Варварин ключ: традиция почитания «святого» места в Переславском районе Ярославской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский; восточные среднерусские окающие говоры, Владимирско-Поволжская группа

Считается, что почитание ключа, связано с появлением в нем или около него житийной иконы Святой великомученицы Варвары. По одной версии в селе Купань жил юродивый, который однажды привел жителей села на Купанское болото, где в небольшой яме бил ключ, а в воде лежала икона. Рассказывают также, что икону нашел живший в селе глухонемой паренек. Однажды он вдруг заговорил и стал звать за собой на  болото односельчан. Поражённые крестьяне пошли за юношей на болото и обнаружили там ямку с водой, в которой бил родник и лежала икона Варвары великомученицы. И в том, и в другом случае икона была обретена у ключа, и по имени святой, изображенной на иконе, источник получил свое название. Наконец, существует еще одна версия. Крестьянская девушка Варвара, уроженка Купани, вопреки воле отца не захотела идти замуж, а решила уйти в монастырь. Разгневанный отец убил девушку, и на месте ее убийства забил родник, в котором нашли икону Святой Варвары. В книге «Описание приходов Переславского уезда» также упоминается история обретения иконы, которая считается чудотворной: «Храм двухпрестольный, в верхнем этаже в честь Апостола Иоанна Богослова, в нижнем в честь Святой Великомученицы Варвары […] Из святых икон особо чтилась прихожанами икона Святой Великомученицы Варвары, по преданию, эта икона явилась у колодца, где ныне устроена часовня».

В настоящее время место нахождения чудотворной иконы неизвестно. Хотя у  родника есть указатель, отсылающий желающих посмотреть икону Варвары Великомученицы в Богословском храме, но речь идет о современной иконе. До революции старинная икона святой находилась в храме Иоанна Богослова, который представляет собой каменную, одноглавую церковь XIX века с двухъярусной колокольней и двумя престолами, один из которых посвящен Святой великомученице Варваре. Еще раньше, до 1782 года в селе было две деревянных церкви, одна из которых была посвящена Святой великомученице Варваре, где собственно и хранилась икона. Когда церковь обветшала, было принято решение о строительстве нового храма, однако постройка почему-то не состоялась. И только в 1814 году «усердием прихожан» был построен каменный двухэтажный храм, существующий и в настоящее время, куда и перенесли икону.

Однако по народным представлениям икона, найденная у источника, хранилась не в церкви, а в часовне. Считается, что после обретения иконы жители села Купань стали строить часовню. Поскольку икона была обретена на болоте, то строительство начали не в низине над родником, а в сухом месте, на возвышенности. После завершения строительства икону перенесли туда, но на следующее утро она оказалась у родника. Ее вернули на место, однако на следующий день все повторилось. Тогда крестьояне поняли, что часовню нужно строить на месте нахождения иконы. Часовня была перенесена на родник. Местные жители утверждают, что после того, как икона была помещена в построенную часовню, на болоте появилась безопасная тропинка, которая ведет прямо к часовне и источнику.

Часовня над ключом была сожжена в 1930-е годы при освоении Купанских болот во время исполнения плана ГОЭЛРО. Позже местные жители восстановили её, но в 1960-е годы в связи с новой волной гонений на церковь она была вновь разобрана, вокруг чаши родника было установлено бетонное кольцо, колодец был закрыт и обложен дёрном, а вода стала выходить через трубу ниже по склону. Об этом попросили сами местные жители, поскольку рабочие-трактористы брали воду для машин грязными вёдрами и мыли трактора рядом с родником. С этими событиями связаны рассказы о явлении Святой Варвары у колодца. Среди местных жителей популярен рассказ о том, что однажды один из работающих на торфоразработках  шоферов спустился к ключу за водой для «технических целей». К нему подошла женщина, от которой исходило сияние, и пристыдила его, что он в святое место пришел с грязным ведром. Шофер хотел оправдаться, но женщина исчезла. Знающие люди объяснили мужчине, что ему явилась святая. Почти все добавляют, что после этой таинственной встречи шофер поседел.

В таком виде родник существовал до лета 1992 года, когда начали восстанавливать место поклонения. В 1998 по инициативе национального парка над родником поставили деревянную часовню в стиле русской архитектуры XVII века, соорудили купальню, построили беседку над родником.

Отвечая на вопросы об обретении иконы у источника, некоторые рассказчики упоминают житие святой. То, что данные тексты были распространены на этой территории, свидетельствуют материалы экспедиции 1924 года под руководством Ю.М. Соколова в Переславль-Залесский и его окрестности. С.Э. Бородиным от жителя с. Ям Семена Григорьевича Сумина был записан пересказ жития Святой Варвары. Первая часть текста практически дословно пересказывает христианскую легенду, согласно которой Святая Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью язычника Диоскора. Ее красота и богатство отца привлекали множество женихов. Чтобы защитить дочь от домогательств обожателей, отец приказал построить для нее башню. В отсутствии Диоскора тайно ставшая христианкой Варвара низвергла установленных на башне кумиров — языческих богов и приказала прорубить третье окно. Далее, согласно житию, отец донес на дочь префекту Египта, который подверг девушку жестоким пыткам. В тюрьме ей явился Иисус Христос и чудесно причастил ее, после чего Варвара под пыткой пела псалмы, словно не чувствовала боли. Взбешенный отец собственноручно отрубил дочери голову, за что был испепелен молнией.

Однако во второй части текста, записанного от Сумина, есть эпизоды, отсутствующие в житие. Так, в записи 1924 года содержатся вопросы отца Варвары к пастухам, что свойственно в большей степени сказкам. В житии Варвара не убегает от отца, а стоически переносит мучения, как и положено христианке. Чрезвычайно интересен в тексте 1924 года мотив «сокрытия в горе», не свойственный православному житию. Он более характерен для католической традиции, где Святая Варвара считается покровительницей горняков-шахтеров. Если учесть, что согласно народным представлениям Святая Варвара спасает людей от смерти без покаяния, а шахтеры входят в группу людей, наиболее подверженных риску внезапной смерти, становится понятным, почему они избрали ее своей покровительницей. К этому можно добавить, что с 1995 года Святая Варвара является небесной покровительницей ракетных войск стратегического назначения (ракеты находятся в шахтах, что подчеркивает наличие связи святой с горным делом). На многих, но далеко не на всех иконах Святой Варвары присутствует изображение горы. Однако, все это никак не объясняет появление мотива «прохождения через гору» в тексте крестьянина Переславского уезда.

В текстах, записанных в настоящее время, как участниками экспедиции ГРЦРФ, так и сотрудниками Переславского национального природно-исторического парка (ПНПИП) встречаются пересказы жития. Они менее подробны, чем вариант 1924 года, но в них сохранены основные эпизоды, хотя уже не упоминаются имена и нет четкой географической прикрепленности повествования.

В настоящее время более популярны тексты, в которых героиней становится не святая, а обычная крестьянская девушка. Это история о старом, богатом и жадном отце, убившем свою невинную дочь Варвару, которая любила красивого, но небогатого паренька. Она была заперта отцом в бане после того, как созналась в своих чувствах. Отец, рассердившись, принял решение выдать ее за того, кого он выбрал для дочери. Варвара всю ночь проплакала, а утром разобрала соломенную крышу и убежала в лес. Бежала она от Переславля до Купанского болота. Там ее настиг отец, зарубил топором и закопал, а людям сказал, что не догнал дочь. Но на могилке девушки обнаружилась чаша песка, из которой забил ключ. Отец осознал глубину своего злодеяния, рассказал о своем преступлении людям и бросился в болото (по другим версиям — ушел в лес, и его больше никто не видел). Постепенно текст христианского жития приобретает сказочную структуру, сходную с сюжетом о невинно убиенной девушке.

Как видим, довольно большая группа сюжетов связана с возникновением источника, обретением иконы, житием святой и рассказом о невинно убиенной девушке, пострадавшей за любовь.

Однако помимо таких текстов, существуют нарративы, связанные с чудесными свойствами воды и почитанием данного места.

То, что до революции источник пользовался огромной популярностью, привлекал большое количество паломников и приносил доходы, свидетельствует церковь села Купань. По воспоминаниям местных жителей, она была необычайно богатой для небольшого села. Да и сейчас, несмотря на ее разрушенное и запущенное состояние (хотя местный приход делает все возможное для ее восстановления), можно судить о ее былом богатстве и красоте.

По воспоминаниям старожилов, местные жители устраивали у Варвариного ключа праздники, наиболее значимыми из которых были два: Иванов день и Варварин день.

В день празднования памяти Святой Великомученицы Варвары 17 декабря в храме села Купань проводилась большая служба с молебном, а потом прихожане шли крестным ходом к роднику. До 1996 года службы в храме не велись, и только после возвращения здания церкви в селе возродилась церковная жизнь. Однако крестных ходов к источнику не устраивают, хотя 17 декабря у ключа служат молебен. До сих пор Варварин день считается в селе Купань престольным праздником и почитается местными жителями.

Что касается Иванова дня, то до 1920-х годов жители сел Купань, Усолье, Хмельники устраивали у источника молебен, а после обливали друг друга водой из родника, смывая с себя беды, болезни и невзгоды. Полагали также, что если молодой человек облил водой из Варвариного ключа девушку, то это можно рассматривать как сватовство. В настоящее время традиция празднования Иванова дня у ключа не сохранилась, и о ней помнят лишь наиболее пожилые жители. Стоит упомянуть и том, что неоязычники считают, что Варварин ключ (вместе с Александровой горой и Синь-камнем) входит в единый культовый языческий комплекс, посвященный богу Яриле, и поэтому в день летнего солнцестояния пытаются устраивать здесь празднества, сопровождающиеся танцами и обливанием водой из источника.

При этом обливание и умывание водой в лечебных целях, не приуроченное к той или иной календарной дате, было широко распространено еще до революции. Рядом с источником стоял крест и, умывшись или окунувшись в купель, люди вытирались полотенцами или тряпочками, которые вешали на крест. Считалось, что таким образом они смывают болезни.

В настоящее креста рядом с часовней нет, и местные жители вешают полотенца и тряпочки на деревья, растущие вокруг. Это явление приобрело такой размах, что местные священнослужители вынуждены были повесить рядом с родником объявление с просьбой не вешать ленточки на деревьях и не заходить в купель с мочалкой и мылом. Однако это не останавливает страждущих, так как существует поверье о том, что если не привязать тряпочку к ветке, то болезнь останется с человеком.

Считается, что вода родника имеет целительную силу. По местным поверьям Святая Варвара помогает всем, независимо от отношения к религии, лишь бы они пришли на родник с чистой душой. Вода лечит многие болезни, однако особенно часто рассказывают об излечении глазных болезней.

Кроме того, считается, что вода из Варвариного ключа может наделять даром провиденья. Так, рассказывают, что в семье бедных родителей жил мальчик Миша. Семья была настолько бедной, что мальчика отправили собирать подаяние. Его стал привечать старец Самуил, который проповедовал ему о Боге и святых. Однажды мальчик пришел к Варвариному ключу, умылся  и уснул там, а проснувшись, понял, что может открывать людям будущее. Он стал ходить по деревням и если видел, что в доме кто-то должен умереть, то начинал петь заупокойные молитвы, и через некоторое время человек в этом доме действительно умирал, а если предвидел свадьбу — пел свадебные песни, если радостные события — плясовые. Местные жители считают, что его предсказания всегда сбывались, а дар предвиденья появился у него от воды из Варвариного ключа.

Особенно ценилась вода, взятая на Варварин день. Считалась, что по своей силе она равна крещенской. Она так же могла стоять неограниченное количество времени, помогала при снятии порчи и сглаза и т. д. Эта вода активно использовалась в животноводческой магии, особенно при первом выгоне скота весной и при отёле и раздаивании коров.

Но и вода, взятая в обычные дни, помимо лечебных свойств обладает особыми качествами. Так, считается, что на ней бесполезно ставить брагу для самогонки, поскольку не происходит процесса брожения.  В тоже время она очень подходит для заготовок, потому что всю зиму рассолы не мутнеют, а овощи остаются крепкими и хрустящими.  

Считается, что когда набираешь воду для лечения, нужно обязательно помолиться Святой Варваре и попросить ее об исцелении. Полагают, что именно святая помогает в лечении, наделяя воду чудесными свойствами. Существуют и рассказы о помощи святой Варвары, в которых не упоминается целебная вода. Святая появляется перед страждущими и дает им советы. Больше всего таких рассказов связанно с военным временем, когда святая, появившись рядом с источником, предсказывала женщинам судьбу их мужей на фронте или помогала вылечить ребенка.

Местные жители считают Варварин ключ святым местом, к которому нужно приходить только с чистыми помыслами. Здесь нельзя мусорить и ругаться. Машины нужно оставлять в отдалении, и подходить к ключу пешком. В противном случае, сила данного места может обернуться против человека и наказать его за непочтительное отношение к святыне.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Рассказ Е.Ф. Дратинской из д. Криушкино Переславского р-на Ярославской обл. о Варварином ключе
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна