Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)
В теблешской традиции (Бежицкий район Тверской области) свадьбы играли в осенне-зимний период, до масленичной недели.
В свадебной игре теблешской локальной традиции выделяются четыре этапа. Первый связан с довенечной частью обряда и включает в себя такие действия как набивание невесты, сватовство, пропой и плáты, представляющие собой вариант девичника. Второй этап — это непосредственно сам день свадьбы, насыщенный разнообразными ритуальными действиями. Третий этап с местным названием крыжнобéд/краснобéд охватывает действия, совершающиеся на второй день свадьбы. Заключительный этап свадебной игры связан с обрядами масленичной недели, когда молодые гостят в доме у родителей невесты.
При сравнении свадебного обряда теблешской традиции, охватывающей территорию Житищенского с/п, с обычаями, зафиксированными в соседних районах Тверской области, обнаруживаются существенные различия. В структуре теблешской свадьбы присутствуют иные акценты, встречаются особые звенья обрядового комплекса. Музыкально-поэтическое наполнение обряда также отличается у теблешан самостоятельностью. Для традиции характерен свой ряд поэтических сюжетов и напевов, в большинстве случаев, не имеющих аналогов в соседних традициях.
Свадьба теблешской традиции отнесится к причетно-песенному типу обряда, характерному для северорусских традиций. Все ритуальные действия и художественные формы его довенечной части имели единую смысловую направленность, связанную обрядами отчуждения невесты от своего рода и подруг.
На некоторых этапах свадебной игры именно невеста занимает доминирующую позицию. Это начинает проявляться с ритуала набивания невесты, когда родственники девушки (чаще всего мужчины) идут в дом жениха и предлагают взять её в жёны. При этом невесте полагалось давать большое приданое: 10 пудов хлеба или скот (корову, ягнёнка). После набивания жених мог в сопровождении родни (сватов) поехать свататься к невесте. В ее доме происходил сговор двух родов, назначался день свадьбы, обговаривалось количество приданого и дары для родни жениха.
Следующее важное звено в ходе свадебной игры — плáты (разновидность девичника), представляющие собой обряд прощания невесты с подругами и родным домом. Накануне свадьбы, в субботу, девушки расплетали невесте косу и ожидали приезда сватов. На плáтах невеста причитала. С этого момента начинали звучать свадебные обрядовые песни. В теблешской традиции бытуют различные сюжеты свадебных песен, исполняемых на формульный напев («Не река ли, наша реченька», «Раскались, калинушка», «Как у нашей у Аннушки»). Эти песни функционально связаны с идеей прощания невесты с девичеством. Этот же напев с текстом «На столах те фонари горят» звучит перед благословением жениха-сироты утром свадебного дня.
Обязательным атрибутом девичника является ёлочка, которую называют девичьей красой. Разукрашенную ёлочку приносили с собой девушки, которые шли по деревне с пением песни «Не долго веночку на веточке висеть».
После расплетения косы невесту закрывали большой клетчатой шалью, сверху украшенной красным «бантиком». Поверх шали надевали нательный крест, после чего невеста забиралась на печь (гόлбец), ожидая приезда сватов. Когда те приезжали (обычно это двое мужчин), им дарили вышитые утиральники (полотенца), перевязывая через плечо. Хозяева угощали сватов, а девушки пели им песни. Невеста спускалась с печи только после отъезда гостей и вновь начинала причитать.
В памяти жителей деревень хорошо сохранились развёрнутые поэтические тексты причитаний невесты. Яркий эпизод, связанный со свадьбой девушки, выданной замуж за нелюбимого, рассказали в с. Козлово. Перед отъездом к венцу невеста причитала, обняв родного брата:
Выбрали вы мне-то не берёзенку-то белую, не ябленку-то сладкую.
А выбрали вы мне осинушку-то горькую, горькую-пригорькую.
Даже если невеста выходила замуж по любви, она обязана была плакать, показывая своё нежелание уезжать на «чужую сторону». Тем самым девушка благодарила своих родственников «зá хлеб, зá соль», за свою прежнюю жизнь в родительском доме:
Красное ты солнышко, Аннушка ты Тимофеевна,
А побережéнней ты мне, красно сόлнушко-мáтушко.
Уж спасибо-то тебе за цвéтно платье,
Уж спасибо-то тебе зá хлеб, зá соль.
Примечательно, что в теблешской традиции прощание происходило и в доме жениха. В момент отъезда свадебного поезда за невестой, «табун» девушек, пришедших провожать жениха, исполнял песню «Андреева матушка» на формульный напев. Ее текст заключает в себе наставления жениху:
Андреева матушка ёму накáзывала,
Приедешь ты, Андрéюшко, ко тестю, во двор, ко тёще во терём.
Поднесёт тебе тесть-то пéрво пиво, первой ковш.
Ты не пей, не пей, Ивáнушко, вылей на своёво добра коня,
Чтобы твой добрый конь, конь бы весело стоял,
Бодро голову держал, твою Анну спотешáл.
Вместе с женихом за невестой ехали сваты и дружки, по местному названию — бáры. Дорогу свадебному поезду жениха перекрывали плáтами: с самого утра подруги невесты развешивали цветные платки на верёвке, которую перетягивали через дорогу. Чтобы проехать, бары должны были выкупить дорогу.
Женихов поезд встречали у дома невесты с песней «Ни ветры-те дунули». На застолье в доме невесты молодые сидели вместе, но невеста была закрыта от глаз жениха шалью, и он не мог видеть её до самого венчания. Сидеть за столом полагалось недолго. Если гости засиживались, то девушки запевали песню «Посеяли жито», которая служила знаком к отправлению под венец. После благословения молодых иконой и хлебом- солью свадебный поезд отправлялся в церковь. Жениха сопровождал сват, а невесту — сваха. Они выполняли охранительную функцию: смотрели, чтобы никто не перешёл молодым дорогу и не сглазил их.
Перед венчанием с невесты снимали шаль и надевали на голову венок из цветов. Сразу после венчания сваха уводила невесту в дом к знакомым или родственникам, живущим неподалёку от храма, где совершался ритуал окрýчивания. С девушки снимали венок из цветов и закручивали волосы балόнкой (делали шишόк), после чего свадебный поезд отправлялся в дом жениха. Когда молодые подъезжали к дому, звучала корильная песня «Встречай, свёкор со свекровью, молодую-то сноху», в которой невесту ругают: «Она не пряха, не ткáха, сонýля, гуляха».
На застолье жениха и невесту сажали на скамью, покрытую подушками. Рядом с невестой садилась сваха, а с женихом — сват и дворéцкой. Сундуки с приданым невесты привозили корабельщики, которые садились за стол со стороны невесты. Родители молодых не участвовали в застолье, они приносили угощения.
Во время свадебного пира звучали припевки плясового характера, которые исполнялись особой группой девушек. Певицы стояли в стороне и утпевáли (величали) жениха, дружку и сватов, а затем требовали вознаградить их деньгами. Если девушки считали, что им дали мало денег, то могли спеть корильную припевку: «У Ивана косые глаза, на полѝцу глядят».
Свадебный пир в доме жениха проходил с большим размахом — только с невестиной стороны приезжало около 40 человек («нόва родня»). Всех рассаживали, угощали, подносили вино и пиво.
Самобытны ритуальные действа, совершавшиеся на второй день свадьбы. В теблешской локальной традиции он носит название крыжнобéд или кроснабéд. В избе расставляли столы, которые невеста застилала сотканной ею скатертью. Чем больше ей удавалось покрыть столов, чем длиннее была скатерть, тем лучше и рукодельнее считалась невеста. Важно, что угощения для крыжнобéда готовили женщины со стороны невесты. Утром их привозила мать невесты в специальном коробе. Главными блюдами крыжнобеда были курица, яйца и пироги. Но особую ритуальную функцию выполняла приготовленная в печи курица, внутрь которой вкладывали два крашеных яйца. Молодуха украшала курицу лентами, бантиками из разноцветной бумаги и сама выносила ее на подносе. Когда курицу разламывали, то обращали внимание родителей жениха на яйца. Эти действия имели продуцирующую функцию и были направлены на появление у невестки «приплода».
Затем молодуха начинала одаривать родню жениха. Как правило, дары были оговорены ещё в момент набивания невесты. Чаще всего это были вышитые полотенца, рубахи, платья и т. д. После застолья все свадьбишáне отправлялись кататься на лошадях.
Свадебные гуляния могли длиться от одного дня до недели. Окончательное закрепление нового статуса молодоженов происходило на масленичной неделе.
В свадьбе теблешской традиции было зафиксировано тринадцать поэтических сюжетов и четыре обрядовых напева, каждый их которых имеет свою сферу функционирования в обряде. Музыкальное оформление теблешской свадьбы включает в себя следующие музыкальные жанры:
— причитания невесты;
— опевальные песни, входящие в довенечную часть обряда;
— обрядово-церемониальные песни, фиксирующие определённые моменты свадебного обряда (отправление или прибытие «женихова» поезда и др.);
— величальные и корильные припевки.
Уникальная обрядовая певческая манера теблешан характеризуется насыщенным звучанием в высокой тесситуре. Специфика музыкального стиля теблешской традиции неразрывно связана с чертами местного говора. Диалектные особенности песенной речи проявляются в особом характере переходов одних гласных звуков в другие — явление, которое лингвисты называют дифтонгом (например: мá(э)тушка, нéжи (э)ла (э) глá(э)дила (э)).
Бесконечные переходы одних гласных в другие на слух воспринимаются как красочная игра тембрами. В сочетании богатой мелизматики, высокой певческой позиции, яркого зычного тембра и переливов гласных звуков заключается неповторимое своеобразие теблешского исполнительского стиля. Характер пения теблешан выделяет их среди ближайших соседей — жителей Бежецкого и Рамешковского районов.
О современном состоянии свадебного ритуала в теблешской традиции можно судить по итогам специализированной экспедиции, состоявшейся в ноябре 2013 года. Несмотря на наличие многих факторов, которые препятствовали передаче традиции (военные годы, разрушение жизненного уклада деревни в советское время, отток населения в города и др.), жители теблешских деревень до сих пор помнят о том, как традиционно игрались свадьбы. В многочисленных репортажных записях нашли отражение впечатления детства исполнителей и рассказы о том, как их матери выходили замуж.