Обряд «крещения кукушки» села Вышние Пены Ракитянского района Белгородской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Обряд «крещения кукушки» относится к проводным ритуалам календарного цикла. Накануне престольного праздника Миколы вешнего девушки собирались в доме, где изготавливали «кукушку» — наряжали на манер невесты сосновую ветку. Утром на Миколу они забирали «кукушку» и ходили с ней по селу с песнями. После этого шли в сад, сажали «кукушку» на яблоню и под ней кумились. Затем девушки заходили в дом и обедали. Обед состоял из блюд, традиционных для престольного праздника, — холодца и пшенной каши. По окончании трапезы девушки разбирали «кукушку» — расшивали ленты и забирали их себе, а ветку оставляли на чердаке.

Обряд «крещения кукушки» проводился на вёшнего Миколу (22 мая) — престольный праздник села.

Накануне Миколина дня  девушки-подростки 10–13 лет с одной улицы договаривались, в каком доме будут «кстить кукушку». Обычно это был крайний дом в деревне. Вечером они собирались в назначенном доме и наряжали «кукушку» с помощью взрослых: «особенно старые бабушки помогали детям». Основа «кукушки» делалась из верхушки сосны. Старались подобрать ветку с четырьмя-пятью отростками — рожками. Ветку обрезали, выравнивая по высоте ствол и ветви-рожки. Высота рожка составляла 40–50 см. Готовую основу для «кукушки» называли репьем. Делали такой репей мужчины из елок, оставшихся после празднования Нового Года. Если подходящей ветви не находилось, то могли недостающий рожок прибить гвоздями. Репьём в селе называли и хлебную розочку, украшавшую пасхальный кулич. Ее изготавливали из раскатанной полоски теста, надрезанной с обеих сторон бахромой и скрученной на манер розы.

По выражению старожилов «кукушка» представляла собой девушку-невесту. Голова — обвязанные красным платком рожки. Поверх образовавшегося узла надевали юбочку, которую шили специально. Сверху платка по кругу пришивали ленты, которые приносили все участницы обряда. Ленты подпоясывали самой красивой старинной лентой с золотой нитью — ломом. В середину «кукушки» подвешивали колокольчик. Готовую ветку-«кукушку» ставили в святой угол — «она должна перенощевать в домя» — и расходились по домам.

Утром, после церковной службы девушки опять собирались в доме, где ночевала «кукушка», с собой приносили еду: яйца, сало — «у кого што есь». Кто-то из взрослых снимал «кукушку» с красного угла и крестообразно окроплял ее святой водой со словами:

«Слава Тебе, Господи!

Спаси, Господи!

Помилуй, Господи!

Благослови, Господи!

Пресвятая Троица –

Слава Тебе!»

Этот обычай был записан от Нины Александровны Бабыниной (1949 г. р.), бывшей руководительницы местного фольклорного коллектива. По ее словам, ранее обряд совершался на Троицу. Другие информанты, проживающие на разных улицах и в детстве активно участвовавшие в обряде, не помнили, чтобы «кстили кукушку» на Троицу, однако считали, что, возможно, так делали верующие люди, но в связи с гонениями властей в советское время обрядовые действия на Троицу многие боялись совершать. 

С готовой «кукушкой» девочки/девушки шли по улице: «по вулисы с песнями ету кукушку нясли». Если на своей улице девушек было мало, то они объединялись с девушками с другой улицы. Рядом могли идти и мальчики, но как говорили старожилы, «они больше мешались, баловались». Важно и другое замечание: «Взрослые кукушку не носють». Процессия двигалась шеренгой, останавливаясь для вождения кругового карагода. В его центре находилась «кукушка», с которой поочередно танцевали все участницы обряда. Ходили и приплясывали с «кукушкой» под карагодную песню «Хощем, хощем кукушащку перекстить».

Хощем, хощем кукушащку перекстить,

Ой, черёма, ты черёмушка-кусток,

Ой, ля, ой, ля, лёли, ой, ляли,

Али лёй, лёли, лёй, ляли.

 

Ой, черёма, ты черёмушка-кусток,

На черёмушке лазоревай цветок

Ой, ля, ой, ля, лёли, ой, ляли,

Али лёй, лёли, лёй, ляли[1].

 

На черёмушке лазоревай цветок

Далеко в поле белеется,

Белеется, голубеется.

На всё поле красатеется.

На всё поля, на щатыре стараны.

Вот и хто у нас харошенький.

Вот и хто у нас пригоженький.

Харошенький да Иванушка,

Пригоженький да Егоравич.

Процессия проходила по улице села и возвращалась к дому. Если улица была короткая, то могли пройти по ней и несколько раз.

Минуя дом, девушки заходили в сад и там кумились. В саду компания выбирала самую красивую яблоню, на которую усаживали «кукушку». На ветвях девушки подвешивали монисты (бусы) таким образом, чтобы было удобно через них целоваться. Монисты были не у каждой участницы — как правило, 3–4 нити на всю компанию. Девушки заранее выбирали себе пару, подходили к монистам и целовались друг с другом через них, обмениваясь при этом подарками. Процесс кумления сопровождался словами:

Первая подружка: «Люба, давай с тобой кумиться!»

Вторая подружка: «Ты, кукушка-ряба,

Ты кому кума?»

Первая подружка: «Покумимся, любушка,

Покумимся, голубушка»

                                               (целуются через монисто)

Вторая подружка: «Я тебе дарю веночек»

Первая подружка: «А я тебе дарю платочек»

                                               (обмениваются подарками).

После кумления девушки водили карагод под песню «Катерина по базару ходила», которая исполнялась на тот же напев, что и песня «Хощем, хощем кукушащку перекстить».

Затем девушки заходили в дом вместе с «кукушкой», которую клали  «можа на кровати», и обедали. Взрослые готовили обед для девушек из того, что они принесли с собой утром. Так как Миколин день был престольным праздником, то и блюда ему соответствовали. Главные из них — холодец и пшенная молошная каша.

После обеда девушки разбирали «кукушку» — забирали принесенные ленты, развязывали платок, а сам репей забрасывали на чердак, где он и лежал до следующего года.

Жители села толкуют обряд следующим образом: «Весной прилетают птицы и начинает куковать кукушка. И обряд является как бы олицетворением возрождения природы и кукушки» (записано со слов Н.А. Бабыниной, 1949 г. р.).

Главной в обряде являлась карагодная песня «Ой, черёма, ты черёмушка-кусток», к которой во время хождения с кукушкой добавляли зачин «Хощем, хощем кукушащку перекстить». Этот текст сочетается с политекстовым напевом, озвучивающим в селе круговые карагоды. Большинство текстов круговых карагодов содержат молодежные величания. Выбранный исполнителями текст о цветущей черёмухе (первая его половина) возможно, более всего соответствует фольклорной картине обряда, в основе которой лежат мотивы цветущего сада, красующихся девушек-невест.

Музыкально-стилевые признаки напева, используемого в обряде «крещения кукушки», являются типовыми для всех карагодных песен села. Они поются в умеренном темпе,  открытым полетным звуком с использованием специфических исполнительских приемов — киксов, флажолетов. Такая вокальная манера характерна в южнорусской традиции для уличного напряженного интонирования. Мелодика основана на скачкообразных ходах с последующим их поступенным заполнением. Все исполнители активно используют все ступени звукоряда и не выделяют разные голосовые партии внутри ансамбля: «все на один голос поют». В результате фактура напева приобретает густой сочный колорит.

Хореографические движения, используемые в обряде, соответствуют традиционным для села формам вождения круговых карагодов. Пляска с «кукушкой» и в карагоде называется скаканием, благодаря активным движениям ног и подпрыгиваниям. Во время шествия с «кукушкой» по селу к процессии мог присоединяться мальчик-скакун.

В процессе совершения обряда «крещения кукушки» используются два словесных жанра: молитва в момент окропления «кукушки» святой водой и приговор во время кумления девушек. Молитву произносила взрослая женщина в доме, она же и окропляла «кукушку». Приговоры исполняли девушки. Зачин-обращение: «Кукушка-ряба, ты кому кума?» является типовым в обряде «крещения кукушки» для целой группы сел западной Белгородчины.

В настоящее время обряд продолжает свое существование в несколько измененном виде. Его восстановили и ежегодно организуют учителя местной общеобразовательной школы и участники детского фольклорного ансамбля «Родничок». Обряд стараются проводить на престольный праздник села — 22 мая, в день Николая Угодника.



[1] Далее куплеты строятся аналогичным образом.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 «Хощем, хощем кукушащку перкстить» - карагодная песня в обряде «крешение кукушки» в исполнении жительниц села Вышние Пены Ракитянского района Белгородской области
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна