Адам Менелас
Годы жизни: 22 июня 1753 - 31 августа 1831
Страна: Великобритания
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Шотландский архитектор Адам Менелас приехал в Россию, когда ему был 31 год. Этот талантливый инженер, гидротехник и садовый мастер положил начало архитектурной «псевдоготике» в России и внес огромный вклад в формирование парковых зон Петергофа и Царского Села.
Приключения шотландца в России
Адам Менелас родился в 1753 году в Эдинбурге, а в России оказался почти случайно. В 1784 году в эдинбургской газете он наткнулся на объявление: архитектор Чарльз Камерон набирал мастеров себе в помощники. На Родине Менеласа ничто не держало, поэтому он приехал в далекую страну в числе 73 кандидатов. Он был специалистом по возведению сложных сводчатых конструкций, а в России английские технологии строительства в это время очень ценились.
Недалеко от Екатерининского дворца в Царском Селе Камерон возвел павильон «Холодная баня», в сооружении сводов которого принимал участие Менелас. Но уже в середине 1785 года его перевели в команду Николая Львова, архитектора и садового мастера. Под его чутким руководством Менелас проработал почти 18 лет. Львов стал учителем, наставником и оказал огромное влияние на развитие художественного вкуса Менеласа. Архитектор успешно работал по проектам Львова, и в 1794 году его зачислили в ведомство санкт-петербургского Казначейства остаточных и штатных сумм. Параллельно Менелас занимался выполнением частных заказов.
В 1794 году архитектор вернулся в Царское Село, на этот раз в качестве преподавателя. Обучал Менелас «земляному битому строению» — технике, которую изобрел Львов. Ученики в Школу практического земледелия съезжались со всей России.
В 1803 году Николай Львов умер. Менелас начал разрабатывать свои собственные проекты и строить по частным заказам — в классическом стиле. В 1814 году зодчего приняли в Строительный комитет Министерства внутренних дел. В 1816 году он принял участие в разработке проекта дачи для жены министра внутренних дел — Виктора Кочубея. Набросок для проекта сделал сам император Александр I. Проект, предложенный Менеласом, не утвердили, и Запасной (или Владимирский) дворец возвели по чертежам архитектора Василия Стасова. При этом планировку Стасов использовал ту, что предложил Менелас.
Фермерские проекты Менеласа
В 1817 году Менеласа по решению императора привлекли к работе над садами Царского Села. Он был и архитектором, и садовых дел мастером, и даже гидротехником. На месте, где были руины недостроенного дворца Меншикова и так называемый «Зверинец», где держали диких экзотических животных, предполагали разбить регулярный парк и перестроить уже готовое здание фермы. Ее возвели еще в 1810 году по проекту англичанина Джозефа Буша. На ферму допускали посетителей — полюбоваться на симпатичный сельский пейзаж и ухоженных породистых животных. Молочные продукты, шерсть и другие продукты с фермы поставлялись не только в Царское Село, но и в Петербург.
В 1817 году Адам Менелас разработал план парка, где прорисовал водоемы, павильоны, сеть дорог. Ландшафт он менял и планировал по ходу строительства. Он прописал «примерную смету на отделку предполагаемого парка при Александровском дворце с сообщением через оный парк реки, паханием и высеянием по всему лугу травою, выстилкою по берегам реки дерном». В 1818 году началось строительство парадного въезда в парк — Кузьминских ворот, которые также называли Египетскими за стиль оформления.
Император Александр I лично осматривал всю масштабную территорию нового парка. Он интересовался сельским хозяйством и ферме уделял особое внимание. Параллельно с работой над проектом нового парка и фермы Адам Менелас продолжал набирать опыт как мастер садово-парковых работ. В 1818 году он создал новый сад при Таврическом дворце, а в 1819-м разработал проект парка при Михайловском дворце.
В 1820–1822 годах Менелас спроектировал и построил при ферме в Александровском парке павильон лам. Проще говоря, конюшню для лам, которых в подарок императору Александру I прислали из Южной Америки. Для выгона специально расчистили лесной участок, убрали камни. Отдали указание «отделать все место так, чтобы могла трава расти и приятно было для глаз». Вокруг выгона разбили клумбы, куда высадили клены, липы, вязы, сирень, шиповник, вишни, сливы; в озеленении Менеласу помогал его ученик по садовому делу Родионов.
Менелас много работал над сугубо практичными хозяйственными постройками, выступая в качестве скорее инженера, чем архитектора. Он занялся перестройкой комплекса теплиц напротив Большого сада и достроил между теплицами павильон с оранжереей.
Александрия для Александры
Одновременно с работой над Александровским парком в Царском Селе Менелас занимался гидротехническими работами недалеко от Петергофа. Там, где Андрей Штакеншнейдер через несколько лет построил Царицын и Ольгин павильоны, в то время находились два маленьких пруда, которые Менелас объединил в один, названный Колонистским, и построил на нем плотину.
В 1826 году Менеласу поручили еще один проект в Петергофе. Имение, которое Николай I подарил супруге Александре Федоровне и назвал в ее честь Александрией, задумывалось как островок дачного уюта и спокойствия. Для отдыха от дворцового этикета и многочисленных подданных императрица попросила супруга выстроить «какую-нибудь хижину, где глаза могли бы отдыхать от всей этой массивной позолоты». В 1826 году Николай поручил строительство дворца, который позже будет назван «Коттеджем», Адаму Менеласу. В разработке проекта архитектору, сама того не зная, помогла императрица. Она хорошо рисовала, и однажды Менелас увидел набросок, на котором Александра изобразила дом своего детства, каким она его помнила: затерянный в парке уютный домик в готическом стиле понравился архитектору. В то время в моду вошли рыцарские романы — и псевдоготика начала активно проникать в архитектуру. Шотландский архитектор Менелас был прекрасно знаком с тонкостями готики, к тому же мода на ее возрождение пришла именно из Британии.
Парком Менелас занимался особенно тщательно — вместе с искусным садовым мастером Петром Эрлером. Особенность английского парка заключалась в удивительном разнообразии ландшафта. Менелас распланировал дорожную сеть, аллеи, перепады высот, расположение водоемов. Спроектировал мосты — Руинный, под старину, Мост с перголами. Деревья для парка, кстати, подбирал сам император: Николай I любил дубы и клены, поэтому именно они образовали в Александрии целые аллеи.
Царскосельские проекты
Строительство Коттеджа было завершено в 1829 году. На тот момент зодчему было уже 76 лет, но он продолжал работать над постройками в Царском Селе и над пейзажным парком. Здесь Менелас построил не только павильоны для скота, но и Пенсионерную конюшню для старых императорских лошадей, отправленных в отставку; слоновник в индийском стиле с башенками, пристройками и просторным двором. И слоны там действительно жили: в 1832 году в зверинец привезли слона со смотрителями-афганцами. Позже, в 1839 году, к нему присоединился еще один слон — его подарил императору Эмир Бухарский вместе с двумя верблюдами. Слон до Петербурга шел пешком, дошел в 1839 году и жил в слоновнике, где его укутывали войлочными одеялами в суровые русские зимы.
С 1822 по 1827 год продолжалось строительство Белой башни — также в готическом стиле, — которую еще называли «Домом рыцаря». Там играли наследник престола и его друзья. Это было самое высокое здание в Царском Селе — примерно 38 метров высотой. К башне Менелас чуть позже пристроил разные укрепления и ворота с искусственными пробоинами от «вражеских ядер».
В последний год жизни Менелас начал работу над строительством Капеллы — православного храма в Александрии по проекту немецкого архитектора Шинкеля. Но достраивал ее уже зодчий Иосиф Шарлемань. Адам Менелас скончался во время эпидемии холеры в 1831 году, не успев завершить еще один свой проект — Арсенал в Царском Селе.
В публикациях
Смотрите также