Иван Васильевич меняет профессию
После двух успешных фильмов Леонид Гайдай вновь приглашает на одну из главных ролей Александра Демьяненко. Артисту уже идет 36-й год, его персонаж также взрослеет. Теперь он не Шурик, а Александр Тимофеев, инженер-изобретатель, сделавший во время отпуска у себя дома машину времени. Мы видим, что Шурик женился, обзавелся квартирой, но, к счастью, сохранил свое остроумие и быструю реакцию. И еще ему снятся сны…
Александру Тимофееву в этот раз (а может быть, и исторический фильм по телевизору что-то подсказал) пригрезился странный цветной сон. Будто ловил он черную кошку по квартире и устроил короткое замыкание во всем многоквартирном доме. Затем увидел Александр, как он решил рискнуть и увеличить напряжение в своей машине времени и как та стала проявлять чудеса. После взрыва не только «растворилась» стена в соседнюю квартиру Шпака, но и открылся коридор в XVI век — прямо в палаты Ивана Грозного.
В это же время в квартиру Шпака незаконно проник домушник Жора Милославский (Леонид Куравлев), к Шурику с претензиями от имени жильцов ворвался управдом Бунша (Юрий Яковлев). И так случилось, что в общей кутерьме Милославский и Бунша отправились в прошлое, а грозный царь Иван Грозный (Юрий Яковлев) оказался в современной Москве. Суеты добавил еще и уход любимой жены Зины (Наталья Селезнева) к кинорежиссеру Якину (Михаил Пуговкин).
«Иван Васильевич…» — бенефис звезды Театра имени Вахтангова Юрия Яковлева. Скороговорка, недалекость и пугливость Бунши контрастирует с широкими, величавыми жестами и реакциями Ивана Грозного. По-разному оба персонажа осваивают новые для себя предметы быта, окружения. И получается парадокс: радетель об общественном благе Бунша совсем не умеет владеть новой ситуацией, кроме как на банкете разгуляться, а вор-рецидивист Жора готов отстаивать базовые государственные ценности. Артистичная натура Милославского позволяет ему быстро приспособиться к новым обстоятельствам…
А урок Ивана Грозного режиссеру Якину, как надо обращаться с женщинами, радует уже не одно поколение зрительниц.
Добавили яркости фильму и зажигательные мелодии Александра Зацепина.
Особенности:
— Жанр в титрах — «не научно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический».
— Песню «Поговори хоть ты со мной…», которая впоследствии называлась «Вариация на цыганские темы», Владимир Высоцкий записал специально для фильма.
— Песню «Разговор о счастье» поет Валерий Золотухин.
— По посещаемости картина занимает 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
— В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
Авторы о фильме:
Яков Костюковский: «Мы с Гайдаем выработали свой принцип работы на зрителя — «А что скажет бабушка в Йошкар-Оле?». Эта бабушка была для нас главным критиком. Ни Госкино, ни ЦК, ни КГБ, а некая гипотетическая бабушка. Как ей понравится тот или иной эпизод? Поймет ли она его? Ведь для Гайдая награды и звания не имели принципиального значения — главной была реакция зрителя».
Контекст:
— В первой половине 1970-х вышли три экранизации Михаила Булгакова. В 1970-м — «Бег», режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов (по мотивам произведений «Бег», «Белая гвардия», «Черное море»); «Иван Васильевич» в 1973-м; трехсерийный художественный телевизионный фильм по одноименной пьесе «Дни Турбиных» в 1976-м.
Крылатые фразы:
Царь Иван Васильевич Грозный: «Ах, боярыня красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна…», «Ты почто боярыню обидел, смерд?», «Замуровали демоны!», «Ключница водку делала?», «Да, хоромы-то тесные», «Оставь меня, старушка, я в печали…»
Управдом Иван Васильевич Бунша: «Вы еще ответите за свои антиобщественные опыты, хулиган!», «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», «Здравствуйте, царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Царь».
Жорж Милославский: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть», «Царские шмотки! Одевайся — царем будешь», «Попрошу очистить царский кабинет».
Инженер-изобретатель Александр Тимофеев (Шурик): «Если бы вы были моей женой, я бы повесился», «Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите».
Зина Тимофеева: «А вы очень темпераментный человек…»
Дьяк Феофан: «Был у нас толмач немчин. Ему переводить — а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили», «Как же это так, батюшка? Ведь Казань-то наша!»
Ульяна Андреевна Бунша: «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат…»
Антон Семенович Шпак: «Все, что нажито непосильным трудом, все погибло!»
Кинорежиссер Карп Савельевич Якин: «Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой?», «…Аз есмь… Житие мое, паки-паки, иже херувимы!..»
Царица Марфа Васильевна: «Всё в делах, всё в делах, великий государь, аки пчела!»