Актер-директор-ректор
Игорю Золотовицкому — 55.
Он успевает руководить Школой-студией МХАТ, Центральным домом актера, играть на сцене родного МХТ, сниматься в кино и принимать участие в телепередачах. Жалуется на перегрузки, но прекрасно справляется со всеми задачами. Игорь Золотовицкий — очень энергичный человек, полный жизни. В любой компании он неминуемо завладеет всеобщим вниманием. Во-первых, просто потому, что он очень приметный: высокий, громкоголосый. Во-вторых, Золотовицкий — прекрасный рассказчик и «показчик», балагур. Кажется, он любого уговорит, если нужно. Может быть, это наследственная способность? Игорь Золотовицкий с юмором и нежностью вспоминает свою мать: «Она была невероятно общительной и веселой. Соню знал весь Ташкент, и она знала всех. Легко убеждала кого угодно в чем угодно. Бывало, со смехом рассказывала: «Ох, сегодня опять из ОБХСС приходили — проверяли. Так мы чудно пообщались, обо всем договорились». Благодаря маминым связям и изворотливости мы ни в чем не нуждались».
О детстве говорит охотно, с любовью… Он родился и вырос в многонациональном жарком Ташкенте, где его родители оказались в годы войны. Окончив школу, Игорь поехал поступать в московские театральные институты. Взять их с наскока не удалось. Пришлось вернуться и год отработать слесарем на заводе. Зато со второго захода Золотовицкий поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Евгения Евстигнеева! После выпуска Олег Ефремов взял актера в труппу Художественного театра. Золотовицкий верен МХТ до сих пор. Но в конце 80-х для молодых актеров открылись возможности поработать на стороне, да и зарабатывать тогда приходилось самыми неожиданными способами. Золотовицкий с товарищами открыли театр-студию «Человек» и поставили там спектакль «Чинзано» по рассказу Людмилы Петрушевской. Он стал хитом не только в Москве, но и практически по всему свету.
Гастроли в Париже подарили Золотовицкому возможность начать преподавать во Франции. Позже он стал педагогом в Школе-студии МХАТ, а теперь и ректором этого славного вуза. «У нынешних, конечно же, больше возможностей», — делится он впечатлениями от студентов. — «И они свободнее, наглее нас, что, на мой взгляд, классно». Но, несмотря на «наглость» нынешних молодых актеров, их судьбы так же зависят от случая и поддержки старших, как и во все времена. «Нужно как-то организовывать будущее выпускников, куда-то пристраивать каждого», — говорит ректор Золотовицкий.
Нынешний юбиляр, при всей своей нагрузке, остается одним из ведущих актеров МХТ. Для него пишет пьесы Евгений Гришковец, и спектакли по этим пьесам с Золотовицким в главных ролях годами идут на сценах Художественного театра: «Осада», «Дом». Золотовицкий — блестящий характерный актер, способный составить серьезную конкуренцию исполнителям главных ролей. Это наглядно подтверждает его работа в одном из самых любимых зрителями спектакле МХТ — «Последняя жертва». Золотовицкий играет в нем Салая Салтаныча — жестокого барыгу-кредитора, равнодушного к участи красавца Дульчина. Бывшему ташкентцу блестяще дались азиатский акцент и нагловатая манера скоробогача. Вообще, колоритная внешность Золотовицкого позволяет ему играть людей разных национальностей. Например, в фильме Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной» актер прекрасно исполнил роль цыгана. Фильмография Золотовицкого невелика, но зато в ней — работы с яркими режиссерами: Сергеем Бодровым — старшим («Непрофессионалы»), Павлом Лунгиным («Такси-блюз» и «Луна-парк»), Василием Пичулом («В городе Сочи темные ночи»).
Смотрите также