Праздник жертвоприношения «Курбан-байрам» в аулах Габукай и Кунчукохабль Теучежского р-на Республики Адыгея
Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, приуроченный к окончанию хаджа — паломничества в Мекку, совершаемого ежегодно мусульманами всего мира. Он отмечается ежегодно в десятый день месяца Зу аль-Хиджа по мусульманскому лунному календарю. История праздника связана с повествованием об испытании Пророка Ибрахима (Авраама), который должен был принести в жертву своего сына Исмаила. Согласно тексту Священного Корана, увидев покорность Ибрахима, Аллах послал ему жертвенного агнца. В соответствии с Сунной Пророка Мухаммада, мусульмане на протяжении четырёх праздничных дней совершают намаз (молитву) и заклание жертвенного животного, выплачивают обязательный налог («закятуль-фитр»). В аулах Габукай и Кунчукохабль Республики Адыгеи дни праздника отмечены обильной ритуальной пищей, приготовленной под открытым небом, визитами к родственникам, посещением могил.
Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.) — праздник жертвоприношения, имеющий главенствующее значение в мусульманской культуре. В эти дни, отрешившись от мирской суеты, верующие прибывают на святые места, чтобы обратиться к Богу с мольбой о милости. Большая часть предписаний относительно необходимости паломничества для мусульман содержится в 22-ой суре (главе) Священного Корана «аль-Хадж», а соответствующий событию месяц получил название, в переводе с арабского означающее «обладающий [добродетелью совершения] паломничества». Кроме того, хадж является пятым столпом веры, и знаменует завершение годового цикла религиозных праздников и ритуалов.
В течение четырех дней с 10 по 13 день месяца Зу аль-Хиджа, которые называются «дни ташрика», верующие проводят в усердных молитвах и богослужениях, устами и сердцем поминают прекрасные Имена Аллаха. В последовательности совершения обрядов и действий во время паломничества особое место занимают девятые сутки. В 9-ый день месяца Зу аль-Хиджа, именуемый Священным днем ‘Арафа, паломники прибывают в одноименную долину, где наиболее желательным считается многократное повторение суры «аль-Ихляс» и совершение благодеяний. Тем мусульманам, которые встречают Курбан-байрам в своих домах (после окончания хаджа, совершенного их братьями), рекомендуется в этот день соблюдать пост. Считается, что польза его пред Всевышним так велика, что приравнивается к посту в благословенный день Ашура, посвященному поминанию всех пророков, посланников Аллаха. О значении, придаваемом благочестивым поступкам и воздержанию от пищи в определенное время в месяц Зу аль-Хиджа свидетельствует множество хадисов (преданий о словах и действиях Пророка Мухаммада). В одном из них, относимом к наиболее достоверным (сахих), приведены следующие слова Пророка Мухаммада: «Он покрывает год прошедший и остающийся» [Муслим, 1162] (здесь имеется ввиду искупление грехов). По окончании дневного поста мусульмане ночь с 9-го на 10-е месяца Зу аль-Хиджа могут провести в поклонении и возвеличивании Всевышнего.
В практике западных адыгов (жителей Республики Адыгея и Краснодарского края) празднование Курбан-байрама (Къурмэн по-адыгейски, что также переводится как «жертва») проходит по установленному у суннитов порядку, однако имеет ряд особенностей, связанных с восстановлением прерванной в советский период духовной традиции. В частности, ввиду отсутствия имама (духовного лица, руководителя в молитве) и эфенди (вероучителя) члены общины аула Габукай на главные праздники мусульманского календаря отправляются на транспорте в соседний аул Кунчукохабль. До наступления рассвета верующие, согласно предписанию Священного Корана, стремятся совершить ритуальное омовение и затем, в опрятном виде, в праздничных одеждах, семьями отправляются в мечеть аула Кунчукохабль. Там, в соборной мечети (гупчэ мэщыт) ранним утром первого дня Курбан-байрама верующие совершают коллективную праздничную молитву-намаз. Проводимая дважды в год во время канонических праздников, она считается обязательной (уаджиб) для совершеннолетних мужчин. Добровольно ее могут выполнять женщины, дети и путники. Праздничная молитва совершается в промежутке между наступлением рассвета и полуднем. По окончании намаза имам читает проповедь (хутбу), которая, как правило, состоит из двух частей. Поднявшись на трибуну (минбар), священнослужитель произносит 9 раз такбир — слова возвеличивания Аллаха. Наиболее распространенной у адыгов и у других российских мусульман является следующая формула: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля Иляха Илля Ллах, уаЛлаху Акбар, Аллаху Акбар, уалиЛляхиль Хамд» (Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет Бога, кроме Него, Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление). Затем имам возносит просьбу о благословении Пророка Мухаммада, именуемую в мусульманской традиции салаватом (адыгское — шъэлэуат). Один из возможных вариантов подобной молитвы-обращения, таков: «Аллаахумма солли ‘аляя Сайидинаа Мухаммадин ва ‘аляя ээли Сайидинаа Мухаммад» (О Аллах! Благослови Мухаммада и род его). В проповеди имам рассказывает о духовном значении Курбан-байрама и приносимой жертвы, напоминает о правилах ритуального заклания, о дополнительных восхвалениях-такбирах, которые следует произносить в течение всех четырех праздничных дней.
Первую и вторую части проповеди разделяет несколько минут, в течение которых верующие могут произнести личные молитвы-дуа. Затем имам снова читает такбиры (7 раз). Характер второй части проповеди назидательный и содержит призывы к благочестивой и праведной жизни. В завершение обычно имам читает Священный Коран, произносит благопожелания для уммы (общины) и правителя страны. Затем все приветствуют и поздравляют друг друга.
В адыгской традиции празднования Курбан-байрама по окончании проповеди, верующие читают зикры — славословия Всевышнему и салаваты — испрашивания благословения для Пророка Мухаммада. В ауле Кунчукохабль их читают нараспев, иногда объединяя религиозные тексты на арабском и адыгейском языках. Особенностью данной практики является исполнение духовных песнопений женщинами. Из воспоминаний эфенди аула Кунчукохабль известно, что еще в середине XX века все обряды и связанные с ними действия, включая чтение религиозных текстов нараспев, совершались мужчинами. Это объясняется, прежде всего, прерыванием традиции, созидание и передача которой в медресе (школе, специализировавшейся на религиозном образовании) до 30-х годов прошлого века находились в мужской компетенции. Благодаря личному подвижничеству некоторых мусульман, наряду с «народным» или «бытовым» исламом, сохраняется традиция и память о духовной культуре адыгов. Во многом этому способствовали «женские» обряды. Известны случаи проведения мавлидов (благодарственных молений по какому-либо счастливому случаю) женщинами соседками или членами одной семьи (рода), а основным инструментом сохранения различных религиозных текстов были рукописные сборники («тетради»). Разумеется, их существование тщательно скрывалось, некоторым приходилось их уничтожать во избежание ареста, коим в 1920-е — 1930-е годы массово подверглись, в частности, адыгские поэты-просветители и эфенди. В более позднее время советской истории, передача подобных «списков» сопровождалась специальным церемониалом: за «книгой» отправляли нарочного, который обращался к ее владелице со словами приветствия и почтения, а также обещанием вернуть в условленный срок драгоценную вещь. На сегодняшний день в ауле Кунчукохабль именно женщины читают зикры и салаваты по завершении праздничных богослужений. В частности, их исполнение зафиксировано в день праздника Курбан-байрам после праздничных намаза и проповеди.
Салават «Allahuma sali ali» (Да благословит Аллах)
1. اللهم صلي ألا Да благословит Аллах
(Allahuma sali ali)
محمد ولا آلي Пророка Мухаммада
(Muhammadin wa ala)
آلي سيدنا محمد Пророка Мухаммада
(Ali Muhammadin)
وشبيه وسلم Да благословит
(Wasabeyhi wassalam)
Рефрен:
لا إله إلا الله Нет бога, кроме Аллаха
(Ля Илляха Илля Ллах)
لا إله إلا الله
(Ля Илляха Илля Ллах) Нет бога, кроме Аллаха
سُبْحَانَ اللهِ وَ الْحَمْدُ لِلّه
(Субхан Аллахи уалхамдулиЛлахи) Слава Аллаху и хвала Аллаху
لا إله إلا الله
(Ля Илляха Илля Ллах) Нет бога, кроме Аллаха
Мыхьамодэу тинэфыпс Мухаммад, Свет наш
Тыпсэм фэдэу утэлъэгъу Как саму жизнь тебя любим
Сыд фэдизэу ду (а)хь къэт1уами Сколько бы мы не молились
Шэрихьатым тыщэгугъу Полагаемся на шариат
Рефрен:
لا إله إلا الله Нет бога, кроме Аллаха
(Ля Илляха Илля Ллах)
لا إله إلا الله Нет бога, кроме Аллаха
(Ля Илляха Илля Ллах)
سُبْحَانَ اللهِ وَ الْحَمْدُ لِلّه Слава Аллаху и хвала Аллаху
(Субхан Аллахи уалхамдулиЛлахи)
لا إله إلا الله Нет бога, кроме Аллаха
(Ля Илляха Илля Ллах)
После праздничного богослужения мусульмане совершают жертвоприношение, о необходимости которого свидетельствует сура (глава) аль-Кяусар из Священного Корана: «Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» [Св. Коран, 108:2]. Важно отметить, что слово курбан имеет особое значение как в мусульманской, так и в иудейской духовной традиции. Оно употребляется применительно ко всему, что может приблизить человека к Всевышнему.
Жертвоприношение в дни праздника совершается в память об испытании, посланном Аллахом пророку Ибрахиму (Аврааму) и о твердости его веры: смиренный пред волей Всевышнего, он готов был принести в жертву своего сына Исмаила, однако Господь послал ему жертвенного агнца. Заклание животного, означающее также непосредственное обращение к Богу, производят, предварительно читая специальную молитву-дуа: «Аллахумма минкя ва иляйка» (С именем Господа, Он превыше всего. О Господи, Тобою даровано и к Тебе возвращается). Считается, что в Судный День каждое из принесенных в жертву животных засвидетельствует совершенный обряд. В достоверном хадисе от Аиши, жены Пророка Мухаммада, об этом сказано: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны» [См. Библиографию №3, с. 485].
К числу животных, приносимых в жертву во время Курбан-байрама, относятся верблюд, бык и корова, заклание которых производится от лица семи человек, а также баран и овца — от одного человека (главы семьи). Ритуал обычно совершают до захода солнца третьего праздничного дня, однако наиболее предпочтительным для этого является первый день. Жертвоприношение может быть осуществлено в любое время суток. В случае если у верующего нет возможности принести в жертву одно из указанных в Коране животных, дозволено заклание домашней птицы (петуха или индюка). На том, кто не может и этого, нет обязанности совершать жертвоприношение. Как говорит эфенди аула Кунчукохабль: «УиIэр ары. ЛъэкъуиплI шъхьаем уимыIэмэ — лъэкъуитIу. Ари уимыIэмэ — птелъэп» (Что у тебя есть. Необходимо четвероногое животное, но если нет его, то можно двуногое. А если и этого нет, то нет на человеке обязанности той).
Жертвенное мясо мусульмане делят на три части в соответствии с предписаниями Священного Корана. Первую часть, составляющую не менее трети от общего количества, по традиции раздают неимущим («<…> накормите бедного, который не попросит [довольствуясь имеющимся малым], а также просящего» [Св. Коран, 22:36]). Вторая треть предназначена для угощения соседей и родственников, а третья — для употребления в пищу семьей, принесшей жертву. Недопустимым считается продажа мяса жертвенного животного.
В ауле Габукай на протяжении уже нескольких лет существует своя традиция заклания жертвенных животных. Помимо жертвы, приносимой от лица каждой семьи, жители аула собирают перед праздником средства на покупку коровы или быка. Сами носители традиции объясняют это как дополнительную просьбу, которую они обращают к Богу, надеясь на Его покровительство, особенно в отношении благополучия их детей.
Женщины аула вносят свою лепту в моления, совершаемые в дни праздника Курбан-байрам. Они жарят лепешки из сладкого и соленого теста, именуемые щэлам, в большом количестве масла (во фритюре). Процесс приготовления сопровождается благопожеланиями и молитвами-дуа. Так же, как и мясо жертвенных животных, их затем раздают. Эта часть обряда поручается детям, которым велят особенно позаботиться о том, чтобы угостить людей почтенного возраста и многодетные семьи.
Согласно Сунне — жизнеописанию Пророка Мухаммада, содержащему хадисы (его изречения, повествования о деяниях), во время Курбан-байрама следует проявить усердие в возвеличивании Аллаха. Поэтому на протяжении всех 4-х праздничных дней после обязательной молитвы-намаза мусульмане читают «тихие» (поминание сердцем) зикры — славословия Всевышнему. Используя свободную минуту, находясь в пути или в ожидании начала богослужения в мечети, верующие восхваляют Бога. Наиболее распространенным видом зикра является молитвенная формула Единобожия (такбир и тахлил): «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля Илляха Илля Ллах» (Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, нет Бога, кроме Аллаха). Всего в течение праздника совершается 23 намаза, в число которых входит обязательные и праздничные (дополнительные).