Костромской егорьевский обряд и его музыка

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – севернорусское
На территории Костромской области в бассейне реки Унжи (левобережный приток Волги) еще в 90-е годы ХХ века ежегодно совершался обряд обхода полей и пастбищ в ночь перед Егорьевым днём (с 5 на 6 мая по новому стилю). Взрослые или молодёжь брали с собой икону Георгия Победоносца, пастуший барабан или печную заслонку (ее мог заменять лемех плуга), другие звонкие звуковые орудия, корзину с крестиками из лучинок и свечки. Воткнув кресты по углам поля, изрядно пошумев, участники обряда молились и пели обрядовую песню «Батюшка Егорий, Макарий преподобный, спаси нашу скотинку, всю животинку…» в сопровождении барабана. После этого они обходили все дома селения, будили хозяев своей игрой и пели на тот же напев другой текст с зачином: «Хозяин с хозяюшкой! Встаньте, проснитесь…». Им подавали яйца и деньги на общую свечу в честь праздника для церкви. Щедрых хозяев благодарили хорошими «отпевами», скупым пели «плохие» (озорные) «отпевы».

По результатам полевой исследовательской работы календарная традиция в бассейнах Унжи и Ветлуги, находящихся на территории Костромской области, предстала как сложный и богатый комплекс обрядов, частью которых являются песни и заклички. Развитая система календарных жанров на этой территории отличается относительно хорошей сохранностью. В экспедициях РАМ им. Гнесиных 1974–2004 гг. в Костромской области было записано более 600 образцов календарных обрядовых песен. Это колядки, подблюдные, масленичные, средокрестные, весенние заклички, вербные, егорьевские, вьюнишные и другие песни, связанные с обходами дворов в престольные праздники и иные календарные сроки. Удалось также сделать многочисленные записи описаний обрядовых действ, в контексте которых исполнялись эти календарные песни и заклички.

Егорьевские обряды бытовали на территории Костромской области повсеместно, но в бассейне реки Унжи и её притоков они были наиболее развитыми и включали в себя песни[1]. Их хорошо помнят местные жители старшего поколения, а в некоторых населённых пунктах пожилые женщины исполняют и поныне. Так как костромской край богат бескрайними лесами, земледелие из-за неплодородности почвы и сурового климата здесь было развито только в пойме Волги, разведение домашней скотины было необходимым условием выживания местного населения. И по сей день оно является одним из основных его занятий. Поэтому роль пастухов в общественной жизни  была и остаётся очень значимой. Пастухи играли важную роль в традиционной ритуально-обрядовой практике. Их особый статус был связан со способностью контактировать с хозяином леса и воздействовать на животных. С одной стороны, местные жители стремились всячески угодить пастуху, с другой стороны, эта профессия в силу своей трудоёмкости и сложности не считалась престижной. Помимо этого, пастухи Верхнего и Среднего Поволжья в большинстве своём являлись профессиональными музыкантами. Они владели не только пастушьими инструментами и звуковыми орудиями, которые были  необходимы для успешного осуществления их профессиональной деятельности, но и рядом других традиционных музыкальных инструментов, которые использовали при участии в обрядовых и необрядовых практиках в свободное от пастьбы время.

Первый весенний выгон скота на пастбище на Костромской  земле обычно приурочивался к дню православного святого Георгия Победоносца или Егория (23 апреля/6 мая), так как его считали покровителем домашнего скота и пастухом (повелителем) волков[2]: «Как поспеет пастбишшо, так и выгоняют скотину. Но самое лучшее — выгнать на Егория. Если кто знает толк в пастушне хорошо, старается выгнать на Егория, только надо знать слова» (с. Чернышево Кадыйского р-на).

Если населённый пункт был маленьким, то пастуха нанимать  было не выгодно. В таком случае скот свободно пасся на территории деревни, огороженной изгородью, которую подновляли перед первым выгоном скота, или же пастьба осуществлялась хозяевами поочерёдно: «В этот день огораживали деревню изгородью. Делали четверо ворот, чтобы можно было войти в деревню. У нас пастухов не было. Поля все огорожены были. По очереди выгоняли. Лошади тоже паслись отдельно. Но и волки,  бывало,  тоже таскали скотину»(с. Коровье Чухломского р-на). 

Наём пастухов. В сёлах поволжских районов в праздник Егория было принято нанимать (рядить или поряжать) пастуха или целую их бригаду, в том числе и из пришлых пастухов-отходников (владимирцев). Для этого и по сей день все хозяева собираются в условленном месте, где беседуют с пастухом или со старшим из бригады, договариваясь об условиях пастьбы, поочерёдном кормлении пастухов, их оплате и проч. Пастухи по старому обычаю нанимаются и в настоящее время на сезон с весеннего Егория до Семёнова дня или Покрова[3]: «Пастухов рядили до схода снега, когда какая весна. Но всё равно старались придерживаться Егорьева дня»(с. Незнаново Нерехтского р-на);«Первый раз пастухи собирались в Егорий. До этого рядка была, (рядились, споряжались на сезон пасти). До этого собирались пастухи у кого-нибудь одного и трубили, струбливались, а потом договаривались, кто  куда идёт пасти, в какую деревню»(д. Лепилово Нерехтского р-на); «Пастухов нанимали, соберутся все и рядят. Пастух по очереди у всех ночевал, пас с пастушкой (барабанкой. — Т. К.), делал рожок из береста со свистком. Блудливым коровам вешал колокольчик. Помню, у нас пас Кирюха — барабан. Он знал все заговоры о скотине» (д. Попово Макарьевского р-на); «После того, как договорятся с пастухом, две женщины вставали и молились на четыре стороны… ВЕгорьев день был молебен, обходили коров, лошадей и, если погода позволяла, с этого дня сгоняли»(с. Протасово Нерехтского р-на).

Обход полей, деревни, поскотин вечером накануне Егорьева дня. Егория начинали праздновать, чествовать, окликать, вóпить накануне вечером. Во многих районах (Кологривском, Межевском, Парфеньевском, Чухломском, Нейском и др.) сначала обходили поля и поскотины, ставили на каждом их углу кресты из лучинок или тонких колышков (иногда ходили и вокруг деревни), при этом пели «Батюшку Егория» — основную, «заговорную» часть текста егорьевской песни: «23 апреля по-старому окликали Егория. Для этого собирались все вместе, рубили колышки, из них сколачивали и связывали крестики. Брали эти крестики, икону Георгия Победоносца и ночью обходили места, где паслась скотина. Обходили все поля и луга с четырех сторон, втыкали крестики. Обходили поле и произносили заклинание. Потом ходили по домам, где имелась скотина, с этими же словами» (д. Быниха Шарьинского р-на); «На Егория ходят вечером. Начинаем обходить поля вокруг деревни против солнышка, а потом по деревне вóпим… По полю обойдут вокруг деревни со свичкам, иконой и корзиной под яица. Идут и вóпят, это когда по полю ходили: «Батюшка Егорей,/ Микола чудотворец, / Батюшка Спаситель! Спаси нашу скотинку…»  К кажному дому теперь шли оттуда»(д. Шаблово Кологривского р-на); «Начинаем против солнца идтипо полю и поём потихоньку Егория, потом по деревне» (с. Илишево Кологривского р-на);  «Накануне праздника собирались ребята и девушки группой и делали кресты из лучин, готовились к празднику. Ночевали все вместе, в одной избе. Рано утром вставали и начинали обход»(д. Заингирь Нейского р-на); «Ребята ходили по домам и под окнами выпрашивали яйца. Потом они ходили в поле и на каждом поле ставили кресты маленькие из прутиков»(д. Дьяконово Нейского р-на); «Молодёжь ночью ходила по полям. Мы Егорья окликали — кричали, ходили с козьими барабанками»(п. Коммунар Нейского р-на).

Обход дворов (окликание Егория). Егорья окликали  (то есть, исполняли егорьевские песни при обходе дворов) представители всех половозрастных групп (в зависимости от местных установок).  Взрослое население ходило накануне вечером или ночью, дети — утром или днём. Хозяева при этом подавали обходчикам деньги и сырые яйца[4]Богу на свечку и нам по яечку!»), поэтому они всегда ходили с большой корзиной или решетом.Одному из участников обхода полотенцем к груди привязывали икону Георгия Победоносца. Ходили часто ряжóнками («кто во что горазд») и с музыкальными инструментами или звуковыми орудиями. Так как взрослые обход совершали в темное время суток (от 10 вечера до 6 утра), то ходили часто с фонарём на палке: «Егория окликали так. Ходили женщины с иконой, полотенцем, корзинкой. Подходили к каждому дому к крестовому углу накануне вечером, когда стемняет. Окликали коло дому под окнами. Давали по 2-3 яичка: кто из окошка, кто с крыльца. Потом яички сдавали в церковь»(д. Дёмино Антроповского р-на); «Да и детишки ходили, почти сутки так и пели. С утра детвораходит, поёт ту же песню. Так целый день и пели. Одна партия уходит, другие идут с тово конца вот так вкруговую. И до ночи. А взрослые ночью ходили. Так надоест за целый день! Всё время поют. И поют, и поют, всё на один мотив. Кому давали, а кому и отказывали. Потом делили яйца и ели»(д. Немытки Антроповского р-на); «У нас окликали Егория с пастухалкой. Нонче вот два года не окликали, потому что церковь не роботаёт, яички некуда девать. А мы ведь окликали, эти яички сдавали в церковь. Вот у нас и староста здесь в деревне живёт. С иконам ходили и полотенцо, и корзиночка, и пели. Это всё время, я сама лично участвовала все года почти. Вечером накануне, когда уже темняётся и спать ложатся. Ведь надо будить людей. Вот табуном-то мы бы спели вам этого Егория. Подходили к кажному дому, вставали к крестовому углу и запевали. Отпоём, к другому дому уходим. Пели под окнами, в дома не входили, яички подавали через окошко или с крыльца. Подавали и по 2, и по 3, кто одно, у кого как куры несутся. Если яичек нет, подают денежки. Все подают. Ходили одне женщины пожилые, и раньше так было. Отпевы были»(д. Дёмино Антроповского р-на).

Когда ходили по домам, то тот же текст егорьевской песни исполняли с другим  зачином, обращённым к хозяину: «Хозяин да хозяюшка! / Встаньте, пробудитесь, / Егорью помолитесь! / Батюшко Егорей, / Микола чудотворец…»

«В корзинку яйца  складём, яишницу сварим, вина выпьём, гармонь и пляшом. Раньше больше ребятишки ходили, а теперь мы всё ходим. А раньше ходили всё мушшины, подростки-робята, женщины не ходили. С фонарём с деревянным ходили, до часу ночи когда ходим. И в другую деревню ходили. Везде по-разному пели: в Спирине, в Хапове. Там только мотив другой… Подавали деньги и сырыя яйца. И до сих пор ходим. Робята пораньше, потом взрослые ночью с фонарём на палке до часу ночи, и в каждую деревню ходили. Егорья кричали вечером. Уже все спать лягут, а мы идём под окна»(д. Бурдово Кологривского р-на).

Интересно, что костромской художник Ефим Честняков, согласно рассказам родственников и односельчан, тоже охотно принимал участие в егорьевских обходах дворов. Он собирал ребятишек, обрежал их в самодельные костюмы и маски, снабжал различными неприхотливыми музыкальными инструментами (свистульками, бубенцами, дудочками, барабанкой и другими ударными), брал фонарь на палке и ходил вместе с ними по своей и соседним деревням: «Ефим тоже ходил с ребятами и пел Егория. Он нас всех обрéдит, поставит… И в барабанку барабанили»(д. Шаблово Кологривского р-на).  Не такая ли группа обходчиков изображена на его полотне, которое назвали «Наш фестиваль» по изображённой на заднем плане картины вывеске? В его родной деревне Шаблове, соседнем Бурдове и других деревнях Илишевского сельсовета Кологривского района нами было записано много вариантов егорьевских песен.

«В этот день пастух делал барабанку, обходил все поля с иконой и пел «Батюшка Егорий». Стучали и вызывали хозяев: «Хозяин с хозяюшкой…» Отпевали плохо тем, кто не подавал. Егорья кричали взрослые ребята, большущие. Это ещё прежде было заведено, давно» (д. Бурдово Кологривского р-на); «Егория окликали всю ночь. Сначала детишки ходили Егория окликать, потом молодёжь, потом взрослые ходили. В эту ночь люди почти не спали. Ходили ряжеными, с барабанками, с разными погремушками, с гармошкой» (д. Ефимово Макарьевского р-на); «На Егория ходили бабы пожилые ночью, с иконой, с корзинкой. Подавали яйца, деньги. Сколь соберутся, все и пойдут, хоть 15 человек! Кто поёт, кто собирает яица» (п. Ломки Островского р-на); «На Егория вечером 5 или утром 6 мая обшивали решето тряпкой в форме полумесяца, одевали его на палку и ходили по дворам. Подавали яйца, которые мы потом делили»(п. Судай Чухломского р-на); «Мужики кричали, рано придут, ещё темно. Раньше и молодёжь, парни бегали тоже» (с. Ножкино Чухломского р-на); «Красные яйца дарили ведь! Потом делим, или жеребей кидаем, или катаем»(с. Коровье Чухломского р-на).

Егорьевские отпевы: «При хорошем одаривании пели хороший отпев, при отказе плохо отпевали» (с.Угоры Мантуровского р-на).Наиболее типичные хорошие отпевы:

Дай вам Бог,

Надели Христос!

Двести коров,

Полтораста быков,

Семьдесят телушечек

Лысеньких, Белолысеньких,
Двадцать пять петушков –
Золотых гребешков,
Сорок курочёк,
Всех рябеньких,
Косолапеньких!

(д. Иваньково Кадыйского р-на)

 

Спасибо тебе тётка
На хорошем подаянье!
Дай тебе Бог

Подольше пожить

Да побольше нажить.
Денег мешок
Да белья коробок,

Двадцать телушек,
Всё годовушек,
Десять быков,

Всё годовиков,
Всё полуторовиков!

(с.Ножкино Чухломского р-на)

 

Тёлонька телися,
Свинка поросися,
Курочка несися,
Хозяюшка добрися

(д. Никулино Макарьевского р-на)

Дай Бог приплоду,
Коровушка телися,
Овечушка егнися,
Кобылка жеребися!

(д. Коровье Чухломского р-на)

 

Примеры наиболее интересных плохих отпевов:

Ни кола, ни двора,

Всю скотину со двора!

Под медведюшку!

(д. Коровье Чухломского р-на)

 

Вашу-то телушку

Волкам на закуску!

(с.Угоры Мантуровского р-на)

 

Дай тебе Господи

Этот дом кверху дном,

Вшей да мышей,
Тараканов без ушей,

Мух без брюх,

Комаров без штанов!

(д. Городище Нейского р-на)

 

У вас бабушка стара

На завалинке спала.

Прилетят галки,

По манде палкой,

Да и е…  на выворотень!

(д. Савино Нейского р-на)

 

Дай вам Бог

Тараканов да клопов,

Кринку вшей

Да мешок ужей! (или мышей)

(д. Немытки Антроповского р-на)

 

Гроб да могила,

Ободранная кобыла,

Одна корова 

И та нездорова!

(п. Номжа Нейского р-на)

 

Шапка с пухом,

Чирей в ухо,

Гроб да могила,

Ободратая кобыла!

(д. Сваино Антроповского р-на)

 

Дай вам Бог

Ни полена, ни кола,

Последнюю корову,

И ту со двора!

Дай вам Бог

Кринку вшей,

Кринку мышей,

Кринку блох,

Чтоб Ефимушка [имя хозяина] сдох!

(п. Коммунар Нейского р-на)

 

Дай вам Бог

Тараканов да клопов,

Чтобы дедушка издох,

Чтобы бабушка пропала.

Чтоб одна была кошка,

И та с печки упала.

Один был петух,

И тот на яицах протух!

(д. Екимово Макарьевского р-на)

 

Дай вам Бог
Вшей до ушей,
Тараканов без ушей,
Лягушек без мандушек,
Комаров без хуёв,
Камень горячий,
Хуй  меренячий,
Пороху пуд,
Чтоб взорвало вас тут!

(д. Канышово Антроповского р-на)

 

««Ни кола, ни двора, ни перёгороды!» — и нас за такие слова обливали водой»

(с. Славинка Антроповского р-на).

 

Дети после обхода дворов затевали игры, делили угощение: «Подавали пирога, баранки раньше свои пекли, печенья свои, конфет дадут, когда ледяшек нам и яиц давали. Потом мы делили всё, собираем всё вместе и делим. А потом приходим на горушку на какую, такие вырубали желоба из липы, и вот: «Давайте выкатывать»! — кому охота побольше яиц. «Давайте играть, выкатывать!» — это ведь и в Паску делали, а мы так. Кому что достанется»  (с. Коровье Чухломского р-на).

Обход скотины во дворе: «На Егория обходят сначала скотину дома. Иконку, свечку, хлеба кусочек, соль четверьговую, вербу брали обязательно. Ягорья читали: «Спаси мою коровушку!»» (д. Никулино Макарьевского р-на); «Дома обходит хозяйка во дворе. Берёт вербу, икону, свечку. У меня вот мать обходила, потом жена. Тоже молитву церковную говорят. Вот из дома выгоняешь с вербой, чтобы скотина у тебя домой приходила. Вербу потом втыкали в озимь. Сами пасут три дня, а потом пастух обходит без них на пожне»(с.Чернышево Кадыйского р-на); «Утром хозяева обходят дом со свечкой, иконой, вербой и куском хлеба три раза с молитвой и заговором: «Небо горит, земля травушку родит, седую коровушку поит и кормит, и здоровья молит»»(с. Угоры Мантуровского р-на); «В Егорьёв день сгоняю вербочкой, хвостик отстригну, дам барашек [обрядовое печенье в виде барашка — Т.К.], замну колобушечку-то от вербы в барашек. Свечку возьму пасхальную, обойду её кругом, хвостик отстригну и потом ей всё подам: и барашка. А с иконой, когда она отелится, молочко чтобы было святое, надо обходить. Это недели через три» (д. Борок Островского р-на); «Выгоняли скотину рябиновой вицей –плёточкой. Постелют покромочку [тканый пояс — Т. К.] во двери и через эту покромочку перегонят эту скотинку со словами: «Батюшко Егорий, спаси нашу скотинку!» И с иконкой провожали, с любой. Над двором была иконка приколочена»(д. Карпово Павинского р-на); «А в Егорьев день, как нет снегу, дак скот выгоняли. Говорят: «Надо Егорью храброму скот сдать». Хозяйка всё со скотиной управлялась. А ведь скотину выпускали раньше всё через иконку в поле. Ну, вот ворота, пойдёт корова, иконку держишь выше её. Раньше всё старики говорили: «Голой вицей корову гоняй!» Ну вот они обдерут её, она белая, голая. И эту вицкю весь год носи одну. Всё, коровку прогони и принеси» (д. Низкая Грива Павинского р-на); «Первый выгон скотины обязательно с вербочкой, которую ломали на Вербное воскресенье, она была освящена в церкви и стояла у икон в доме до тех пор, пока скотину не начнут сгонять. И в первый день сгоняют скотину обязательно этой вербочкой, скотину молят и благословляют словами: «Спаси, Господи, всю животинку от всех напастей, от болезней, от всяких злых и лихих людей. Спаси и сохрани, и помилуй нас!»» (д. Шубино Нейского р-на); «Когда на Егорьев день погнаешь корову вербой, так как бы передаёшь Егорью на руки. Вот и приговариваешь: «Егорий батюшко! Напой, накорми и домой пригони!» Это вот старуха свекровь-то меня учила. Выводили скотину со двора, поставят свечку в ведро и обходят. Говоришь: «Георгий Победоносец! Спаси мою коровушку!» Потом передают эту скотину пастуху. Вывожу я когда свою корову, говорю: «Иди, коровушка на Божью волю, на зелёные луга! Пей, не опивайся, ешь, не объедайся, сыта ходи, тела не рони, а с поля домой молоко и племя неси!» Это лучше всего. Это когда ведёшь корову на верёвке и отпускаешь её в стадо»(д. Притыкино Пыщугского р-на); «Скотину на пасево сгонять старались в первый раз в воскресенье. Клали вербную веточку, через которую она переступала, а потом гнали веткой до самого пастбища, а потом бросали в пруд. Приговаривали: «Благослови тебя Господи на весь день Господень от всяких страстей и напастей, от всякого зла и супостата! Тем же сохраняются каждый день. Аминь». И самый зад скотины перекрестишь» (д. Петровское Нерехтского р-на); «На Егория обходили с иконой, ладаном, угольями, хлебом и свечкой дом и скотину. После обхода хлеб носили в церковь» (д. Заингирь Нейского р-на); «На Егория скот обходили с иконой Георгия Победоносца, пекли «баранов», вот так катали их из теста и кормили ими скотину» (д. Терентьево Солигаличского р-на); «Хозяин с горящей свечой и иконой обходит вокруг двора, вокруг скотины, читая молитву Егорию. Прижигали свечкой шёрстку на ногах у скотины — оберегали её. Утром рано родственники или знакомые влезали на крышу и кричали в трубу: «Эй, кума! Корова дома? — Дома, дома, вся скотина дома!» После выгона скота хозяйка втыкала вербовый прутик в землю, чтобы корова не потерялась в лесу и всегда находила дорогу домой»  (п. Судай Чухломского р-на).

Приговоры и заговоры при обходе скота. На всей территории бытования обрядовых песен до сих пор используются приговоры молитвенного характера, а там, где песен не пели, приговоры похожи на заговоры и по содержанию близки поэтическим текстам егорьевских песен, точнее, их основной, заговорной части:

 

Батюшка Егорий,
Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку
В поле и на поле,
В лесе и в за лесе.
Волку медведю,
Старому зверю –

Пень да колода,
За морем дорога….

Нашей скоотинке –

Травка — муравка,

Зелёненкий лужок,

Быстрый ручеёк.

Лесному-то зверю,
Волку, медведю –

Пень да колода…

 

«На Егорьев день скотину с иконой и хлебом выгоняли, читали такую молитву:

«Батюшка Егорий,  / Пресвятой Господь! /  Выпущаю тебе свою скотинку, / даю тебе на поруки. / Спаси ты и сохрани / мою коровушку и меня / от всякого зверя, /от всякого врага / и лихого человека! / Егор Победоносный, / прими мою скотинку! / Я тебе даю на всё лето. / Спаси и сохрани её!» Яйцо от Пасхи оставляли. Когда скотину в первый раз после зимы в поле провожали, в одну руку брали яйцо, а в другую — вербу и говорили: «Как верба цветёт, / так и скотина цвети / от лета до самой осени». Это яйцо скотине и раскрошишь» (д. Кривячка Шарьинского р-на).

««Батюшко Егорий Победоносец! Спаси мою скотинушку  на дворе и за двором,  в поле и в лесу от зверей и от людей, и от лихого человека! Господи, спаси мою коровушку ото всех зверей, от погоды и всяких напастей!» Ещё надо скотину святой водой обрызгать. В этот день скотину первый раз выпускали. Обязательно хлестали вербой крёст-наперекрёст и говорили: «Господи, спаси скотинку-матушку! Егорий Победоносец, спаси и сохрани!»» (д. Быниха Шарьинского р-на).

«Егорий Победитель! / Зиму я кормила, поила, / теперь эту скотинку даю на тебя. / Пой и упаивай, / корми и укармливай, / в поле гоняй и домой пригоняй, / и сохраняй!» (д. Пищёвка Шарьинского р-на).

«Кто мне навстречу, / кто мне на помощь? / Или сам Иисус Христос, / или ты, пресвятая Богородица? / Помогите мне, / пособите мне, / рабе Божьей Нине! / Спасите мою скотинушку / от чужого злого глаза, / от еретика, от еретницы, / от клеветника, от клеветницы, / от своей радости, / от чужой зависти, / от ветра, от вихря, / от нечистые силы! / Спаси, сохрани и помилуй! / И дай, Господи, / доброго здоровья скотинушке, / спаси её, Господи! / Надеемся на тебя, Господи, / на Вашу помощь! / Аминь, аминь, аминь. / Дай ей, Господи, доброго здоровья!» (д. Крутая Пыщугского р-на).

Обход священником.По воспоминаниям костромских старожилов,  обход стада раньше начинался после праздничной службы в храме специальным молебном и обходом дворов, пастбища и стада священником: «ВЕгорьев день был молебен, обходили коров, лошадей и, если погода позволяла, с этого дня  сгоняли» (с. Протасово Нерехтского р-на); «У нас батюшка освящал пастбища»(п. Судай Чухломского р-на); «В Егорьев день служба была, потом молебен. Выходили в сёло, скотину всю выгоняли и лошадей выводили. Вокруг стада был обход. Выведут всех лошадей, и телят всех выводили, даже маленьких, всех. Пастух тут тожо был. У него кнут был. Были всякие пастухи-то. И с трубой были. А то хлопали. Заиграют во рожок: «Вставай, скотину выгоняй!»»(д. Хомутово Нерехтского р-на);«Во время молебна на улице ребятишки садились на землю вереницей плотно друг к другу, раздвинув ноги и держа предыдущего за пояс, вот так. У них над головами проносили иконы. Батюшка каждую корову кропил святой водой»(п. Коммунар Нейского р-на); «Кто желал, заказывали службу во дворе. Соломки чистой постелят и вносят иконы»(с. Коровье Чухломского р-на).

Если священника в деревне не было, верующие обходили стадо сами: «Собираем скотину и начинаем ходить, обходить стадо. Берём икону Георгия Победоносца и, если после Пасхи, то пасхальную молитву споём, а потом уж какие знаем молитвы. Георгию Победоносцу тропарь — это обязательно надо. И ограждаешь крестом на все четыре стороны. А потом поёшь тропарь. Выгоняем скотину с вербой и свечкой»(д. Кондратово Макарьевского р-на).

Обход стада пастухом. Пастухи обходили скотину три раза против солнца. Часть обрядовых атрибутов, используемых при обходе скотины хозяевами и пастухами в Егорьев день (святая вода, свечка, уголь, освящённая верба, ладан), имела апотропеическую (обереговую) функцию, другие же должны были обеспечить целостность стада (замок) и его плодовитость (яйцо, хлеб).

«Пастух отслужит на Егория в церкви молебен, поставит Егорью свичку большушшую. А мы вербой гоним скотину и втыкаем вербу в поле, где будет пастись скотина» (с. Незнаново Нерехтского р-на); «А пастух обходит отдельно. Чтобы коровы не разбегались, надо коров обойти. Берёшь паску (хлебную) вот так и свечку, и обходишь против солнца. Потом запираешь их новым замком, только что из магазина. Замок вешаешь у себя дома на мосту на гвоздь. Никуда не денутся оне. Но надо знать слова. Если не знаешь, значит, нечего и браться пасти. Я пас первый год один без этого, так убегался, что ноги чуть не сдёрнули. Но меня научили люди, тоже подсказали люди хорошие. Бегать не стал. Каждый пастух, если он много лет пасёт, он пасёт от слова, а не так, что наобум идти пасти. Я пас 11 лет, ни одна корова у меня не оставалася [в лесу — Т. К.]. Если я вам поясню, с какова слова, я больше не пастух, я уж не гожусь. Надо передать все эти слова молодому, он поймёт. А когда старшему передашь, я останусь ни с чем. Обходишь с паской, и с тобой Егорий идёт, когда обходишь. Самое главное — Егорей, а икону не надо» (с. Чернышево Кадыйского р-на).

Пастух также совершал обход тех животных, которые убегали из стада: «Раньше-то пастухи обходили коров, которые убегали из стада. Бывало, скажут: «Приди с замком! Я её обойду да запру в стаде, заведи в стадо!» И она будет ходить домой. Надо было нести замок из своего дому, чтобы она домой ходила. Он там говорил что-то, молитву что ли… Барабанку вешали на рога бодливым коровам, чтобы она только внизу видела. На шею вешали колокольчики, подзвончики, если корова убегала в лесу» (д. Борок Островского р-на).

 

Одаривание пастухов. Гуляния. После совершения всех обрядовых действий было принято одаривать пастухов гостинцами: яйцами, пирогами, вином. Вечером пастухи соседних деревень собирались вместе, разжигали костёр в поле недалеко от деревни и делали общую  яичницу: «Если поднесут, выпивали вино и говорили: «Егорья вечерка, свинку-боровка!» А хозяйки нас одаривали: баранками, колобушками» (д. Лепилово Нерехтского р-на); «Пастухи когда сгонятся, потом ходят по череду собирают яички. Вот это было. Корзину на руку, и целую корзину насбирают, деревня-то большая была. Потом пропьют, прогуляют, обмываютскотину. Этосгонное называлось» (д. Выметово Красносельского р-на).

«На Егорьев день, помню, говорили, что в Нерехте на Егорьевой горе были гулянки, как в деревне вот у нас» (с. Незнаново Нерехтского р-на); «По два  рубля собирали на выпивку. Каждая хозяйка на Егория давала пастуху три  яйца» (п. Ломки Островского р-на);«Пастухи собирались в середину села и трубили, а хозяйки несли им яиц, творогу, молока, кто чего. Или в другой раз, как только в первый раз сгонять скотину, так обязательно сборище. Пастухи идут по дворам и собирают, сколько с череда (рубль или два) и угощение сделают всему народу» (д. Лепилово Нерехтского р-на); «Во второй половине дня гуляли всей деревней в складчину» (п. Судай Чухломского р-на).

В сёлах, где Егорьев день был престольным праздником, устраивали ярмарки, и вся округа собиралась на гуляние. На осеннего Егория (13 ноября) было принято устраивать молодёжные игрища.

Поэтические тексты егорьевских песен  довольно обьёмны. Все они представляют собой варианты одного и того же текста, который кроме обширной территории распространения (значительная часть среднего и нижнего Поунжья),  имеет ещё и удивительную устойчивость (см. пр. 1). В отличие от основного текста отпевы более разнообразны, особенно корильные, в которых  встречаются очень озорные концовки. Как правило, их исполняет мужская часть обходчиков. Там, где было не принято петь плохие отпевы, основной текст сливался с хорошим отпевом, таким образом, завершаясь благодарственной концовкой (см. выше).

 

 Как и другие костромские календарные обрядовые песни, егорьевские отличаются от других жанров особой манерой интонирования: их не поют и не считают песнями, так как ими окликают  Егория, то есть исполняют специфическим напряжённым тембром, часто переходящим в скандирование или крик. Мелодии егорьевских песенберут своё начало в речитации и основаны на сопоставлении двух звуковысотных уровней, отстоящих друг от друга чаще всего на кварту, в которой верхний звук является главным опорным. Кварта может быть как заполненной (частично заполненной), так и не заполненной. Возможно расширение этого звукового обьёма вверх или вниз. Гораздо реже встречаются напевы, построенные на сопоставлении двух соседних или  отстоящих друг от друга на терцию звуков (см. нотные примеры).

 Инструментальное сопровождение. Окликание Егория могло сопровождаться игрой на пастушьем барабане[5], свистульках, колокольчиках, бубенчиках, гармошке, трензеле и шумовых орудиях, иногда и бытовых предметах и орудиях труда: 

«Ходили взрослые с барабанкой, и в лемёх от плуга играли» (с. Коровье Чухломского р-на); «Три-четыре женщины соберутся и ходят по домам с противнем и колотушкой» (д. Ефимово Макарьевского р-на); «Ряженые с барабанками, с разными погремушками, гармошкой ходили окликать Егория. И дети, имолодёжь, и взрослые. В эту ночь люди почти не спали. Ряженые подходили к дому и начинали окликать» (д. Городище Нейского р-на); «Они возле окошка  колотили в барабанку и колокольцом брякали коло дому, в дом не заходили» (д. Спицыно Нейского р-на). 

 

 Партия пастушьего барабана, сопровождающая пение егорьевских песен, как правило, неприхотлива. Это проистекает как из трудности одновременного исполнения вокальной и инструментальной партий, так и из второстепенной функции инструмента. Но в проигрышах между пением, особенно при переходе от одного дома к другому, динамика (громкость) звучания резко повышается для того, чтобы разбудить хозяев. В проигрышах используются также ритмические вариации с довольно замысловатыми ритмическими фигурами.

Костромские обряды Егорьева дня так же, как и в западных традициях России, являются органичной частью пасхального периода, несмотря на первоначально кажущуюся их календарную самостоятельность. Егорьевские песни можно назвать одним из центральных жанров календарного цикла, характерных именно для костромской традиции. Картографирование помогло выявить центральную зону ареала и его периферию, а также говорить об особом типе местной календарной традиции. В отличие от западнорусских традиций, где каждый календарный сезон отмечен своим музыкальным знаком, здесь большая часть песен и закличек календарного цикла, связанных с обходами дворов (колядки, средокрестные, егорьевские, большая часть вьюнишных и другие узколокальные разновидности), обслуживается однотипным напевом. Их жанровая дифференциация обеспечивается только вербальным рядом, но не музыкальными средствами. Напев акцентирует сходство обрядовых ситуаций (обходы дворов), выявляя единую мифологическую основу календарных праздников и ритуальных действий.  Некоторые жанровые разновидности календарных обрядовых песен, не связанные с обходами дворов, такие как масленичные и весенние заклички, поют, вернее, интонируют на тот же или очень похожий напев. Это очевидно связано с одинаковыми условиями исполнения (на открытом воздухе) и призывной активной интонацией, с которой исполняются все календарные жанры в костромской традиции.



[1] Ареал егорьевских песен весьма обширен. Он охватывает всю центральную часть Костромской области, а точнее — бассейн среднего и нижнего течения Унжи и её притоков. Они были записаны в Кологривском, Мантуровском, Межевском, Нейском, Антроповском, Парфеньевском, Чухломском, Галичском, в северной части Макарьевского, Островского, Кадыйского, Судиславского районов, в юго-восточной части Солигаличского района. В бассейне соседней Ветлуги егорьевские песни можно записать только от переселенцев из Поунжья. Однако обережные обряды и заговоры, направленные на сохранение скотины и приуроченные к  Егорьеву дню, были записаны нами и в пограничных с Поунжьем районах: в пойме Волги  (в Нерехтском, Костромском районах, в южной части Судиславского, Кадыйского и Островского р-нов,) и Поветлужье  (Пыщугском, Павинском, Шарьинском и др. районах).

[2] Часто из-за поздней весны первый выгон происходил позже — на Николу вешнего (9/22 мая) или на Макария (13/26 мая), очевидно поэтому в текстах костромских егорьевских песен они также часто упоминаются.

[3] По сведениям Д.К. Зеленина,  севернорусские пастухи только с Егорьева дня  начинали играть на рожках. До этого дня они подавали необходимые сигналы только щёлканьем кнута (плети), который являлся непременной принадлежностью каждого пастуха.

 

[4]  Если Егорьев день в этот год приходился на послепасхальный период, то могли подаватьи крашеные яйца.

[5] Пастуший барабан — барабанка, пастушка, пастушня, пастухалка, брекоталка  и др. местные  названия пастушьего деревянного ударного инструмента, который широко бытовал на территории Костромской области, исключая районы, расположенные в пойме Волги. Здесь пасли с рожками амбушюрного типа. Барабанка представляет собой гладко выструганную доску трапециевидной или прямоугольной формы. Её подвешивают на верёвке или ремне на уровне груди и выстукивают ритмические композиции двумя палочками. На барабанке играют пастушьи  сигналы для людей (во время утренней побудки  и выгона и вечернего пригона стада домой) и животных (во время пастьбы). Кроме того, под барабанку поют приговорки, пляшут, если под рукой нет других инструментов.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Документы
Этнографические материалы по егорьевскому обряду Костромской области
Скачать
Аудио
01 Егорьевская песня «Батюшка Егорий, великая Микола» в исполнении жительниц д. Копьёво Кологривского района Костромской области
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна