Весенние обрядовые шествия с пением лирических и хороводных песен в Псково-Печорском Обозерье
Лирические песни раннего исторического пласта и обрядовые весенние хороводы составляют выдающуюся по своей художественной ценности часть фольклорного наследия Псково-Печорского Обозерья.
Лирические и хороводные песни «замещают» отсутствующие в этой традиции собственно обрядовые фольклорные формы, исполняются на масленичной и пасхальной неделях, включаясь в обрядовую систему этнографических комплексов Масленицы и Пасхи. Поются исключительно женщинами и, по обычаю, вне дома. Масленичная неделя связана с лирическими песнями, пасхальная — с хороводными и лирическими песнями. Многие песни имеют балладные сюжеты.
Большинство записей выполнено в 1980–1990-е годы в деревнях Печорского района — в Круппской и Кулейской волостях, на островах Псковского озера. Записаны образцы также в Печорской, Лавровской, Новоизборской, Паниковской волостях, на восточном берегу озера (Псковский район) и в Палкинском районе (Васильевская, Палкинская, Родовская волости). Лирические песни данного типа сохранялись и в соседнем с Обозерьем Гдовском районе.
В четверг на масленичной неделе женщины собирались и устраивали «бабий праздник», складчину. Молодухи заваривали пиво. Приносили пироги, закуску, на пиво каждая давала три рубля. Мужчины на праздник не допускались, исключение делалось только для гармониста. Женщины рядились («свадёбниками нарядившись, аблáдившись женихом и невестой»). Потом катались, ездили по деревням, «чтобы лён был долгий».
С четверга каждый день девушки и женщины выходили на улицу и пели «долгие» песни. Вставали «в кружóк» или с пением ходили рядами по улицам, взявшись под руки. Пели на возвышенностях, «чтобы гулы раздавались». Пели, стоя на сугробах, на берегу реки или озера. Звучали «долгие» лирические песни, которые местные жители называли «маслеными», «масленскими». Зафиксировано название, свидетельствующее о непременности определенного локуса исполнения этих песен — «улушные» песни.
Лишь одна из этих песен по содержанию словесного текста непосредственно связана с темой праздника Масленицы — «Дорогая наша Масленица, дорогая, полюбовная», но и она по своим жанровым признакам является лирической песней, а не календарно-обрядовой.
Для песен характерны балладные сюжеты:
— сестра ждёт брата в гости, он приезжает по «заросшей», невозвратной дорожке («Не одна в поле дорожка»);
— молодец желает смерти «нелюбой» жене, избавляется от жены («Молодость моя молодецкая», «Не в бору кукушечка куковала»),
— дочка оборачивается птицей (сюжет «дочка-пташка»), чтобы побывать у своих родных («Повыдала меня матушка»).
Значение балладных сюжетов очень важно — именно этот пласт народных представлений косвенно связан с культом предков, который присутствует в разных формах поминальной обрядности в весенних обрядовых комплексах Масленицы и Пасхи.
Среди других сюжетов лирических песен, приуроченных к Масленице, распространен сюжет — «молодец на чужбине, в неволе» («Голубь-голубочек»).
«Главной» на Масленице называют песню «Не одна в поле дорожка». Без нее не обходилось ни одно упоминание о праздновании Масленицы в Псково-Печорском Обозерье. «Выходим, бывало, на реку, как тёмненько будет, и начинаем петь» (д. Моложва, Печорский район). «За неделю до Великого поста — это масленая неделя. И вот в эту неделю пелась эта песня. По вечерам собирались девушки на улице, по улице ходили и пели» (д. Заболотье, Печорский район). Эту песню пели и во время катаний на лошадях по деревням и у масленичного костра.
В Прощёное Воскресенье жгли костры. Собирали солому, дрова, отходы льна. Делали «огнище» поодаль от деревни на горке либо на льду озера. Собиралась вся деревня. «Масленицу жгём всегда. Старьё всякое. На мясоди съедим всё мясо. А масло надо «сжечь»» (д. Горки, Псковский район).
Дети бегали вокруг костра, кидали факелы — зажженные палки, пучки соломы (местные названия таких факелов — «масляты», «куришки»). «Жгут Масленцу. И вот навёртываешь эту соломку, и зажигаешь её, несёшь. Все кричат: «Широка Маслена! Широка Маслена!»» (д. Коровкино, Палкинский район). ««Прашла наша Маслена, прашла-пракатилася!» — это в последний день Маслены. На улице, на огне, где костёр жгут, и поют — «масло жгут»». Дети кричали: «Прощай, наша Масленица!» (д. Гверстонь, Печорский район). Пели припевки.
Женщины пели у костра песни «Дорогая наша Масленица», «Не одна в поле дорожка», «Молодость моя молодецкая». «На огонь смотрят и поют». Пели и молодые, и старые — «все табуном». В деревне Гверстонь песню «Не одна в поле дорожка» называли «прощальной». Как костер догорит, просили друг у друга прощения, целовались, расходились по домам.
В первый же день Пасхи, в Пасхальное воскресенье девушки и женщины вновь выходили на улицу с пением песен. Гулянья с песнями продолжались всю неделю. Лирические песни здесь уступали место обрядовым хороводам, большинство которых также имеет в основе текста балладные сюжеты.
По деревенским улицам двигались медленные шествия — женщины шли, взявшись под руки, шли на гору, выходили в поля. Зафиксировано понятие «ходить в тынок»: стоят пары, последняя пара обходит и становится впереди всех, несколько пар идут друг за другом «как гуси», проходят, расходятся по краям улицы.
На берегу озера, на горках устраивали карусели, качели («зыбки», «зыбочки»), молодежь собиралась из окрестных деревень, качались на качелях, женщины и девушки у качелей пели песни.
Мужчины забавлялись катанием яиц. В д. Зимний Борок (Печорский район) песню «Как гремел гром перед тучею» пели, стоя на лунках (где яйца катают).
Гулянья продолжались всю пасхальную неделю. Песни, звучавшие в этот период, называли «пасхальными», «христовскими».
Из лирических песен, исполняемых на пасхальной неделе, наиболее популярна была песня «Отдавала меня матушка» (с балладным сюжетом «Дочка-пташка» и явной связью с плачевой системой интонирования) — эту песню пели недавно вышедшим замуж молодым женщинам.
Сюжеты «пасхальных» лирических песен связаны со следующей тематикой:
— тема «девичьей воли» — тоска-печаль по утраченной воле, красоте, разорённому отчему подворью («Я скажу сама себе», «Воля моя волюшка»);
— тема разлуки («Повыйдемте, белые лебёдушки»);
— тема «женской доли» — несчастное замужество, старый муж («На бережке камешек», «Зеленися, мой зелёный сад», «Ты пчела, наша пчёлушка»).
Наиболее распространенными из хороводных песен были: «У ворот сосна» (с балладным сюжетом «молодуха собирается навестить родных, тремя мылами умывается, печалится об утраченной красоте»), «Как гремел гром перед тучею», «Как летели гуси да погогатывали».
Среди балладных сюжетов хороводных песен:
— «вдова и девять сынов, сестра и братья-разбойники» («Как на моречке, на моряночке»;
— «весть о болезни милого» («Я по полю, млада, гуляла, да я письмо нашла»;
— «муж жену убил» («Что я в горку шла да диво видела»);
— «своя — чужая сторона» («На ключу да на ключике» — в художественной образности этого текста с наибольшей яркостью отражены представления о ненавистной чужой стороне).
Наблюдения над особенностями стилистики лирических и хороводных песен, исполняемых на масленичной и пасхальной неделях в Псково-Печорском Обозерье, и этнографического контекста традиции заставляют обратить внимание на многие факты, свидетельствующие о тесной связи лирических и хороводных песен с художественной системой фольклорных жанров, относящихся к календарной обрядности. Их значение характеризуется не только целым рядом особых обстоятельств, (время и место звучания песен, состав участников, манера исполнения), но и собственным образно-смысловым, функциональным содержанием.
Песни имеют строгую приуроченность к определенному периоду календарного цикла — весенним праздникам, а именно к масленичной и пасхальной неделям. Важно подчеркнуть, что их пели вне дома — на улице, на горках, на сугробах, у реки, у озера. Пели их обязательно «артелью», причем только женской, пение сопровождалось движением (шествия по улице на пасхальной неделе) или «стоянием» на горках, где-нибудь в центре деревни, у масленичного костра.
Для исполнения типичны насыщенный тембр звучания, яркая, динамичная подача звука. В ряду особенностей стиля отметим большую роль малообъемных звукорядов (так называемые «квартовые» песни), трихордовые попевочные образования, интонационное родство с плачевой культурой, осознаваемое самими исполнителями. Так, о песне «Отдавала меня матушка» в д. Лисьё (Печорский район) отозвались следующим образом: «Петь — почти что голосить».
Образно-поэтический ряд также восходит к сфере «жалей», содержит мотивы «утраченной воли», «потерянной девичьей красы», «разлуки», «заросшей невозвратной дорожки», «девушки-птицы», «жалоб о несчастной женской доле» — то есть те мотивы, которые теснейшим образом связаны с образной сферой причитаний, что, в свою очередь, свидетельствует о роли культа предков в формах фольклора, приуроченных к весенним календарным праздникам.