Леонид Броневой
Годы жизни: 17 декабря 1928 - 09 декабря 2017
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Свою первую крупную роль в кино Леонид Броневой сыграл только в 45 лет. Образ Генриха Мюллера в фильме «Семнадцать мгновений весны» сразу сделал его знаменитым. Однако фамилию самого актера часто забывали и даже в официальных документах называли его Мюллером. Также Броневой снимался в картинах «Покровские ворота», «Формула любви», озвучивал мультфильмы и играл в постановках «Ленкома» и Театра на Малой Бронной.
Выпускник двух театральных институтов
Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве. Мать будущего артиста, Белла Ландау, работала бухгалтером. Отец, Соломон Факторович, служил в органах государственной безопасности. Фамилию он сменил в 1918 году, во время Гражданской войны. Факторович и его братья уничтожили броневик белогвардейцев гранатой, за что их и прозвали Броневыми. О родителях актер вспоминал: «Они были кристально чистыми людьми — сейчас это, возможно, звучит смешно. Они верили в светлую идею, в революцию».
Семья Броневых жила в центре Киева, на главной улице города — Крещатике. С детства Леонид Броневой занимался музыкой. Уроки игры на скрипке ему давал Давид Бертье, преподаватель Киевской консерватории.
Когда Леониду Броневому было восемь лет, его отца обвинили в контрреволюционной деятельности и арестовали. Актер вспоминал: «Ночью пришли… Забрали маузер, ремень, отец надел гимнастерку, галифе, сапоги и сказал: «Я скоро вернусь». Соломону Броневому дали пять лет лагерей и сослали на Колыму.
Чтобы избежать ареста, Белла Ландау развелась с мужем, поменяла сыну отчество на Сергеевич и переехала с ним в город Малмыж Кировской области. В Киев они вернулись только в начале 1941 года. Но вскоре началась война, и Леонида Броневого вместе с матерью эвакуировали в Казахстан, в город Чимкент. Будущий артист тогда учился в школе. После уроков он подрабатывал в пекарне недалеко от дома и в пошивочном цехе Чимкентского кукольного театра.
В 1944 году Броневой окончил школу и по совету матери поступил в Ташкентский театрально-художественный институт. С первого курса он работал диктором на местном радио, вел передачи на русском и узбекском языках. По вечерам подрабатывал в закусочных — пел и играл на аккордеоне. Для местных издательств он переводил с узбекского языка стихи.
В 1950 году Броневой окончил институт и по распределению попал в Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина. Вскоре он переехал в Чкалов (сейчас — Оренбург). Там Броневой присоединился к труппе местного театра. В эти годы артист почти не получал ролей: руководство театра считало, что у него недостаточно опыта. Одна из его первых работ оказалась совсем без слов. Броневого это огорчило, но режиссер объяснил ему, что создать образ одними движениями и мимикой такая же сложная работа, как и играть роль с текстом.
В 1953 году Броневой поехал в Москву — поступать в Школу-студию МХАТ. Перед этим он написал актеру Алексею Грибову и попросил, чтобы тот прослушал его перед экзаменами и дал советы по поступлению. Выступление так впечатлило Грибова, что артист убедил педагогов МХАТа прослушать Броневого еще до вступительных экзаменов. И его зачислили сразу на третий курс в мастерскую Александра Карева. Однокурсниками Броневого стали Галина Волчек, Ирина Скобцева и Анатолий Кузнецов.
«Все мы любим вот такого Леонида Броневого»: театральные роли
В 1955 году Леонид Броневой по распределению попал в Чечено-Ингушскую Республику, где работал в Грозненском русском драматическом театре имени Лермонтова. Первую роль он сыграл в постановке «В добрый час!» по одноименной пьесе Виктора Розова. В газете «Грозненский рабочий» писали: «Большой творческой удачей молодого артиста Л. Броневого является образ центрального героя спектакля Андрея Аверина. Тепло, с хорошим мягким юмором, смело и интересно лепит артист обаятельный, удивительно жизненный, в то же время сложный и противоречивый характер своего героя». В том же году Броневой дебютировал в качестве режиссера. Совместно с Евгением Красницким он поставил водевиль «Димка-невидимка».
Следующие два сезона Броневой работал в Иркутском драматическом театре. Артист сыграл в спектаклях «Поздняя любовь», «Улица трех соловьев, 17», «Последняя жертва». Иногда ему давали и главные роли. В постановке «Поэма о хлебе» по пьесе Павла Маляревского Броневой сыграл Владимира Ленина. В газете «Восточно-Сибирская правда» опубликовали стихи, посвященные актеру:
Говорят, что он талантлив. Это так!
Говорят, что в каждой роли он мастак…
Все мы любим вот такого Леонида Броневого.
И не надо нам другого!
Говорят, что в каждой роли он мастак…
Все мы любим вот такого Леонида Броневого.
И не надо нам другого!
В 1958 году Броневой переехал в Воронеж, куда его пригласил директор драматического театра Федор Гурской. Там актер проработал три года, сыграл в спектаклях «Барабанщица», «Чайка», «Оптимистическая трагедия».
В 1961 году Броневой вернулся в Москву. Его приняли на работу в Театр имени Пушкина, но крупных ролей не давали. Броневой зарабатывал, играя на деньги в домино на Тверском бульваре. Часто он нарушал правила и уходил после первого выигрыша, что у игроков было не принято. Броневой вспоминал: «Я нарушал этот неписаный закон. «Ах ты…» — меня матом как пошлют. <…> Потом мне начали прощать то, что с выигрышем я уходил».
В 1962 году Броневого взяли в Московский драматический театр на Малой Бронной, где актер проработал более 25 лет. Он играл военного доктора Ивана Чебутыкина в «Трех сестрах» по пьесе Антона Чехова, синьора Капулетти в «Ромео и Джульетте» Уильяма Шекспира, коллежского асессора Ивана Яичницу в «Женитьбе» Николая Гоголя.
Фильмы Леонида Броневого
В 1960-х годах Броневой начал сниматься в кино. Первые несколько лет его приглашали на эпизодические роли. Актер сыграл в картинах «Товарищ Арсений» и «Лебедев против Лебедева», телеспектаклях «С первого взгляда» и «Что делать?», появился в нескольких сериях картины «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Известность к Броневому пришла в 1973 году. Тогда он снялся в многосерийном художественном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» в одной из главных ролей. Артист сыграл начальника немецкой тайной полиции Генриха Мюллера. Сначала ему предложили роль Адольфа Гитлера, однако на пробах Лиознова решила, что даже с хорошим гримом актер не похож на немецкого диктатора. Второй режиссер Зиновий Гензер убедил Лиознову взять Броневого. Актер вспоминал: «Я не думал, что эта роль принесет мне такую известность. Второму режиссеру Зиновию Гензеру говорил: «Тут же нечего играть». А он мне ответил: «Ты даже не представляешь, что тебе принесет эта роль». На съемках Броневой и Лиознова несколько раз изменяли сценарий, добавляли к нему новые детали.
Сыгранный мною нервный тик Мюллера — дело случая. Мне сшили мундир, наверное, на размер меньше, чем надо, и он резал мне шею. Из-за этого я все время дергал головой. Лиознова поэтому и спросила меня: «Что это вы делаете?» — «Да мне мундир режет». –«Я не к тому, что вам режет! Не сделать ли это нам краской в самых «нервных» местах?» И она нашла эти места… Кстати, это очень понравилось Марку Захарову. Он говорил потом актерам: «Видите, как можно без слов передать нервное состояние человека?»
Из книги Федора Раззакова «Досье на звезд»
После выхода «Семнадцати мгновений весны» Броневой стал знаменит. Актера начали узнавать на улице. Однажды советские школьники прислали ему письмо, в котором написали: «Дедушка Мюллер, мы все хотим быть похожими на Вас!»
Броневой жаловался, что поклонники и чиновники часто забывали его настоящую фамилию. Так было и в 1976 году, когда артиста наградили Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых. В приказе его записали как «Мюллер».
Во второй половине 1970-х Броневой сыграл в картинах «Врача вызывали?», «Пятерка за лето», «Маяковский смеется». В 1975 году актер снялся в картине «Агония» о заговоре против Григория Распутина. Однако эта лента не была допущена в прокат в СССР. Критики обвинили режиссера Элема Климова в искажении исторических фактов. Впервые «Агонию» показали только спустя семь лет после создания — в 1981 году за границей.
В 1979 году в ленте Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» Броневой исполнил роль герцога. Вскоре после выхода картины актеру присвоили звание народного артиста РСФСР «за заслуги в области советского театрального искусства».
В 1980-х Броневой продолжал сниматься в кино. В 1982 году актер сыграл одну из главных ролей в картине «Покровские ворота» — куплетиста Аркадия Велюрова. Режиссер Михаил Козаков хотел воссоздать в этом фильме атмосферу 1950-х годов. Кинокритик Алла Гербер писала: «Броневой точно сошел с эстрады тех лет, его пафос — тоже пафос пятидесятых, только в другом, юмористическом качестве. Но сколько за ним растерянности, неуверенности, одиночества!». После выхода фильма Броневой вновь стал одним из самых популярных советских киноактеров. Поэт Давид Самойлов даже посвятил ему стихи:
Ностальгична, романтична
Эта лента, милый мой.
Все играют в ней отлично.
Лучше прочих — Броневой.
Эта лента, милый мой.
Все играют в ней отлично.
Лучше прочих — Броневой.
В том же году Леонид Броневой сыграл в ленте режиссера Вениамина Дормана «Возвращение резидента» шефа западногерманской разведки Иоганна Штаубе. Этот фильм стал третьим в цикле о разведчике Михаиле Тульеве. Через два года Броневой снялся в роли доктора в картине «Формула любви». Кроме работы в кино он озвучивал мультфильмы «Следствие ведут Колобки» и «Пластилиновая ворона».
Личная жизнь
Леонид Броневой был женат дважды. Его первой супругой стала актриса Валентина Блинова. С ней артист познакомился в начале 1950-х в Москве. Блинова тогда была студенткой Театрального училища им. Щукина. Вскоре они поженились. Броневой и Блинова вместе работали в грозненском, иркутском и воронежском театрах. В 1958 году у супругов родилась дочь Валентина.
В начале 1960-х жена актера тяжело заболела. Чтобы вылечить ее, Броневой решил переехать в Москву. Однако в 1962 году Валентина Блинова скончалась. С воспитанием дочери Броневому помогала родственница супруги, Варвара Блинова.
Второй женой артиста стала инженер Виктория. Они познакомились в конце 1960-х. Виктория Броневая была поклонницей актера и несколько раз провожала его после спектаклей. Поженились они в 1964 году и прожили вместе больше сорока лет.
В самом начале съемок [«Семнадцати мгновений весны»] я женился во второй раз — на своей нынешней жене Виктории Валентиновне. День свадьбы совпал с днем начала съемок. Утром мы с несколькими друзьями, взяв шампанского, отправились в загс, оттуда — сразу на съемочную площадку, даже не успев выпить шампанского. Жена тогда расплакалась. Я ей говорил, утешая, что это хорошая примета, значит, всегда будет много актерской работы…
Из книги Федора Раззакова «Досье на звезд»
«Пока ходят ноги, видят глаза и бьется сердце, надо работать»: последние годы
В 1987 году Леонид Броневой получил звание народного артиста СССР за «большие заслуги в развитии советского театрального искусства». А через год он перешел на работу в «Ленком». Туда Броневого пригласил главный режиссер театра Марк Захаров. В «Ленкоме» актер играл в спектаклях «Чайка», «Королевские игры» и «Женитьба». Небольшую роль Броневой исполнил и в постановке «Варвар и еретик» по роману Федора Достоевского «Игрок». Он вспоминал: «Я сначала хотел отказаться: у Янковского, Абдулова, Джигарханяна, Чуриковой нормальные роли, а у меня какой-то обрывок… И характер непривычный — абсолютно русский человек, робкий, беспомощный, зависящий от барыни. Но Захаров сказал, что хватит мне играть генералов».
В 1990-х Броневой продолжал сниматься в кино. В 1991 году он сыграл в трагикомедии Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», а в 1992-м — в фильме «Старые молодые люди».
В 2000-х Броневой сосредоточился на работе в театре. Он писал: «Я не смог бы окончательно уйти на пенсию. Сидеть дома, киснуть, ничего не делать, тосковать и в конце концов быстро помереть. Пока ходят ноги, видят глаза и бьется сердце, надо работать…» Однако от работы в кино актер тоже не отказывался. В 2008 году он получил премию «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Простые вещи».
В 2012 году Броневой заболел и попал в больницу, но вскоре после выписки продолжил играть в театре. Через год актер получил премию «Золотая маска» «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
В последний раз Броневой вышел на сцену в 2016 году. Он сыграл в спектакле «День опричника» по одноименной повести писателя Владимира Сорокина. Вскоре после премьеры спектакля актер вновь попал в больницу. Он умер 9 декабря 2017 года. Похоронили Леонида Броневого на Новодевичьем кладбище в Москве.
В публикациях
Фильмы
Спектакли