Традиция почитания святых мест, связанных со святым Александром Ошевенским в селах Ошевенск, Река, Поздышево Каргопольского района Архангельской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, севернорусское наречие, вологодская группа говоров

В селах Ошевенск, Река, Поздышево Каргопольского района существуют святые места, связанные с почитанием св. Александра Ошевенского. Это комплексы из камня-следовика, обетных крестов, водоема, расположенные в рощах. К ним приходят местные жители, встают в след на камне, умываются и пьют воду, зажигают свечи, вешают на кресты одежду, надеясь получить исцеление от недугов или с просьбой о благополучии. Эти действия совершаются не только в день памяти св. Александра 20 апреля/3 мая, но и на Ильин день, Петров день и в другие церковные праздники. Эта традиция сохраняется и по сей день, но постепенно угасает из-за сокращения населения района.

Непосредственно на территории Ошевенска находятся пять народных святынь. Три из них расположены вблизи деревень Большой и Малый Халуй, на противоположном по отношению к монастырю конце села. Это, во-первых, место Колотовка на берегу речки Халуй, притока Чурьеги, где стоят три обетных креста под навесом. Во-вторых, за деревней Большой Халуй, в поле, на месте, называемом зарод, стоят несколько крестов под почитаемыми елями. Недалеко от Колотовки, на другом берегу реки Халуй, установлен еще один обетный крест.

Кроме того, в роще, недалеко от центральной деревни куста, Ширяихи, располагается маленькое озерцо, а рядом с ним — плоский камень-следовик (камень с углублением, напоминающим отпечаток человеческой ноги) и два обетных креста. Весь комплекс называется Валдово, раньше там находилась часовня иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость, а камень лежал на ее паперти. Он был обтесан и начал использоваться в качестве объекта поклонения в 1876 году, о чем гласит дата, высеченная на камне сбоку.

Еще один почитаемый комплекс имеется в роще напротив монастыря: там также есть большой камень-следовик, маленькое озерцо круглой формы и три обетных креста, они постоянно обновляются. Кроме того, святыни, связанные с преподобным Александром, существуют и в соседних селах Река (в 12 км от Ошевенска в сторону Каргополя) и Поздышево (в 18 км от Ошевенска в сторону Каргополя). Это — Александровское озеро и родник в лесу у деревни Малое Поздышево, где стоит крест на месте разрушенной часовни, а в самой деревне, у дороги, лежит камень со следом ноги Александра Ошевенского, перенесенный туда от родничков уже в советское время; и Александровские роднички — четыре источника в лесу, в 2 км от села Река. Там тоже некогда была часовня, сожженная по распоряжению председателя сельсовет. На ее месте стоит обетный крест, увешанный приношениями. К кресту прислонены остатки часовни, полуобгоревшие, с сошедшей краской иконы. Эти предметы образуют подобие шалаша, в котором также лежат приношения, иконки, свечки, зажигаемые приходящими туда жителями. Деревья и кусты вокруг родничков также увешаны предметами одежды, принесенными по завету. Там же стоит небольшой столик, где приходящие оставляют еду. В качестве ориентира на опушке леса, в начале тропы, ведущей к родничкам, стоит крест.

Во всех трех селах указывают на якобы никогда не зарастающую Александровскую тропу, соединяющую часть перечисленных святынь. Их почитание мотивируется и регламентируется легендами, складывающимися во вполне целостный сюжет народного жития св. Александра Ошевенского. Эпизоды этого текста известны всем жителям сел Ошевенск, Река и Поздышево, а также широко распространены по всему Каргополью. С книжным житием эти эпизоды имеют крайне мало общего. Можно утверждать, что оно практически никак не повлияло на народное знание о святом, и фольклорные легенды, в свою очередь, также не оказали никакого воздействия на формирование книжных текстов о преподобном Александре.

Основная сюжетная линия, разрабатываемая народными легендами о святом, — его приход в Ошевенск, поиск и выбор места для основания монастыря, а также связанные с этими обстоятельствами взаимоотношения святого с местными жителями и местным ландшафтом. В качестве противников Александра почти всегда называются не просто местные жители, а старики (реже — бабы). Во всех легендах, описывающих путь св. Александра, указывается, что он изначально шел (или пошел после конфликта с жителями) в Ошевенск. Первоначальным местом в Ошевенске, куда, согласно легендам, пришел Александр, была деревня Халуй. Существуют две деревни с таким названием (Большой и Малый Халуй), но легенды как правило не уточняют, о каком из них идет речь. Название Халуй соотносится с наименованием одноименной речки и снимает различие между двумя соседними деревнями.

Примерно в середине Большого Халуя, тянущегося вдоль высокого берега, небольшая речка Халуй уходит под землю. Карстовое дно изобилует трещинами, поэтому в начале лета, когда кончается таяние снегов и уровень воды в реке падает, вода исчезает с поверхности земли, и дно реки оголяется. Далее сухое русло, летом местами зарастающее травой и даже мелким кустарником, тянется до конца Малого Халуя, отдельные дома которого также выходят на берег речки, и только в конце деревни вода постепенно, сначала небольшими лужами, потом все более и более заметно появляется на поверхности земли и продолжает свое течение до впадения в Чурьегу. В месте, где вода уходит под землю, образуется небольшой водоворот и заводь вокруг него. На берегу у этого места, которое называют Колотовкой, некогда, по уверениям местных жителей, была построена часовня, а сейчас стоят три креста, увешанные платками, под навесом на четырех столбах.

Это место пользуется наибольшей известностью и в селе, и за его границами. Именно с ним связывается основная легенда об Александре Ошевенском. Этот главный текст, объясняющий, кто такой св. Александр, и мотивирующий специфику местного ландшафта, в некотором смысле регламентирует внутренние отношения между жителями разных деревень, входящих в этот куст. Более того, он является знаковым, представляет Ошевенск и его жителей в масштабах всей каргопольской традиции.

Уход реки под землю приписывается Александру Ошевенскому и повсеместно объясняется как последствие его проклятия жителей Халуя (если легенда рассказывается в Ошевенске) или всего Ошевенска (если легенда рассказывается в удаленных от него местностях) за изгнание святого. Само по себе проклятие в подавляющем большинстве текстов выражено устойчивой формулой: у воды/реки, но/а/да/и без воды. В легендах с тем же сюжетом, рассказываемых в других селах применительно к собственному ландшафту, вместо неуместной формулировки у воды, но без воды устойчиво используется у рыбы, но без рыбы. Тема проклятия присутствует и в легендах, известных в других селах. Однако в самом Ошевенске зафиксированы повествования только об Ошевенских святынях. Исключение составляют рассказы об Александровской тропе, соединяющей несколько сел или сакральных объектов.

Все легенды, касающиеся родников, связываемых с Александром Ошевенским, могут быть сведены к двум основным версиям. Согласно одной из них, родники существовали и ранее, и Александр только остановился у них отдохнуть, попить, умыться, тем самым освятив их. Это касается и других источников, но именно четыре Александровских родничка у села Река пользуются наибольшей известностью. Они располагаются вблизи друг от друга, и по рассказам каждый из них был использован св. Александром для разных целей: из одного он пил, из другого мылся. В сокращенном виде эта версия сводится к утверждению о том, что родники названы Александровскими в честь святого.

По другой версии родники обязаны святому своим происхождением. Часто рассказывается, как святой создал множество родников.

Камни, на которых остался след Александра Ошевенского, имеются практически во всех деревнях, через которые он проходил, согласно легендам: наиболее известны уже упомянутые камни в Ошевенске (в роще напротив монастыря и на Валдове) и в Малом Поздышеве. Однако упоминаются также следовики в Черепахе и Красной Ляге, а также связываемый с Александром Ошевенским Конь-камень у бывшей деревни Палашалга, недалеко от села Река. Причины появления следов описываются по-разному, но всегда воспринимаются как чудо. Следы могут быть оставлены преподобным Александром в момент ным выражением этого проклятия: Александр топнул ногой, вода ушла под землю, и проклятия, и даже сам факт их отпечатывания на камне может служить материальна камне остался след. В других случаях следовик просто обозначает путь святого и пространство, отмеченное его присутствием. Количество следовиков увеличивается по мере приближения к Ошевенску.

Александр Ошевенский почитается в окрестностях монастыря и как устроитель дорог. В первую очередь речь идет об Александровских тропах, которых существует довольно много, хотя местные жители редко упоминают больше одной. Согласно разным указаниям, тропы ведут от села Река к Александровским родничкам или к Ошевенску (и наоборот — от Александро-Ошевенского монастыря к селу Река), из Малого Поздышева в Ошевенск (и наоборот — из Ошевенска в Малое Поздышево), из Ошевенска в село Бор, из Ошевенска (от ритуального комплекса в роще напротив монастыря) к Александровским родничкам в селе Река, наконец, есть много упоминаний об Александровских тропах без указания их направления или с пояснением, что они проходят повсюду. От остальных троп Александровские отличаются неким специфическим свойством: они никогда не зарастают. Эти тропы служат для местных жителей дорогой, которая ведет к сакральным объектам и которой они активно пользуются. Таким образом, хождение к объектам поклонения: родникам, следовикам, крестам, озерам — включает в себя еще один компонент — прохождение по тропе, проделанной самим святым.

В местных легендах иногда возникает сюжет о хождении святого по воде. Ритуалы, совершаемые у многочисленных Александровских святынь, сходны с теми, которые связаны с другими аналогичными святынями: вода из источников и озер считается святой, ее берут домой, умываются ею, пьют ее, купаются в родниках; рядом с ними устанавливаются кресты, на которые вешают одежду, кладут деньги, зажигают свечи. Используются и другие объекты, заполняющие близлежащее пространство: деревья, кусты, пни; в следовики наступают босыми ногами для излечения болезней ног, а дождевой водой, скопившейся в этих следах, умываются от веснушек, моют глаза от болезней зрения; на следовики и к крестам кладут ветки деревьев и собранные тут же полевые цветы; деревья, растущие в непосредственной близости к озерам, родникам, камням, крестам считаются святыми, и их запрещается рубить. В этой практике и текстах, связанных с нею, просматривается стремление освятить все сакральные объекты (точнее — подтвердить, укрепить их святость) и повторить действия их основателя, став, таким образом, сопричастными проявлениям сакральности.

Святыми почитаются не только те объекты, которые были открыты или созданы святителем (родники, озера, следовики, тропы), но и те, которых люди лишились из-за его гнева. Они почитаются в равной мере вне зависимости от позитивной или негативной характеристики прецедентного события. Так, пересохшее русло реки Халуй — результат проклятия местных жителей со стороны преп. Александра — почитается как святое место. Колотовка — место, где сакральное проявилось в наиболее яркой форме по сравнению с другими александровскими объектами, почитается главной святыней в зоне влияния Ошевенского монастыря. Если на удалении от Ошевенска речь заходит о преподобном Александре, основным маркером и характеристикой святости его самого и связанной с ним территории служит формула у воды, но без воды. Не только часовня (в настоящее время обетные кресты находятся под навесом), но и сама заводь, образовавшаяся у места, где вода уходит под землю, считается святой, она используется как иордан (водоем для духовного очищения посредством купания), преимущественно по большим церковным праздникам. Деревья на этом месте также священны: попытка рубить их воспринимается как святотатство и дает повод к демонстрации чудесных свойств этого места.

Массовое посещение александровских святынь происходило главным образом в праздники, посвященные святому, и в дни часовенных праздников там, где часовня включена в александровский комплекс. Так, посещение ритуального комплекса на Валдове происходило в день иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, в честь которой и была освящена тамошняя часовня. Поскольку в непосредственной близости от нее есть святое озеро, связываемое с Александром Ошевенским, а в качестве ступени в часовне использовалась каменная плита со следом святого, весь этот праздник связывался с ним и воспринимался как моление преподобному Александру. И по сей день ошевенцы посещают валдовинский ритуальный комплекс, совершая поклонение св. Александру. Официальное название праздника, как и содержание, почти полностью утрачено, и он именуется просто Валдовинский праздник. В условиях, когда действующих церквей в Ошевенске нет (в приходской Иоанно-Богословской церкви деревни Погост богослужения начали совершаться в 2001 году, а до того времени ближайшая действующая церковь находилась в Каргополе) александровские святыни стали — наряду с часовней в деревне Малый Халуй, находящейся в распоряжении божественных старушек, — основным священным объектом, именно туда ходят люди в дни всех крупных календарных праздников и по воскресеньям. Вне определенных календарных дат посещение александровских святынь носит индивидуальный характер и зачастую призвано разрешать личные кризисные ситуации.

Наибольшее число текстов, посвященных ритуальным практикам у александровских святынь, описывает обрядовые действия лечебной направленности: наступание ногами в след святого на камне, умывание из него водой, развешивание предметов одежды на крестах и растущих рядом деревьях, купание в родниках и озерах, питье воды, умывание. Все это совершается прежде всего ради исцеления. Своеобразное повторение действий святого можно увидеть и в обычае наступать ногами в следы, оставленные Александром Ошевенским на камнях. Это делают как для излечения болезней ног, так и просто в знак почитания святого. Подчеркивается, что наступать в след нужно босыми ногами (по легенде, преподобный Александр тоже шел босиком). Использование воды из александровских родников тоже связано с воспроизведением действий святого подвижника, который во время своего пути к месту основания монастыря, изгнанный местными жителями, останавливался у родников, пил из них, умывался этой водой. Наконец, даже принесение к святыням одежды и пищи по завету, хотя оно в основном воспринимается как действие лечебного характера, иногда содержит отсылку к статусу и личности преподобного Александра. Как уже говорилось выше, святой часто описывается в легендах как странник, нищий и босой. Соответственно, одежда и пища, приносимая к святыням, связанным с его именем, может восприниматься как приношение — пожертвование самому Александру с целью одеть и накормить его.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Легенда об Александре Ошевенском и реке, ушедшей под землю, в исполнении Л.А. Севастьяновой из с. Ошевенск Каргопольского р-на Архангельской обл.
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна