Культовые платья советского кино

«Главное, чтобы костюмчик сидел», — резюмировал герой одного известного советского фильма. И ведь не поспоришь. Иногда одежда киногероя настолько гармонирует с характером персонажа и контекстом эпохи, что запоминается не хуже самого фильма. Платья, в которых снимались Любовь Орлова, Барбара Брыльска, Наталья Селезнева и Людмила Гурченко, вмиг становились последним писком моды и топовыми запросами в ателье, а исторические наряды героинь Людмилы Целиковской и Людмилы Савельевой вошли в сборники по истории кино. Мы собрали самые любопытные, знаменитые, интересные и дорогие костюмы, которые когда-либо появлялись в советском кинематографе. Рассмотрим их вместе.

Царский наряд Людмилы Целиковской

Работа над «Иваном Грозным» началась в самое неподходящее время. Идет Великая Отечественная война, «Мосфильм» еще не оправился от эвакуации в Алма-Ату, а Сергей Эйзенштейн настаивает на масштабных съемках эпопеи о жизни царя Ивана Грозного. Режиссер и слышать не хотел о нехватке средств, он готов был отказаться от картины и отложить съемки до победы, чем хоть на чем-то сэкономить. В итоге грандиозному замыслу соответствовало всё: декорации, бутафория и, конечно, костюмы, для изготовления которых была выписана фондовая парча, предназначенная на экспорт в восточные страны.
Эскизы костюмов персонажей делал художник Иосиф Шпинель, но Эйзенштейн и здесь приложил руку, активно помогая художнику в работе. В итоге было изготовлено боле сотни костюмов — от княжеских одежд до крестьянских рубах; среди них поистине царской роскошью отличается наряд Людмилы Целиковской, сыгравшей Анастасию Романову. Платье царицы сделано из той же самой парчи и обито мехом.

Послевоенная мода на экране

В 1947 году на экраны вышел фильм «Весна». После войны не прошло и двух лет, еще чернеют руинами города, а в картине Григория Александрова поют и танцуют, делают научные открытия и снимают кино.
«Весна» запомнилась не только ярким сюжетом, свежестью идеи и радостным предчувствием будущего, но и нарядами обеих героинь, которых играет Любовь Орлова. Всегда стильная и хорошо чувствующая перемены в моде, на экране она появляется в строгих костюмах. В первом номере Верочки актриса одета в элегантное платье, поверх которого накинут пиджак с широкими плечами: этот мужской силуэт стал главной модной тенденцией послевоенной эпохи.
«То, в чем появлялась на экране Любовь Орлова, мгновенно становилось советской модой. Несмотря на внушительные тиражи советских модных журналов («Модели сезона» выпускались тиражом в 100 тысяч экземпляров во второй половине 1930-х), кинематограф был средством информации номер один для модниц. Женщины ходили на фильм по нескольку раз, чтобы зарисовать в темноте кинозала понравившийся фасон — и пойти с этим рисунком к портнихе с требованием: «Хочу платье, как у Любочки Орловой».
Мэган Виртанен, историк моды, преподаватель СПбГУ
Фотография: историямоды.рф / аккаунт Мэган Виртанен на ВКонтакте

Любимый силуэт стиляг

В своем кинематографическом дебюте Людмила Гурченко блистала нарядами в стиле нью-лук. Разработан этот стиль был в конце 40-х кумиром модниц Кристианом Диором, а в массовую культуру СССР пришел только во второй половине десятилетия, во многом благодаря фильму Эльдара Рязанова.
Советские модницы копировали образы Леночки Крыловой, заказывая портным точно такие же платья, которые видели на героине «Карнавальной ночи». Однако торжество стиля нью-лук в Советском Союзе длилось недолго. Эта модная волна слишком поздно дошла до нашей страны, и ее моментально сменил минимализм 60-х. В реальной жизни узкие лифы и расклешенные юбки Крыловой очень быстро стали архаизмом, однако в кино юной Людмилой Гурченко любуются без малого шесть десятилетий.

Исторический экскурс в начало XIX века

«Война и мир» Сергея Бондарчука — одна из самых высокобюджетных картин, созданных в СССР. Дорогими были не только съемки батальных сцен, для которых сформировали отдельный кавалерийский полк и привлекли новейшую кинотехнику, но и постановка мирной жизни. В картине появляется подлинная мебель и аксессуары XIX века, а для героев, по данным журнала «Советский экран», было пошито около 12 тысяч костюмов.
Самым запоминающимся стал наряд для первого бала Наташи Ростовой. Легкое белое платьице, в котором актриса Людмила Савельева появилась в сцене бала, стало той модной деталью, без которой невозможно было бы создание образа нежной и юной Наташи. По силуэту платье очень близко к тому, что носили женщины в начале XIX века.

Платье на все времена

Вот уже 40 лет Надя Шевелева, учительница русского языка из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», встречает Новый год в креповом платье горчичного цвета.
Есть версия, что праздничное платье Нади уже появлялось в фильме «Опасный поворот» за три года до выхода «Иронии судьбы». Мисс Олуэн Пиил, героиня Антонины Шурановой, действительно носит похожий наряд, но максимальной длины. И в том и в другом фильме художником по костюмам выступила Ольга Кручинина, так что она вполне могла укоротить платье для Нади.
Так или иначе, культовым оно стало именно после выхода «Иронии судьбы». Дополнила этот аскетичный образ меховая шапка из лисы: недешевый головной убор питерской учительницы и сегодня выглядит вполне актуально.

Самая стильная мымра

Алиса Фрейндлих не боится быть некрасивой на экране. Она лично помогала Эльдару Рязанову искать нелепые наряды «мымры» для первой части «Служебного романа», выработала отнюдь не женскую походку и жестикуляцию.
Зато во второй части фильма авторы вернули актрисе ее шарм и обаяние. Превращение мымры оказалось поистине волшебным. Сначала она надевает струящееся платье в пол, а затем приходит на работу в модном клетчатом наряде с крупными пуговицами: хит 70-х годов.
«После «Служебного романа» я действительно получила массу писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок».
Актриса Алиса Фрейндлих
Фотография: Олег Мерцедин / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Платье от Вячеслава Зайцева

Наряды из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» не могли не войти в историю моды. Во-первых, в сценах, где участвует царь и его современники, использованы костюмы фильма «Иван Грозный», а во-вторых, образ Зиночки, жены Александра Тимофеева, разрабатывал Вячеслав Зайцев — тогда еще совсем молодой, но подающий надежды модельер. Самым смелым костюмом героини стало красное платье-рубашка, надетое поверх топа и выгодно подчеркивающее фигуру актрисы Натальи Селезневой.
Коротенький наряд и кукольный макияж отсылают нас к концу 60-х годов, несмотря на то, что фильм появился на экранах в 1973-м.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна