Кино для Победы

В годы Великой Отечественной войны продолжали работать многие учреждения культуры: музейные работники вывозили ценные экспонаты и хранили их на новом месте, театры и балетные училища в эвакуации репетировали и давали спектакли, а киностудии снимали фильмы. О том, каким было кино военных лет — кино для Победы — рассказывает «Культура.РФ».

Советские киностудии в эвакуации

Когда немецкая армия стоит на подступах к столице, а все ресурсы страны брошены на борьбу с врагом, кажется, не время снимать кино. Но режиссеры, операторы, актеры продолжали работать и в блокадном Ленинграде, и в обороняющейся Москве. Уже в ноябре 1941 года в Среднюю Азию эвакуировали «Мосфильм», «Ленфильм», и на базе алма-атинской студии
была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (на ее счету 80% всех картин, выпущенных в стране в военные годы). В Душанбе начала работать студия «Союздетфильм».
«Незадолго до начала войны ко мне обратился председатель Совета народных комиссаров Казахской ССР тов. Ундасынов с просьбой организовать в республике кинопроизводство. <…>
В августе встал вопрос об эвакуации студии «Ленфильм». Теперь я вспомнил о разговоре с тов. Ундасыновым и позвонил ему в Алма-Ату. Он сразу же согласился с моим предложением принять «Ленфильм» и пообещал содействие в размещении киностудии. <…>
Из Ленинграда удалось вывезти очень мало кинооборудования. Поэтому Кинокомитет решил усилить техническую базу создаваемой в Алма-Ате киностудии за счет «Мосфильма». Так был решен вопрос об эвакуации «Мосфильма» в Алма-Ату…»
Из воспоминаний председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Ивана Большакова
Итак, две главные киностудии страны, конкурирующие уже не одно десятилетие, оказались под одной крышей. В сложных условиях эвакуации прежние распри должны были только усугубиться, но все вышло наоборот. Ленфильмовцы и мосфильмовцы принялись за работу так, будто всю жизнь снимали кино вместе.

«Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна

Именно в Алма-Ате была закончена культовая советская комедия «Свинарка и пастух»
Ивана Пырьева; там же, в павильонах ЦОКС, Сергей Эйзенштейн
снимал обе серии «Ивана Грозного»
. Работа над фильмом стоила баснословных денег, но ради гениального сценария директор ЦОКС Михаил Васильевич Тихонов приложил все усилия, чтобы фильм был снят.
«Сергей Михайлович запер дверь своего кабинета и начал читать мне сценарий «Ивана Грозного», прерывая чтение своими комментариями о том, как он предлагает все это воплотить на киноэкране и какими средствами. Я слушал его с увлечением, и во мне появилось неукротимое желание во что бы то ни стало приложить все усилия и настойчивость. Но осуществить эту гигантскую постановку именно здесь, а Алма-Ате, и без всяких компромиссов на военное время. Я знал, что эта тема была утверждена ЦК в перспективном тематическом плане в объеме двух серий. Эйзенштейн же рассчитывал на три серии. Иначе у него не влезал последний важный период деятельности Грозного — его Ливонский поход за освобождение исконно русских земель и за создание великой Руси».
Из воспоминаний Михаила Тихонова
Кстати, в сцене отпевания царицы Анастасии звучит именно голос Тихонова: прямо перед записью фонограммы заболел тенор церковного хора, и директор, сам обладающий неплохим голосом, решил помочь картине не только ходатайствами перед начальством. Так что слова погребального песнопения «Душе моя, душе моя, / Восстану, что спиши!» в фильме поет именно он.
Первый фильм о первом царе всея Руси оказался более чем успешным. Идея единения страны под сильной рукой грозного властителя, столь важная в военное время, пришлась по душе «отцу народов» и, соответственно, была широко поддержана советской интеллигенцией. Однако вторая часть картины, где Иван IV предстает человеком подозрительным и жестоким, вождю не понравилась и была запрещена к показу, что не позволило Эйзенштейну создать трилогию.

Кинохроника, учебные фильмы и агитационные новеллы

В начале Великой Отечественной перед кинематографистами была поставлена идеологическая задача — поднять боевой дух армии и народа, вселить уверенность в грядущей и неминуемой победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Из операторов формировались фронтовые киногруппы, которые фиксировали на пленку бои и быт солдат для регулярных выпусков кинохроники.
«Нас было 252 фронтовых кинооператора, снимавших на всем огромном фронте Великой Отечественной — от Баренцева моря до Черного. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых — ранены или контужены, иногда не единожды. Три с половиной миллиона метров кинопленки, отснятой нами за те 1418 дней войны, были, что называется, на «вес крови». Теперь эта кинопленка на вес золота <…> Мы, фронтовые операторы, лезли очертя голову в самое пекло боя, чтобы снять настоящую войну, не думая в тот момент, что жизнь твоя может оборваться в одно мгновение», — вспоминал кинооператор Семен Школьников.
На киностудии «Воентехфильм» снимались учебные фильмы. Самым легким и мобильным видом кино были короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». В этих небольших зарисовках прославлялись боевые качества советских воинов, воспевался непоколебимый дух советского народа, высмеивались трусость и жестокость фашистских оккупантов. Авторами этих киноальманахов были Григорий Козинцев
, Владимир Юткевич и другие знаменитые кинорежиссеры; в съемках принимали участие Борис Чирков, Зоя Федорова, Фаина Раневская
. В «Киносборнике № 4» к роли «письмоносицы» Стрелки из комедии «Волга-Волга»
вернулась Любовь Орлова
.

Картины о советских героях и чудесные сказки

В 1942 году был выпущен первый за время войны полнометражный фильм «Секретарь райкома» (режиссер Иван Пырьев) о борьбе народных мстителей с фашистскими захватчиками. Этой же теме посвящен фильм Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину», вышедший на экраны в 1943 году. В нем рассказывалось о судьбе русской женщины (Вера Марецкая), возглавившей партизанский отряд. Тема патриотизма и мужества советских людей в годы войны стала центральной и в фильмах «Зоя» (1944, режиссер Лео Арнштам), «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова (1945, режиссер Михаил Ромм) и «Человек № 217» (1945, режиссер Михаил Ромм).
Много картин снималось о бойцах и командирах Советской армии, о фронтовых буднях. В 1943 году вышла лента «Парень из нашего города», а в 1943-м — «Жди меня»
(режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов), обе по сценариям и пьесам Константина Симонова, оба фильма стали культовыми. В том же году на экранах появились «Два бойца» (режиссер Леонид Луков) со всенародно любимыми актерами — Марком Бернесом и Борисом Андреевым в главных ролях. Песни из этого фильма «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали…» стали поистине народными и до сих пор популярны.
Съемки новых и новых фильмов шли все время, с самого начала войны и до ее конца. Кинематографисты работали в самых тяжелых условиях, когда не хватало не только необходимой техники и декораций для съемок — не хватало даже еды, чтобы накормить шатающихся от голода актеров.
«…Голодали мы отчаянно.
Сильной поддержкой тут были «локши» — фальшивые продуктовые карточки. Их изготовляли ребята-художники. С этими карточками мы шли в городскую столовую, к которой были прикреплены. Благо у нас были «локши». Брали по десять мисок супа. После слива жидкости лапша едва покрывала дно одной миски.
Чтобы получить эту еду, надо было выстоять очередь из пяти-шести человек за каждым, уже сидящим за столом едоком. Голодный ждал, пока пятеро других на его глазах поглощали суп. Дело нередко заканчивалось обмороками».
Из воспоминаний студентки сценарного факультет ВГИКа
И тем не менее кинопроизводство не только развивалось, но и менялось в жанровом отношении. Ближе к концу войны появляются лирические и музыкальные комедии. В 1944 году — «В шесть часов вечера после войны» (режиссер Иван Пырьев) и в 1945-м — «Небесный тихоход» (режиссер Семен Тимошенко).
А еще людям нужна была сказка. В 1942 году Эраст Гарин и Хеся Локшина снимают картину «Принц и нищий»
, а сразу после войны, в 1946-м, на экраны выходит «Золушка»
(режиссер Надежда Кошеверова). Идея экранизировать знаменитую сказку Шарля Перро возникла у режиссера в 1944 году, по дороге из эвакуации, сразу же началась и работа над будущим фильмом: подбор актеров, создание сценария и эскизов декораций. История о Золушке в контексте драматических событий тех лет нечто большее, чем просто история о девочке, награжденной за свою искреннюю доброту, трудолюбие и самоотверженность. Она стала символом поколения, пережившим и вынесшим на своих плечах все тяготы самой жестокой и самой кровавой войны в истории. Много позже Алексей Герман вспоминал «Золушку» как «нездешнее, невесть откуда и как возникшее, вопреки всему сияющее чудо…»
Всего в годы войны было снято более 100 художественных фильмов.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна