала три года.
Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов
Еще во время учебы в институте Майя Кристалинская стала посещать эстрадную студию при Центральном Доме работников искусств СССР (ЦДРИ), она пела в ансамбле «Первый шаг». В 1957 году участников этого коллектива пригласили выступить на мероприятиях VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Одному из руководителей «Первого шага» композитору Юрию Саульскому поручили создать джазовый оркестр. Биограф певицы Анисим Гиммерверт писал: «Саульский должен был совершить почти невероятное. Страна, где джаз был загнан в угол, а потом спасался в подполье, обязана была показать миру, что джазовая музыка в СССР чуть ли не всенародно любимая, а джазмены — самые уважаемые музыканты». Вокалисткой в новый коллектив Саульский позвал Майю Кристалинскую — она умела почти без акцента петь песни на испанском и итальянском языках, спокойно реагировала на критику и быстро училась. На концертах певица исполнила «Колыбельную» и «Прощальную песню».
На одном из таких выступлений Кристалинская познакомилась со своим будущим мужем — писателем Аркадием Аркановым. Он вспоминал: «Расписываться нам назначили на первое июня. Можете себе представить, тридцатого апреля познакомились, на первое июня уже назначили запись». Их брак продлился меньше года — они развелись в марте 1958 года.
В составе джазового коллектива Саульского Майя Кристалинская стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и получила серебряную медаль.
«Не всем членам жюри мы понравились — французский композитор Франсис Демарк сказал, что мы играем не совсем настоящий джаз, что это больше похоже на музыку варьете. В чем-то Лемарк был, возможно, прав, знал бы он только, что еще года три назад такое звучание было в СССР крамольным»
Юрий Саульский о Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (по книге Анисима Гиммерверта «Майя Кристалинская. И все сбылось и не сбылось»)
К концу фестиваля, 8 августа 1957 года, в издании «Советская культура» опубликовали статью «Музыкальные стиляги». В ней писали: «Пагубный в искусстве пример утери самостоятельности творческого облика, творческой индивидуальности являет собой, в частности, молодежный эстрадный оркестр Центрального Дома работников искусств (руководитель Ю. Саульский)». Автор материала раскритиковал и музыкантов ансамбля, в том числе Майю Кристалинскую. Он писал о «слабых творческих возможностях» солистки и ее «вихляющих «стиляжных» ужимках». Вскоре после этой разгромной статьи коллектив стал реже собираться в ЦДРИ. Саульский вспоминал: «Нас выкинули, правда не напрямую, приказом по дому, но создав такие условия, что работать стало невозможно».
«Мы с тобой два берега»: песни для кино и телевидения
«Мы с тобой два берега», из художественного фильма Евгения Ташкова «Жажда» (1959). Музыка Григория Поженяна. Слова Андрея Эшпая. Исполняет Майя Кристалинская
После роспуска коллектива Майя Кристалинская продолжила заниматься музыкой и выступать с различными оркестрами. Певице пришлось менять репертуар — после выхода статьи «Музыкальные стиляги» иностранные композиции почти не исполнялись. В это время Кристалинская познакомилась с композитором Эдуардом Колмановским, пела его «Тишину» и «В нашем городе дождь». Она часто выступала на концертах, на встречах с иностранными делегациями.
С оркестром Лундстрема в 1958 году Кристалинская поехала в свои первые гастроли — на Украину. После возвращения из них она уволилась из конструкторского бюро Яковлева и решила сосредоточиться на работе в музыкальных коллективах. Вскоре ей предложили записать песню для кинофильма «Жажда» режиссера Евгения Ташкова. Стихи для композиции «Мы с тобой два берега» написал поэт Андрей Эшпай, а музыку — композитор Григорий Поженян.
«Познакомившись с песней, всегда сдержанная Майя охнула и со свойственной ей непосредственностью сразу же предложила ее записать. Но в кино так не делается, надо знать, о чем фильм, знать характер героини, за которую она поет. Песню записали с трех дублей. Записав один, Майя его прослушивала, находила недостатки и предлагала новый дубль. Согласилась «утвердить» только третий. Певица вдруг обнаружила упрямство, которое помогло преодолеть неопытность, дав прекрасный результат. Фильм она увидела в первый же день его выхода на экран — в кинотеатре. Ей звонили, поздравляли, хотя в титрах ее фамилия не значилась. Узнавали по голосу»
Анисим Гиммерверт, «Майя Кристалинская. И все сбылось и не сбылось»
Песня принесла Кристалинской всесоюзную славу, композицию выпустили на пластинках тиражом в семь миллионов экземпляров. Несмотря на это, певице пришлось уйти из коллектива Лундстрема: ее вместе со многими другими музыкантами сократили по распоряжению Всероссийского гастрольно-концертного объединения.
В следующем 1960 году Кристалинская присоединилась к оркестру джазового артиста Эдди Рознера, с которым до того несколько раз сотрудничала — пела под его аккомпанемент на концертах. Рознер вспоминал: «Как-то к нам пришла девушка, инженер-авиаконструктор. Она спела свою «Светлану» так по-особенному проникновенно, что захотелось помочь ей стать настоящей певицей».
В следующем 1960 году Кристалинская присоединилась к оркестру джазового артиста Эдди Рознера, с которым до того несколько раз сотрудничала — пела под его аккомпанемент на концертах. Рознер вспоминал: «Как-то к нам пришла девушка, инженер-авиаконструктор. Она спела свою «Светлану» так по-особенному проникновенно, что захотелось помочь ей стать настоящей певицей».
В декабре 1960 года Кристалинскую пригласили выступить на передаче «С добрым утром!», где она исполнила две песни — «Новогоднюю» и «Я иду». Она продолжала ездить на гастроли с разными музыкальными коллективами. В 1962 году, во время одной из поездок с джазовым ансамблем Рознера, Кристалинская простудилась. Уже после возвращение в Москву Рознер посоветовал ей обратиться к врачу — ему показалось, что певица не вылечилась до конца. В больнице у Кристалинской нашли раковую опухоль. На некоторое время ей пришлось оставить выступления и лечиться, но почти сразу после выписки она вернулась в коллектив Рознера. На концертах исполнительница повязывала вокруг шеи платок, которым скрывала следы медицинских процедур, которые теперь должна была проходить регулярно. О болезни Кристалинской — уже известной певицы — писали в газетах.
«У Кристалинской сегодня концерт в Театре эстрады. Лечу в театр. Смотрю, там толпа. Думал, на похороны, а это за билетами!.. Прорвался в театр, сажусь в зале, вижу: выходит на сцену Кристалинская. Живая!!! У меня отлегло от сердца…»
Григорий Горин, «А правда ли?» (журнал «Юность)
«Когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…»
«Нежность». Музыка Александры Пахмутовой. Слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Исполняет Майя Кристалинская
В первой половине 1960-х, несмотря на болезнь, Майя Кристалинская записывала много песен, среди которых «Падает снег», «В нашем городе дождь», «Добрый день», «Аист», «Топ, топ, топает малыш» и другие. Их крутили по радио, выпускали на пластинках. Певицу стали приглашать не только на передачу «С добрым утром!», но и на другие программы, в том числе на «Голубой огонек» и «Песню году». Критики и коллеги писали об обаянии и искренности Кристалинской. Иосиф Кобзон вспоминал: «Стоило Майюшке, как я ее называл, улыбнуться — появлялись ямочки на ее щеках, глазки такие прищуренные, и такая искренность, и сразу становится тепло, а когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…».
В 1965 году Майя Кристалинская исполнила песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Нежность». Премьера состоялась на концерте в колонном зале Дома союзов. В следующем году песня стала знаменитой — ее начали крутить по радио, а режиссер Татьяна Лиознова включила композицию в фильм «Три тополя на Плющихе».
«Если вы спросите меня, какую идеальную песню мне хотелось бы спеть, я отвечу: такую, как «Нежность». Эта песня — своеобразный перелом в творчестве Александры Пахмутовой. Я бы сказала — качественный перелом. Глубина, затаенность и сдержанность. Великолепная оркестровка, которая сама по себе произведение искусства, даже звучащая без вокальной картины, она будет всегда волновать»
Майя Кристалинская о песне «Нежность» (Газета «Московский комсомолец», 29 ноября 1967 года)
Вскоре Кристалинская вышла замуж второй раз. Ее супругом стал скульптор Эдуард Барклай. Анисим Гиммерверт писал «Эдуард Максимович, человек необычайно отзывчивый, проявлявший и здесь широту, готовый всегда прийти на помощь человеку даже малознакомому, о Майе заботился особо». Они прожили в браке до смерти Барклая в 1984 году.
«Сплошные дальние выезды»: последние годы жизни
«Ненаглядный мой». Музыка Александры Пахмутовой. Слова Риммы Казаковой. Исполняет Майя Кристалинская. Авторский вечер Александры Пахмутовой. 1975. Колонный зал Дома Союзов, Москва
В апреле 1970 года председателем Государственного комитета по радио и телевещанию стал Сергей Лапин, который решил, что «евреев на праздничном экране быть не должно». Майю Кристалинскую почти перестали приглашать на телевидение, а в 1972 году ее выступление с песней «Кто отзовется?» вырезали из передачи «Песня года».
«Последняя моя встреча с Майей Кристалинской была грустной. Она пришла в редакцию спросить меня, почему мы перестали ее приглашать. Что я могла ответить? Мы включали ее иногда в дневные передачи по 2-й и 4-й программам, но взять ее в ведущие передачи было невозможно. А ведь исполнителям хотелось именно этого. Участие в них, особенно в «Голубом огоньке» или «Песне года», было как марка, как знак качества…»
Глава редакции музыкальных программ Центрального телевидения Нина Григорянц (по книге Федора Раззакова «Свет погасших звезд»)
Кристалинская продолжила выступать с концертами, которые теперь проходили на небольших площадках — фестивалях в парках, кинотеатрах. Иногда певица выезжала на гастроли по России. Она бывала в Туле, Рязани, Смоленске, ездила даже в небольшие города и деревни. Подруга Кристалинской, которая вместе с ней ездила в гастроли, Татьяна Райнова писала: «Сплошные дальние выезды, я считаю, что это унизительно для Кристалинской. <…> Везде одна пьянь, холодно, грязно, возвращаться ночью — лишний раз подвергать себя опасности попасть в аварию». Несколько раз ее отправляли за границу, Кристалинская выступала перед солдатами в гарнизонах в Венгрии и ГДР.
В 1974 году Майя Кристалинская стала заслуженной артисткой РСФСР. Однако ее так и не приглашали на телевидение и крупные концерты. Последние десять лет певица продолжала ездить с гастролями по регионам РСФСР.
В 1980-х у Кристалинской стали ухудшаться речь и координация. В 1984 году у певицы умер муж — Эдуард Барклай. После этого она попала в больницу. Иосиф Кобзон вспоминал: «Жутко, конечно, было смотреть на нее. Она очень хотела надписать мне свою новую пластинку, которая только вышла, но ей это было трудно. Я сказал: «Майюшка, ну чего ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет». Она заплакала и только сказала: «Нет, Иосиф». Весной 1985 года Кристалинскую выписали из больницы, однако лучшей ей не стало — певица потеряла речь. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская умерла. Ее похоронили на Донском кладбище Москвы, а на могиле написали: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».
Интересные факты
1. Майя Кристалинская была первой исполнительницей песни «Пусть всегда будет солнце» композитора Аркадия Островского на слова Льва Ошанина. Она спела ее в одном из выпусков передачи «С добрым утром!» в 1962 году. Спустя несколько недель эту песню исполнила Тамара Миансарова на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки, где получила за нее золотую медаль.
2. В 1980-х Майя Кристалинская занималась переводом с немецкого мемуаров ее любимой актрисы Марлен Дитрих. Книга под названием «Размышления» вышла уже после смерти певицы.
2. В 1980-х Майя Кристалинская занималась переводом с немецкого мемуаров ее любимой актрисы Марлен Дитрих. Книга под названием «Размышления» вышла уже после смерти певицы.
В публикациях