Обряд укладывания в колыбель у кубанских ногайцев
Здесь можно выделить следующие обрядовые действия: обрезание пуповины — киндиккесуьв и захоронение последа; обмывание младенца — ювындырув; одевание рубашки ийткоьйлек («собачья рубашка»); кормление — авызландырув; наречение именем — ататав; укладывание в колыбель — бесиккесалув; снимание старой одежды– ийткоьйлек; обряды, связанные с появлением молочных зубов — тис шыгув; с самостоятельным вставанием на ноги, — казайтурув, и первыми шагами — калакайтыгыртув; перерезание пут тысавкесуьв.
Ногайцы стараются в первую же неделю дать младенцу имя и определить его собственное место в доме (колыбель). Наречению младенца именем придается большое значение, так как имя вводит новорожденного в человеческое сообщество, «очеловечивает его» [Байбурин, 1993, с. 34]. Правом наречения именем (ататав) обладают старшие мужчины в семье по отцовской линии, но не отец ребенка. Чаще всего, имя (чаще всего арабского или ногайского происхождения) младенцу дает дед или старейшина рода. Мужские ногайские имена нередко обозначали событие, совпадавшее с рождением ребенка. Если семья давно ждала сына, то его называли Кудайберды (Бог дал), Мурат (мечта), Савкат (подарок), Сагындык (заждались), если ребенок родился в пути, то его именовали Сепер (дорога), если мальчик родился в месяц Рамадан, то ему присваивали имя Рамазан; если в праздник Курбан-Байрам — Курман, Курманбий. Рожденному на новолуние давали имя Айтувган (луна родилась). Широкое распространение получили такие ногайские мужские имена как Ахлау, Тенгиз (море), Баьтир (богатырь), Огырлы, Коьккоьз (голубоглазый), Крым, Янбек[1] (душа), Темиржан (железная душа), Аскербий (воин), Айтек (луна), Айбар (луна есть), Ораз. Популярные женские имена: Айгуьл (лунный цветок), Айнара (лунная), Алтынай (золотая луна), Юлдыз (звезда), Шолпан (Венера), Маржан (коралл), Гуьлшахар, Гуьлназар, Гуьлсим. При частых болезнях ребенка имя могло заменяться другим.
Родители отца ребенка в определенный день приглашали родственников и соседей. В комнату, где находились гости, бабушка или тетя (также по отцовской линии) вносили младенца, обернутого тканью белого цвета. Это мог быть белый платок (казбалы) или одеяло. Дед, прочитав специальную молитву (азаншалув), правой рукой брал младенца и произносил его имя три раза поочередно в каждое ухо. В наши дни для этого приглашают священнослужителя — эфенди, которого после завершения обряда одаривают. Родители ребенка не могли находиться при совершении обряда старшими, считалось также неэтичным на людях называть своих детей по имени. Мать давала детям другие имена: старшего ребенка она обычно называла — уьйкен бала, а младшего — кишкей бала, кенжепай.
Обряд, посвященный первому укладыванию в колыбель (бесиккесалув), проводили через несколько (4–5) дней после заживления пуповины. Высохшую пуповину заворачивали в белый платочек и хранили в сундуке. До этого времени ребенок находился в люльке, временном месте. Люлька ел бесик (ветряная колыбель) у ногайцев представляет собой деревянный ящик с тканевым или войлочным дном, который подвешивали к балкам дома, а позднее на специальный крюк. По традиции мать роженицы дарила ребенку колыбель (бесик), матрац (тоьсек), подушку (ястык), одеяло (яюв) и пеленки (яялык — общая, большая пеленка, боьлемиш — маленькая пеленка). Матрац и подушку набивали шелухой проса. Бесик — деревянная колыбель среднеазиатско-кавказского типа с дугообразными ножками. Ее изготавливали из разных пород дерева. Ногайцы верят в магические свойства можжевельника, поэтому стараются хоть одну деталь колыбели сделать именно из него. Верят, что можжевельник оберегает человека от сглаза. Колыбель была устроена так, что позволяла оставаться ребенку сухим. С целью сохранения чистоты в отверстие на дне колыбели и в матраце вставляли трубку из берцовой кости барана (симек) и использовали клеенку туьбек. Во избежание появления ранок на коже ребенка, кость оборачивали в белый платочек, оставляя открытым отверстие. Применение «симек» и «туьбек» было достаточно гигиеничным. Трубка симек для девочек и мальчиков отличалась формой отверстия. В течение дня мать брала ребенка на руки не более четырех раз (аркасынсувытпага). В основном ухаживают за детьми и занимаются их воспитанием бабушки, так как у них больше опыта («Баладынъбаласы — балдантаьтли», что означает «Внук слаще меда»). Это связано еще и с загруженностью матери домашней работой.
На обряд первого укладывания в колыбель свекровь роженицы приглашала близких родственниц и соседок. По обычаю первый раз укладывала ребенка в колыбель уважаемая женщина со стороны роженицы. При выборе женщины большое внимание уделяли ее характеру, человеческим качествам, так как верили, что они передадутся младенцу. Женщина надевала на младенца распашонку, пеленала двумя пеленками (боьлемиш): одной верхнюю часть тела до пояса, а другой — нижнюю часть тела для того, чтобы можно было приложить трубку симек. Взяв младенца на руки, женщина становилась с правой стороны колыбели (левая сторона считалась «нечистой»), трижды укладывала ребенка ногами к подушке и спрашивала у присутствующих: «Онъма, солма?» («Справа? Слева?»). На ее вопросы другие женщины должны были отвечать неправильно для того, чтобы запутать шайтана. Уложив ребенка в колыбель, его накрывали большой пеленкой (яялык). Для того чтобы ребенок лежал прямо и не упал, его привязывали двумя широкими лямками тарткы. На коленки младенца клали маленькую подушку и сверху завязывали лямку. Чтобы ребенок мог дышать свободно, лямку натягивали не слишком сильно. Уложив ребенка, женщина исполняла колыбельные песни бесикйырлар и произносила благопожелания. Обычно после укладывания мать всегда кормит ребенка правой грудью, потому что сытый ребенок спит спокойнее и дольше. Возле колыбели постоянно стоит маленький стульчик, для того чтобы матери было удобно кормить ребенка в колыбели. Полагают, что если ребенка не накормит мать, то его может накормить шайтан (анасыэмгистпесе, шайтан эмгистеди). В качестве оберега от дурного глаза под подушку кладут Коран, дуа (специальные молитвы на арабском языке, записанные на бумаге и вложенные в мешочек) и можжевельник. Оберегами также служили острые металлические предметы: нож, шило, ножницы, которые лежали в изголовье люльки. Когда ребенок подрастал, колыбель не выбрасывали, а хранили в укромном месте и передавали из поколения в поколение. Существовал запрет отдавать колыбель посторонним людям [Калмыков, Керейтов, Сикалиев, 1988, с. 172].
Отправление большинства описанных обрядов доверяется родственникам или соседям, что весьма типично для рассматриваемого цикла. Согласно традиции родители не имели права принимать участие в обрядах. Считается неэтичным кормить, ласкать и ругать детей на людях, тем более при старших родственниках.
В настоящее время у кубанских ногайцев сохранилась только часть обрядов родильного ритуала. Обрядовый комплекс сформировался в соответствии с особенностями строя общины, характеризующейся устойчивостью патриархальных отношений. Сохранение традиционных способов социализации ребенка обусловлено адаптационной природой традиции, обеспечивающей стабильность существования этноса.