Обряды ногайцев карагашей, проводимые на сороковой день жизни ребенка
Родинные обряды открывают жизненный цикл человека, который осмысляется как наследник и продолжатель рода. Можно выделить следующие обрядовые действия: обрезание пуповины (киндик кесуьв) и захоронения последа; обмывание младенца (чувындырув); кормление (авызландырув); наречение именем (ат атав); укладывание в колыбель (бесик той); сбривание волос (карын шашын алув), снятие старой одежды («собачьей рубашки» ийт коьйлек); перерезание пут при вставании ребенока на ноги (тысав кесуьв).
Тело новорожденного считают сырым (ший этли) и чтобы оно поскорее «затвердело», младенца сорок дней купают в подсоленной воде. До сорокового дня ребенка должны одеть в рубашку ийт коьйлек, дать имя (ат атав), уложить в колыбель (бесик той) и сбрить волосы (карын шашын алув).
На сороковой день жизни ребенка ногайцы карагаши проводят обряд сбривания волос (карын шашын алув) и обряд «ийт коьйлек» («собачья рубашка»).
Обряд сбривания волос проводит дедушка (нагаш атасы) или дядя со стороны матери (нагаш акасы), к которому привозят ребенка. Мужчине, отправляющему обряд, родители дарят рубашку, а он преподносит ребенку ценный подарок в виде барана или бычка. Первые волосы называют карын шаш («утробные волосы»). В народе считают, что если их не сбрить, ребенок будет болезненным и у него будет плохой глаз, его проклятия будут сбываться. У мусульман сбривание волос на голове ребенка мыслится как очищение. Отправление этого обряда вводит ребенка в мусульманскую общину (элемент социализации) и с этого момента человек должен придерживаться законов Шариата. Волосы мальчика заворачивают в кусок ткани или платочек и привязывают к хвосту лошади. Верили, что это сделает ребенка сильным, выносливым, быстрым, как лошадь. Волосы же девочки хранили дома в сундуке, чтобы она стала хранительницей домашнего очага, была хозяйственной и трудолюбивой. Про домашних мальчиков в народе говорят: «Карын шашы уьйде калган болар» («Его утробные волосы дома оставили наверно»).
Первую рубашку ребенка называют ийт коьйлек, что в переводе означает «собачья рубашка». Ее шили из подола нательной рубахи почтенного старца либо свекра матери ребенка, чтобы новорожденный перенял его мудрость и жил так же долго. При совершении обряда ийт коьйлекпекут три хлеба с дыркой посередине (калакай). Один калакай полагается собаке, остальные детям. С младенца снимают первую рубашку (ийт коьйлек) и продевают ее через дырку в хлебе, который привязывают на шею собаки. Дети гонят собаку, чтобы она унесла все плохое в младенце («ийт акылы кетсин, деп», что означает «чтобы собачий ум ушел!»). Возможно «плохим» в ребенке считают то, что связывает его с другим миром, из которого он пришел. После обряда гостей угощают чаем и сладостями. Проведение перечисленных обрядов способствует «очеловечиванию» ребенка и делает возможным введение его в общину.
Важным этапом в развитии ребенка является самостоятельное вставание на ноги и первые шаги. Когда ребенок делает первые шаги, принято ставить его на середину комнаты и звать к себе со словами: «Атин, атин джуьр, балам» («Атин, атин ходи, дитя мое»). Для того чтобы ребенок скорее начал ходить проводят обряд перерезания пут тысав кесуьв. На нем присутствуют бабушки, тети и соседки. Ребенка ставят на платок или ткань и завязывают ноги тесьмой (тысав), сплетенной из разноцветных ниток — треножат. Ребенку под ноги кладут деньги, обычно монеты, которые потом отдают женщине, перерезавшей путы. Для перерезания пут бабушка или мама ребенка выбирают женщину здоровую, шуструю (алгыр), деловую и хозяйственную. Можно пригласить родственницу, соседку или подругу, главное чтобы у нее было много хороших качеств, так как верят, что они переходят к ребенку. При перерезании произносят благопожелание: «юрсин, шапсын бала-йыгылмасын» («чтобы ребенок ходил, бегал и не падал»). Женщина обычно говорит: «Сендей болсын!» («Пусть будет таким (ой) как ты!»). Помимо денег, лежавших у ног младенца, ей дарят также отрез ткани кийит (от глагола кийим эт — «одежду сделай»).
Ногайцы считают, что на сороковой день новорожденный становится нормальным созданием [Капаев, 1995, с. 270]. Существует термин, обозначающий ребенка, которому уже больше сорока дней, — кыркынан шыккан бала («из сорока вышедший ребенок»). У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение.
Отправление большинства описанных обрядов доверяется родственникам или соседям, что весьма типично для рассматриваемого цикла. Родители не могут принимать участие в обрядах. Считается неэтичным кормить, ласкать и ругать детей на людях, тем более при старших родственниках.
Эти обряды и по сей день проводятся у ногайцев карагашей. Обрядовые комплексы сформировались в соответствии с особенностями строя общины, характеризующимися устойчивостью патриархальных отношений. Сохранение традиционных механизмов социализации обусловлено адаптационной природой традиции, обеспечивающей стабильность существования этноса.