Инна Ульянова
Годы жизни: 30 июня 1934 - 09 июня 2005
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино
Содержание
«Я читала и заливалась смехом на каждой строчке». Инна Ульянова определила свое амплуа комедийной актрисы еще на вступительных экзаменах в Щукинское училище. Комиссия встрепенулась сначала на басне Крылова, а затем и на стихотворении Ходасевича с «сомнительными девами в непотребном хороводе». Девушку приняли с оговоркой «если не разочарует преподавателей в течение полугода». Не разочаровала.
Профессия начинается с соседей
Детство Инны Ульяновой можно назвать околокинематографическим. Инженерно-строительная семья из донецкой Горловки переехала в Москву и поселилась в доме Совета министров. Соседи по министерскому дому были по-настоящему звездные. Целых три подъезда известных работников кино, и тротуар возле дома словно красная дорожка кинофестиваля: Сергей Герасимов, Инна Макарова, Марина Ладынина, Иван Пырьев и даже принц… из «Золушки» — Алексей Консовский.
В театральных кружках Инна Ульянова не занималась и все же после школы отправилась в Щукинское училище. Не слишком рассчитывая на успех, девушка приемную комиссию все же не оставила равнодушной. «Я стала громко — как научили другие абитуриенты — читать басню Крылова. Но, как оказалось, заучила я ее автоматически. И только на экзамене до меня стал доходить смысл происходящего у Крылова! Я читала и заливалась смехом на каждой строчке». Хохотунью приняли с условием — если не разочарует преподавателей в ближайшие полгода. Благополучно доучилась.
От изящной шляпки до телогрейки
«Инна, у вас редкий комедийный дар, не надо этого стесняться!» — говорил режиссер Николай Акимов, руководивший Ленинградским театром комедии, в который Инна Ульянова пришла работать после окончания училища. Актриса много играла и лирических, и комедийных героинь, порою вызывая смех одним появлением на сцене. Одна из лучших работ ее ленинградского периода — Юлия Джули в спектакле «Тень» по пьесе Евгения Шварца, написанной специально для акимовского театра.
«Шесть с половиной лет в Ленинградском театре комедии — это была не школа и даже не университет, это как черный пояс у каратистов. Да с таким учителем передо мной ни один мужчина не мог устоять — весь Невский у ног лежал!» — вспоминала актриса.
И все же в 1964 году Инна Ульянова уехала в Москву и устроилась к Юрию Любимову в Театр на Таганке. Коллеги называли актрису на испанский манер Инезилья и любили, по словам Вениамина Смехова, за «неподдельную радость». Но с режиссером отношения складывались непросто. Особенно после Ленинграда, где Николай Акимов видел в каждой актрисе женщину.
«Он одевал нас сам, он рисовал и создавал все костюмы. Он все знал о женской красоте! И если у кого-то были красивые ножки — будьте уверены! — зритель их видел. Если были красивые плечи, грудь — это всегда было оголено и оценено по достоинству! И в таких ролях я купалась. Конечно, по шпалам в тундру я не пойду, и тетка в бушлате и телогрейке, которой я потом оказалась у Любимова на Таганке, — не мое».
В начале 90-х Инна Ульянова ушла из Театра на Таганке вместе с Николаем Губенко. Но и в «Содружестве актеров Таганки» сыграла всего одну роль, уйдя в свободное антрепризное плавание. Играла и у Сергея Арцибашева в Маяковке. «Актриса удивительного дарования и широкого диапазона, от легкой комедии вплоть до трагедии. Отточенные, яркие, сочные работы», — говорил об Ульяновой Арцибашев.
Характерные эпизоды на экране и в жизни
Яркими, пусть и не главными, были работы и в кино. Первое мимолетное появление на экране даже без указания в титрах — в «Карнавальной ночи» в 1956 году. Актрису приглашали лишь на эпизоды: «Цветы запоздалые», «Чудак из пятого «Б», «Переступи порог», «Когда я стану великаном», «Иванцов, Петров, Сидоров», «Бархатный сезон», «Где находится нофелет?», «Утомленные солнцем».
Небольшие, как правило, характерные роли. Но даже эпизод Инна Ульянова могла сыграть с блеском. «Дама с лисой» в картине Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» сделала актрису узнаваемой, а роль Маргариты Хоботовой принесла настоящий экранный успех — уже в 48 лет. Хотя значительных киноролей не добавила.
Изначально в роли Маргариты Павловны режиссер картины «Покровские ворота» Михаил Козаков видел Наталью Гундареву, и остальной состав — более звездным: с Андреем Мироновым и Никитой Михалковым. Но затем выбрал не столь известных актеров, за исключением Леонида Броневого.
Домашний диктатор, «генерал в юбке». В роли авторитарной женщины Инна Ульянова оказалась очень убедительна, хотя по признанию самой актрисы в жизни ей не хватало самоуверенности и властности — «жуткая трусиха, и в отношении с мужчинами тоже».
Одна из любимых историй актрисы — о французском летчике эскадрильи «Нормандия-Неман». Жан-Пьер Константен после войны остался жить и работать в России. Любил и русскую женщину, и русскую кухню — картошку с луком. Роман в письмах, стихах и встречах продолжался четыре года. Но браком так и не закончился, как и во многих других случаях в жизни Инны Ульяновой. Актриса всегда выбирала театр и все силы тратила на творчество. Говорила: «Главное в том, что продолжается моя актерская жизнь». И даже когда сама актриса покинула этот мир — продолжают жить ее героини, на экране.
В публикациях
Фильмы
Спектакли