Творческое наследие певицы Ивенской Александры Фёдоровны из деревни Борок Островского района Костромской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – севернорусское
Александра Фёдоровна родилась в 1914 году в очень музыкальной семье. Ее родители не только много пели сами и на клиросе, и на народных гуляниях, но и постоянно приглашали к себе в гости родных, друзей и даже монашек, которые хорошо знали и исполняли духовные стихи. По воспоминаниям Ивенской, даже во время Великого поста по воскресеньям после храмовой службы за обеденным столом пели семьёй духовные стихи.

Александра рано стала петь на клиросе, да и в хороводах и на игрищах всегда была первой. Все семьи переживали трудные времена в довоенные годы, когда шли массовые раскулачивания и репрессии, разрушались церкви, и в период Великой Отечественной войны. Хлебнула горя и Александра Фёдоровна. Во время войны она, как незамужняя и бездетная, была послана на тяжелые работы по заготовке леса. Со слезами на глазах она не раз рассказывала о нечеловеческих условиях труда, о том, как сильно заболела и чуть не стала инвалидом. После войны её направили на курсы трактористов. И опять тяжёлый мужской труд, недосыпание и недоедание. Замуж она вышла довольно поздно, уже после войны, и детей у нее не было.

По словам Александры Фёдоровны, только песни помогали ей выживать в самых тяжелых жизненных ситуациях. Поэтому она так по-особому трепетно относилась к песням, так удивительно искренне их исполняла, каждый раз заново проживая их содержание. Не случайно все любимые ею песни — очень печальные («Никто меня не пожалеет», «Что ты птичка бедная», «Потеряла я колечко», «Ломал мальчик черёмушку», «Кого нет, того мне больше жаль»), хотя и повеселиться от души баба Шура, как её называла молодёжь, тоже любила и умела.

Александра Федоровна часто пела со своими подругами — пятью очень скромными, но голосистыми русскими женщинами. Несколько десятков лет эти женщины жили рядом, вместе работали на ферме, в поле, в праздники ходили друг к другу в гости, дружили семьями. А когда состарились и уже не могли выполнять тяжёлую крестьянскую работу в колхозе, стали собираться на беседки, поседки и коротать время в осенние и зимние будни с какой-либо ручной работой, а в праздники устраивали в складчину застолье с рюмочкой хмельного. И всегда при этом пели песни, которым научились от родителей, соседей, мужей или те, что слышали по радио.

С участницами коллектива деревни Борок, удивлявшего необыкновенной слаженностью пения, особой энергетикой исполнения и мастерством многоголосного распева народных песен, довелось встретиться в августе 1980 года во время фольклорной экспедиции Государственного музыкально-педагогического института (РАМ) им. Гнесиных. Лидером этого естественным образом сложившегося аутентичного ансамбля была Ираида Илларионовна Смирнова (1906 г. р.), которая была постарше других и знала больше всех песен. В её большом доме в центре деревни, рядом с магазином, и собирались в последние годы подруги. Рано ушедшая из жизни Анна Васильевна Косулина (1909 г. р.) была участницей Великой Отечественной войны, курила и пела низкую (мужскую) партию. Сестры Анастасия Антоньевна Королькова (1914 г. р.) и Любовь Антоньевна Аристова (1911 г. р.) имели в старости уже несильные голоса и заполняли звуковое пространство между основными партиями, никогда не выступая в качестве запевал. Но при их отсутствии многоголосное звучание ансамбля теряло плотность, насыщенность. Кроме того, Любовь Антоньевна эпизодически подстраивала высокий подголосок «тонким» голосом, украшая тем самым многоголосную партитуру. Не зря Александра Фёдоровна Ивенская говорила позже, что «без тонкого голоса жалости нет» в пении. Любовь Антоньевна также лучше всех исполняла сольные свадебные причитания и колыбельные. Александра Фёдоровна Ивенская была запасной запевалой в ансамбле, имела гибкий голос широкого диапазона и красивого тембра. И.И. Смирнова доверяла ей запевы некоторых песен (например, «Уж ты Дунюшка») и ценила её музыкальность и красоту голоса.

Когда в конце 1980-х годов Александра Фёдоровна стала терять силы и зрение, а её более старшие подруги уже умерли, она решила перебраться поближе к своей племяннице, в посёлок Островское, купив в райцентре небольшой домик. Там всем было удобнее с ней встречаться, так как многие любители и исполнители фольклора благодаря костромским прессе, радио и телевидению уже хорошо знали ансамбль деревни Борок и его участников и стремились поучиться от них. Особенно популярным ансамбль стал после приглашения в конце 1980 года в Москву на один из этнографических концертов, которые ежегодно организовывала Фольклорная комиссия Союза композиторов РСФСР. Концерт проходил в Центральном Доме художника на Крымском валу. В памяти участников ансамбля осталось много впечатлений от самого города, ведь большинство из них побывали в столице впервые. Живя в гостинице «Россия», женщины боялись выйти даже на Красную площадь, так страшен был им вид снующего автотранспорта из окна.

Александра Фёдоровна Ивенская, прожившая дольше своих подруг, всегда искренне переживала за судьбу старинных песен, которых уже не услышишь по радио. Её музыкальная память и ревностное отношение к традиционной культуре поражали. При каждой встрече в первую очередь она рассказывала, когда и от кого по радио или вживую (на концерте или у соседей за праздничным столом) слышала народные песни, давала им подробные комментарии и оценивала их звучании. Даже ночью, оставаясь у неё в гостях, мы подолгу разговаривали и пели, учась искусству варьирования и выстраивания голосов в многоголосном пении.

В 1994 году сотрудники Областного Дома народного творчества во главе с Лилией Петровной Салий в честь 80-летнего юбилея А.Ф. Ивенской организовали в её честь концерт в посёлке Островское. На нем выступали с поздравлениями все ведущие любительские и профессиональные фольклорные ансамбли Костромской области, присутствовала пресса, глава районной администрации сказал благодарственные слова юбилярше и вручил ей подарок. В конце выступила сама Александра Фёдоровна, которая хоть и была очень смущена таким вниманием, но не ударила в грязь лицом и спела песню «Вниз по Волге-реке» так, что покорила сердца не только участников концерта, но и многочисленных случайных слушателей, из любопытства заглянувших в Дом культуры. Получился настоящий фольклорный праздник, посвященный Александре Фёдоровне, ведь почти все коллективы и солисты исполняли песни деревни Борок, выученные и по записям ансамбля, и от самой Ивенской.

В последние годы жизни из-за недостатка внимания и помощи от своих родственников Александра Фёдоровна согласилась на уговоры семьи Сергеевых, участников фольклорного ансамбля «Нерехтские рожечники», переехать в город Нерехта Костромской области. Сначала она жила в семье родителей Василия Сергеева, затем после нескольких конфликтных ситуаций её перевезли в деревню Старово, в трех километрах от Нерехты. Там, в сельском доме с газовым отоплением и водопроводом, она жила, пока от одиночества не запросилась в Дом престарелых, «богадельню», как она сама называла это заведение. Сотрудники Дома народного творчества приложили все усилия, чтобы определить её в самый лучший костромской пансионат, расположенный в костромском Заволжье. Здесь её навещали не только сотрудники ДНТ, но и участники фольклорных ансамблей Костромы и Костромской области, продолжая обучаться у нее мастерству пения. В 1996 году удалось даже снять на видеокамеру ее мастер-класс, сохранив его для потомков. А в конце августа 1998 года Александра Фёдоровна умерла, ее похоронили на кладбище в городе Костроме.

Каждый раз, когда участники фольклорных экспедиций РАМ им. Гнесиных приезжали в деревню Борок, удавалось записать несколько новых песен. Хотя певицы из ансамбля были уже пожилыми, песни всегда исполняли целиком, а были они очень длинными, с традиционными распевами и повторами. За один сеанс удавалось сделать не больше 10–15 записей песен, перемежающиеся интереснейшими рассказами носителей традиционной культуры. Казалось, репертуар этого коллектива бесконечен и конца и края ему не видно. Настало время, когда Александра Фёдоровна осталась в живых одна, но уже не удивляло то, что при очередной с ней встрече обязательно услышишь что-то новое. Чтобы сделать запись этих песен более полноценной и восстановить традиционную многоголосную фактуру, приходилось применять способ наложения нескольких исполнительских версий певицы. Однажды, когда собиратели вместе с Александрой Федоровной оказались в гостях у одного из островских гармонистов, открылся её частушечный талант. А в доме другого гармониста, подростком пасшего коров с барабанкой, выяснилось, что Ивенская ещё и на пастушьем барабане может научить играть кого угодно.

На вопрос, почему она не ходит в местный самодеятельный хор ветеранов, Александра Фёдоровна отвечала, что не умеет петь «прямо» (то есть в унисон): «Мы когда пели в деревне, то слушали друг друга и старались вести на разные голоса: если я пошла наверх, то Ираида — поёт внизу. А если она тянет, я в это время дроблю — какое-то слово вставлю… или повторю. А в хоре все поют как-то прямо. Я им только мешала».

В сольном репертуаре Александры Фёдоровны Ивенской в последние годы преобладали лирические песни позднего пласта, поскольку традиционную лирику одной исполнять очень трудно. Но даже городские пени она умела распеть по-своему, облагородить, применив приемы протяжного пения: например, начать следующую строфу с последних слов предыдущей; расширить стих словообрывами, вставными словами или повторами, а напев — внутрислоговыми распевами. Так получались некие промежуточные версии лирического жанра, в которых соединены черты городской и традиционной лирики («Во субботу, день ненастный», «Потеряла я колечко»).

Когда Ивенская пела сольно, она старалась показать и основной контур напева, и отдельные партии многоголосной партитуры, постоянно варьируя мелодику. При этом мелодическую линию она украшала, будто кружевами, огласовками согласных и редуцированием гласных букв, голосовыми спадами и «подъездами» голоса к основным тонам напева, плавными переходами (глиссандо) между звуками и т. д. Правда эти особые исполнительские приемы не всегда бывают слышны в ансамблевом исполнении.

Сольно в помещении Александра Фёдоровна пела вполголоса, мягко, но звучно. Совсем по-другому вела она себя в ансамбле или на улице. Её голос на опоре звучал гораздо сильнее и ярче, а окончания мелодических построений расцвечивались «выносами» голоса вверх. Такие украшения, по канонам местной традиции, полагалось делать в традиционной сезонно приуроченной лирике («Уж как под лесом, лесочком», «Экое сердце», «Уж ты Дунюшка, Авдотьюшка-душа», «Ломал мальчик черёмушку», «Хорошо с Любовьюшкой жить», «Прощай жизнь, радость моя» и др.), которая исполнялась на улице во время праздников и будней по дороге на работу и обратно. Лишь ещё один уличный жанр украшался Александрой Фёдоровной подобным приемом — это припевки под проходку, которые чаще называют страданиями.

В исполнении Ивенской духовных стихов и баллад не было излишней слащавости и сентиментальности, столь характерных для других, менее талантливых и опытных исполнителей, — только строгая сдержанность и даже некоторая отрешённость.

Когда собирались за праздничным столом, Александра Фёдоровна зажигательно заводила весёлые хороводные и плясовые песни: «Ой, посидимте, братцы, здесь, / Пока пивцо-винцо есть», «За что люди Сашу любят», «Бражка пьяная-хмельная», «Ой, как на речке-речке купался бобёр», «Пошли девки на работу» и проч.

Именно у таких народных мастеров важно учиться современным молодым исполнителям. Отрадно, что молодёжь Островского района в последнее время заинтересовалась своим культурным наследием, а это значит, что не исчезнет местная традиционная культура и окажутся полезными результаты собирательской работы фольклористов.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Протяжная песня «Комарочки ночку спят, лежат» в исполнении А.Ф. Ивенской из д. Борок Островского р-на Костромской обл.
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна