Воинские молитвы и заговоры казаков Войска Донского
Культура казаков исторически связана с основными формами канонической православной традиции. Воинская молитва — феномен, проявляющийся на всех этапах исторического развития казачества. Православные молитвы воинов восходят к византийской традиции. Русские требники XVI–XVII веков содержат несколько воинских молитв, часть которых позаимствована из греческих источников.
В богослужебных книгах молитвы включались в контекст военных чинопоследований. С.А. Ванюков выделяет несколько старопечатных изданий, содержащих воинские молитвы: Требник (1625), Мирской Потребник (1639), Требник Митрополита Петра Могилы (1646). В Требнике Петра Могилы помещено несколько чинов, один из которых является «плодом литургического творчества Митрополита» [Ванюков].
В XVIII–XIX веках в чинопоследования благодарственных молебнов включены специально созданные молитвенные тексты. Сохранилось несколько песнопений и молитв из молебнов петровского времени: стихиры благодарственного молебна «на взятие Шлиссельбурга»; благодарственные молитвы «Во дни викториальные, яко от полтавской баталии и прочие», содержащиеся в молебне «Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии». Такого рода тексты входят и в «Последование благодарственного и молебного пения» в воспоминание победы над французами в Отечественной войне 1812 года, составленное в начале XIX века Святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским.
Начиная с 2010 года 9 мая в храмах Ростовской области начали служить Благодарственный молебен Господу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Молитву для этого молебна по образцу молитвы Святителя Московского Филарета (Дроздова) из благодарственного молебна в честь победы 1812 года написал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Современные сборники молитв православного воина содержат текст 90 псалма «Живый помощи», «Молитвы перед сражением», «Во время бедствия и при нападении врагов».
Молитвенная воинская традиция казаков Дона включает как канонические молитвенные тексты, так и народные «молитвы». Они достаточно полно представлены в публикациях и полевых записях. Часть из них основана на канонических текстах, ассоциативно связанных с реалиями казачьей жизни, другая — содержит лишь отдельные молитвенные формулы, вплетаемые в текст заговора, по поэтике родственный обрядовым фольклорным текстам.
Постоянное пребывание на грани жизни и смерти, риск и опасности, которым подвергались казаки в походах, вызвали к жизни различные правила и приемы выживания, включая охранительную магию. Еще в конце XIX века Л.Н. Майков опубликовал военные заговоры донских казаков из рукописного сборника XVII века. Вот один из них:
«Есть море-окиан; на том море-окияне стоит столб, на том столбе стоит царь, высота его с земли и до небеси, и от востока и до запада, и от юга и до севера; и тому ж замолвит и заповедает своим языком всякому железу овому и неовому с. мученик Христов Мина Минуй, и всякому страж во страны преподобный Тихон. Утиши всякое стреляние встречу, св. евангелист Христов Лука, неверных людей, моих супостатов. Падите, железа, в свою матерь-землю! Ты же, береза, в свою ж матерь-землю, а вы, перья, в свою птицу пернату, а птица в бонт и в сыню, а рыба в море — от меня, р. Б. (имярек), всегда, ныне…»[1].
Аналогичные заговорные тексты, записанные в настоящее время, значительно уступают опубликованным Л.Н. Майковым в объеме и содержат иной перечень явлений, от которых заговор должен оберегать, что вполне закономерно, так как изменились сами жизненные реалии. Молитвенные тексты помещались в ладанки и вместе с образком и зашитой в полотняный мешочек горстью родной земли составляли охранительный комплекс, позднее тексты молитв вкладывали в шов рубахи. Эта традиция не прерывалась и в советское время.
Течет речка с восхода на запад,
Смывает все коренья, все каменья,
Все желтые пески.
Смой с раба божия …
Скорбь-тоску, искус, переполох,
Великую сухоту-кручинушку;
Из буйной головы, из сердца попечение,
Из душ помышления,
Из резвых рук, из резвых ног,
Из желтой кости, из белой кости;
Из семидесяти семи жил и поджилок,
Из всех ноготков и подноготков;
Из быстрых очей,
С слухменных ушей;
Из белых зуб и мягких губ,
Из быстрых глаз.
Изыди, изыди, изыди!
Где ветер не веет,
Где солнце не греет,
Там тебе быть единой
На пещаном море
На безводном месте[2].
Мать божия, пресвятая Богородица
Над престолом стояла, Господа Бога просила:
Господи, помоги, господи,
Выгнать хвитинку из головы,
Из рук, из ног, из всех костей,
Из красной крови, из желтой кости
У рабе божьей …
Спаси ее, господи, от худого часу,
От дурного глаза казачьево,
Бабичьево, ребячьево, девичьево;
Спаси и сохрани ее, господи![3]
В казачьих семьях иногда десятилетиями хранились священные тексты, оберегавшие отцов, дедов от всех бед и напастей и не утратившие своей силы и в наши дни. Приводимые ниже образцы молитвенных текстов — 90 псалма и казачьей молитвы предоставлены Николаем Викторовичем Дёминым из Ростова-на-Дону. Во время Великой Отечественной войны его дед Василий Дмитриевич Дёмин читал следующую молитву:
«Господи Ты суд земли прими молитву мою пошли силу Свою кто стремится на погибель мою пусть станет как столб где проходит сила Твоя Аминь».
Он пережил войну и остался жив. Василий Дмитриевич хранил молитвы в расшитом кисете, чтобы удержаться от соблазна закурить.
Донские казаки твердо придерживались молитвенных традиций предков и сохраняли их, веруя в божественное покровительство.
[1] Цит. по: Проценко Б.Н. Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы. Ростов-на-Дону, 1998. С. 244.
[2] Полевая запись З.О. Романова 1984 г. в х. Водянском Шолоховского р-на Ростовской обл.
[3] Цит. по: Рудиченко Т.С. Система жанров донского фольклора // Очерки традиционной культуры казачеств России / Под общ. ред. Н.И. Бондаря. М.; Краснодар, 2004. Полевые записи З.О. Романова 1984 г. в х. Водянском Шолоховского р-на Ростовской обл.