Цветы запоздалые
Экранизация одноименного рассказа Антона Чехова стала вторым фильмом из своеобразной трилогии Абрама Роома по произведениям классиков русской литературы. В 1964-м он снял «Гранатовый браслет» по повести Куприна, в 1971-м — фильм «Преждевременный человек» по малоизвестной и неоконченной пьесе Максима Горького. Все три фильма представляют уже поздний этап творчества киноклассика, автора знаменитых лент раннего советского кинематографа — «Третья Мещанская» (1927), «Строгий юноша» (1935).
Герой раннего рассказа Чехова «Цветы запоздалые» — молодой успешный доктор Топорков (в фильме его сыграл Александр Лазарев). Он вышел из крепостных князей Приклонских, и вот жизнь вновь преподносит ему случай побывать в доме бывших хозяев. Отпрыск благородного семейства допился до белой горячки, а его сестра, красивая и нежная княжна Мария, больна туберкулезом. Доктор дает рекомендации, но их не исполняют ни тот, ни другая. Князь Егор продолжает пьянствовать, а княжна не решается ехать на кумыс — не на что: Приклонские разорены.
Мотив взаимного классового раздражения, естественно, выпукло подан в советском фильме. Княгиня Приклонская (замечательная работа актрисы Ольги Жизневой) полна негодования: приходится принимать как ровню племянника собственного лакея! А доктор Топорков снисходительно и порой осуждающе смотрит на разорившееся аристократическое семейство. Только вот беда — княжна Мария влюбилась в доктора. И через какое-то время даже призналась ему в своем чувстве, будучи уже очень больной. В момент Марусиного признания что-то случается с циничным, молодцеватым доктором — он решает поддаться порыву, ответить на чувство. Он готов сделать для княжны невозможное: повезти на заграничный курорт, привлечь лучших врачей. Но поздно. Пока Мария не решалась признаться в своей любви, а ее маман исходила негодованием по поводу жизненного успеха бывшего крепостного, болезнь прогрессировала.
«Цветы запоздалые» не снискали такого успеха, как предыдущий фильм мастера «Гранатовый браслет». Может быть, потому, что он несколько театрален, полон довольно статичных интерьерных эпизодов. Не очень богата нюансами игра актрисы Ирины Лаврентьевой, исполнительницы роли княжны Марии Приклонской. Немного странными кажутся длинные и многозначительные музыкальные паузы — виды симфонического оркестра, исполняющего романтическую «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза. Думается, они призваны настроить зрителя на трагическую тему неслучившейся любви. «Сквозная тема, идущая через все произведения, — любовь и женская судьба, — пишет об Абраме Рооме историк кино Ирина Гращенкова («Абрам Роом», М., 1977). — Она издавна была близка Роому, достаточно вспомнить такие его принципиальные работы 20-х годов, как «Третья Мещанская» и «Ухабы».
Тем не менее «Цветы запоздалые» шли в прокате 38 стран, особенно долго фильм продержался на экранах бродвейских кинотеатров в Нью-Йорке!