Псалмы в обряде поклонения духоборов хутора Петровка Ростовской области

Этнос: РусскиеКонфессия: духовные христиане (духоборы)Язык: Русский

Духоборы — представители сектантского течения духовных христиан, возникшего в России во второй половине XVIII века. Отвергают православные обряды и таинства, священников, монашество. Отрицая все таинства православной церкви, духоборы создали собственную форму богослужения — обряд поклонения. Это особое действо, выражающее одну из главных религиозных идей духоборов — присутствия Бога в каждом человеке. Обряд поклонения в прошлом совершался в соответствии с христианским календарем и был основной частью еженедельных молений. В сокращенном виде обряд поклонения мог входить в погребальную церемонию при прощании с умершим на кладбище.

Обряда поклонения обязательно совершался на большие праздники: Рождество Христово, Пасху, Сороки (День сорока мучеников, 22 марта), день св. Жен мироносиц (второе воскресенье по Пасхе), Троицу, Петров день (12 июля), Михайлов день (21 ноября). Особенностью годового календарного круга духоборцев Целинского района Ростовской области является наличие престольных праздников при отсутствии церквей: Петра и Павла в хуторе Петровка, Покрова Богородицы в селе Хлебодарное, Казанской Божьей Матери (осенней) в хуторе Тамбовка, архангела Михаила в хуторе Веселовка, Николая Чудотворца в хуторе Васильевка.

До переселения в Ростовскую область целинские духоборы жили в Джавахетии (Грузия), где обряд поклонения совершали в специальном молитвенном доме, после переезда они стали собираться в жилых домах. В 1990 году в хуторе Петровка появился Музей духоборческой культуры, в котором после его открытия регулярно, вплоть до конца 2000-х годов, проходили собрания духоборов.

На Рождество и Пасху обряд поклонения совершается около полуночи, но участники собираются заранее — часов в девять-десять. Воскресные моления происходят обычно утром. Духоборы приветствуют друг друга принятыми словесными формулами: «Славен бог прославился» и «Великое имя господнее, слава ему по всей земле!»

Обряд поклонения делится на три этапа: чтение псалмов, собственно поклонение и поминание «святых родителей». Начинается обряд с поочередного (в направлении с востока на запад) чтения его участниками — мужчинами и женщинами — псалмов, которые они знают наизусть. По традиции чтение каждого псалма предваряется формулой «Господи, благослови!», а завершается словами «Богу нашему слава!»

В обряде поклонения, проходившем на Петров день в 2012 году, были прочитаны псалмы «Высоко звезда восходила», «Чистая дева Мария», «Владыка мой, свет господи», «Довольно бо вам есть вера ко спасению». Могут читаться и другие псалмы, например «Духоборец тот», «Будь благочестив», «Кто ин», «На белом свете», «Царь Давид Осеевич», «Православные христиане», «Что есть светильник?».

Вторая часть обряда — поклонение духоборов друг другу, то есть божественному началу, заключенному в каждом из них. Этот этап сопровождается пением псалмов, обычно их три: «Аз есмь Господь Бог» (обязательный), «Сами мы не знаем», «Будь благочестив». Однако при малом количестве участников обряда количество псалмов может быть сокращено. Так, во время обряда на Петров день в 2012 году был исполнен только один взвод псалма «Аз есмь Господь Бог». Мужчины и женщины становились в два ряда. Самый первый, как правило, старший мужчина вставал напротив стоящего рядом. После троекратного рукопожатия они обнимались, и начавший поклонение переходил к следующему. Так по очереди кланялись друг другу сначала мужчины, затем женщины. Как и в ранних описаниях, духоборки кланялись друг другу три раза, а четвертый поклон был адресован вождям П.П. Веригину и Л.В. Калмыковой, чьи портреты висят в музее.

Заключительный — поминальный — этап обряда отмечен троекратными земными поклонами: первый поклон совершается после слов «Помяни, Господи, царствие небесное всех умерших и погибших»; второй — «Помяни, Господи, Царя Давыда и всех праведников его»; третий — «А нас всех прости, прости весь христианский мир». По сведениям В.Д. Бонч-Бруевича, эту часть обряда духоборы называли «поминание святых родителей».

Важной и обязательной составляющей праздника является совместная трапеза. Наряду с канонической христианской молитвой «Отче наш» перед приемом пищи читают псалом «Помолитеся ко мне, Я послушаю вас; взыщите — обрящете всем сердцем своим. Я явлюсь к вам; возвращу вас со всех стран, со всего граду. За меня изгнаны, чады мои, сия реку, заповеди вам свои даю, оправданье своё явлю. Аще кто слово моё поменет, вовек жив будет. Богу нашему слава. Дай Бог здоровья всем живым, а нам дай Бог здоровьичка». Затем за столом звучат духовные стихи и народные песни.

Псалмы — особый жанр духоборской традиции. К псалмам духоборы относят христианские тексты, связанные с разными каноническими источниками, такими как Псалтырь, Деяния святых апостолов, Послания апостола Павла к коринфянам и евреям, Откровение Иоанна Богослова.

Исследователь духоборческой культуры С.Е. Никитина пишет: «Совокупность всех псалмов, излагающих учение духоборцев о мире, Боге и человеке, составляет "Животную книгу" (Книгу жизни), которая передавалась из поколения в поколение устным путем. Дети начинали "твердить" псалмы с самого раннего детства. В "Животную книгу", записанную и изданную В.Д. Бонч-Бруевичем в начале века, вошло около 380 псалмов. Некоторые псалмы только читают, другие поют, а потом прочитывают. Источники словесных текстов очень разнообразны. Это могут быть тексты из Евангелия, несколько переиначенные; авторами многих текстов являются духоборческие предводители, в качестве псалмов использовались духовные стихи.

Особая манера пения с почти закрытым ртом и необычно долгим распеванием слога была выработана совершенно сознательно — чтобы посторонние не могли понять смысл псалмов. Так образовался своеобразный тайный язык. Эта манера пения, выполнявшая охранительную функцию, дала мощнейший художественный эффект.

Обычно поется всего два или три "звода" псалма. "Звод" или "взвод" — это музыкальная строфа: она, как правило, соответствует одной строке поэтического или одному предложению прозаического текста (правда, не всегда). Каждый псалом имеет свой индивидуальный напев, хотя в разных псалмах много повторяющихся элементов. Основной голос поддерживается в унисон другими певцами, есть и верхний подголосок: голоса то расходятся на три или даже четыре, то сливаются в один. Свободная ритмическая структура, отсутствие ладовых тяготений создают эффект парения; пение торжественно, неторопливо и углубленно. Духоборцы ценят пение очень высоко. В одном псалме говорится: "Что Господь прежде всего для себя сотворил? — Глаголы и пение". А в другом сказано: "Пение псалмов — душам нашим украшение… человека просвещает, чувствия отверзает, всякое зло убивает"»[См. Библиографию №13].

Среди духоборцев, к сожалению, становится все меньше людей, знающих и умеющих петь старинные псалмы и песни, но их богатейший фольклор и музыкальная культура до сих пор не изучены. Псалмы распеваются протяжно, с «коленами» (так информанты обозначают протяженные мелодические распевы одного слога). Владимир Бонч-Бруевич писал: «Заунывные, рыдающие звуки духоборческих псалмов, вовлекающие постепенно все голоса, переходящие от небольшой группы первоначального хора, все ширясь и ширясь, на всех поющих, на всех стоящих и взывающих, потрясающе действуют на вашу душу, отвлекают внимание от повседневности и невольно уносят вас, вместе со всеми, в созерцание жизни прошлой, в глубокое чувствование горя и тоски настоящей жизни»[См. Библиографию №4].

Сами духоборы свое пение считают многоголосным: «Мы поём и на разные голоса. Смотря что. У нас разноголосье. Кто-то первым, кто-то вторым, и третьим, и еще ниже басом. Как складывается» (Л.Г. Борисова). Каждый псалом начинает (заводит) запевала, что, по мнению духоборцев, напоминает казачье пение: «У нас по-казачьи — заводят» (Л.Г. Борисова).

Современное отправление обряда значительно отличается от описанных ранее или зафиксированных в 1990-х годах. На поклонение перестали приходить мужчины, среди участников практически отсутствуют духоборы молодого поколения (моложе 30 лет). Старинные псалмы постепенно забываются, и их место в обряде занимают духовные стихи. Если раньше духоборы приходили на обряд поклонения в традиционной праздничной одежде, то теперь надевают поверх современной одежды только праздничные духоборские фартуки.

Несмотря на это жительницы хутора Петровка помнят определенное количество псалмов, необходимых для проведения обряда, сохраняют элементы традиционной одежды. Претерпевая небольшие трансформации, обряд поклонения еще продолжает существовать.

Сохранению духоборского обряда способствует созданный в Петровке в 1991 году по инициативе и на средства В.В. Кучина Музей духоборческой культуры, который наряду со своим прямым предназначением стал и своеобразным домом молитвенных собраний, где отмечаются праздничные и памятные даты, поются псалмы, стихи и старинные песни.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна