Василий Стасов

Годы жизни: 04 августа 1769 - 05 сентября 1848
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Архитектор Василий Стасов первые свои здания проектировал без специального образования. Однако он стал вторым в России архитектором, который получил звание профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры. Стасов возвел многие известные здания Петербурга и Царского Села: ансамбль казарм Павловского полка на Марсовом поле, Конюшенную церковь, Нарвские ворота и Царскосельский лицей.

Первые проекты архитектора-самоучки

Василий Стасов родился в 1769 году в Москве в небогатой дворянской семье. Основам черчения, рисунка и архитектурного искусства мальчик научился в гимназии при Московском университете. Ранняя смерть отца и старшего брата вынудила 14-летнего Стасова оставить учебу в гимназии и поступить в экспедицию Московской управы благочиния. Экспедиция утверждала проекты зданий и места под их строительство.
Способный юноша быстро продвигался по службе и вскоре получил звание помощника архитектора. С этого момента Василий Стасов не только проверял чужие чертежи, но и получил право самому проектировать здания. За время работы в экспедиции он создал около 100 проектов для Москвы и Московской области.
К 1794 году Василий Стасов стал известным архитектором, но без академического диплома он мог бы до конца жизни прослужить в Московской управе благочиния. На судьбу архитектора повлиял дворцовый переворот 1801 года в Петербурге. Ему поручили оформить Сокольничье поле в Москве — одно из центральных мест коронационных торжеств нового императора Александра I.
Московский архитектор-самоучка представил проект, который Александру I очень понравился. Сооружение для коронационных торжеств имело форму овала и было поделено на кварталы. В центре каждого из них находились бассейны, куда стекались белые и красные вина, пиво, мед. Буфеты с угощениями были оформлены в виде турецких, римских, греческих, китайских и древнерусских храмов. Архитектурные чертежи Стасов дополнил описаниями увеселений.

Профессор Римской академии

В 1802 году император направил Василия Стасова в Париж — изучать архитектуру за государственный счет. Но в 1804 году отношения между Россией и Францией резко ухудшились, и Стасов был вынужден переехать в Рим. Здесь он поступил в Академию живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. За успехи в учебе Римская академия присвоила русскому архитектору звание профессора — до Стасова такого звания из россиян удостаивался лишь зодчий Василий Баженов.
В Италии архитектор планировал оставаться 1,5 года, но в итоге пробыл 4: в 1805 году в Европе началась война между Наполеоном и русско-австрийской коалицией. Вернуться на родину Стасов смог только после заключения Тильзитского мира. По возвращению в 1808 году Стасова отправили на службу при генерал-губернаторе Петербурга для работ «по особым высочайшим повелениям». С этого времени архитектор работал над самыми крупными заказами двора и государства.
В 1810 году Василию Стасову поручили перестроить под учебное заведение часть Екатерининского дворца в Царском селе. На первом и втором этажах Стасов разместил квартиры преподавателей и хозяйственные помещения, на третьем этаже — учебные классы и большой парадный зал. На четвертом этаже находились спальни лицеистов.
В 1811 году Стасова избрали академиком архитектуры Императорской Академии художеств. Через год архитектор окончательно перебрался из Москвы в столицу. Его первым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс Российской Академии на Васильевском острове. Одновременно зодчий работал над строительством Казанского собора, благоустройством территории вблизи Мытного двора.

Архитектор Петербурга и Царского села

В 1817 году по проекту Стасова началось грандиозное строительство: на Марсовом поле возводили казармы Павловского полка. Параллельно зодчий работал над перестройкой соседнего Конюшенного двора. Вместе здания создали изящный архитектурный ансамбль, который к тому же сочетался с окружающими строениями. За выдающееся мастерство император пожаловал Стасову пожизненный пансион в 2000 рублей в год.
Деятельность в Петербурге Василий Стасов совмещал с работой в Царском Селе. Над его архитектурным обликом зодчий трудился с 1811 года — около 20 лет. Замыслы архитектора нашли воплощение в жилых кварталах Царского Села, парках и дворцовых интерьерах для императорской семьи.
В 1827 году архитектора назначили «членом Комитета о возобновлении Преображенской всей гвардии собора по составленному им проекту». В оформлении собора Стасов отразил победы русской армии в Русско-турецкой войне: украсил ограду церкви скованными цепью трофейными орудиями. Одновременно с возведением Спасо-Преображенского собора зодчий строил Троице-Измайловский собор, за который он получил орден Святого Станислава II степени.
В том же году к годовщине Бородинского сражения по проекту Стасова были заложены Нарвские триумфальные ворота. Но строительство надолго приостановилось: архитектор не мог согласовать с новым императором строительные материалы: то они были слишком дорогими, то не подходили по техническим характеристикам. В спорах прошло три года. За это время Василий Стасов составил проект восстановления Десятинной церкви в Киеве и построил дворец генерал-губернатора в Вильнюсе. Только в 1830 году император утвердил проект Нарвских ворот, через четыре года памятник был завершен.
Почти все постройки того времени в Санкт-Петербурге проходили под руководством и по планам Василия Стасова. Архитектор входил в Совет по строительству Исаакиевского собора, возводил комплекс зданий Смольного монастыря, восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и Малого Эрмитажа; кроме того, он возглавлял строительство Ямского рынка, складов Инженерного департамента, перестройку здания Училища правоведения. В последние годы жизни зодчий контролировал строительство здания Нового Эрмитажа.
Василий Стасов умер в 1848 году. Похоронили архитектора в некрополе Александро-Невской лавры.

Главное изображение: Александр Варнек. Портрет архитектора Василия Стасова. 1820-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна