Исполнительское искусство Анисима Федоровича Локтионова из Калачевского района Волгоградской области
В 1952 году семья Локтионовых переехала в Калачевский район. До войны и после войны Анисим Федорович работал председателем сельского потребительского общества. Любимыми песнями в семье были: «Да поехал казак, раздонской, молодой», «Разродимая сторонка», «При бурной ночушке», «Поехал казак во чужбину далёку», «Вдоль по линии Кавказа». Анисим Федорович считался не только мастером-песенником, но и танцором. На «гульбах» все ожидали, когда Анисим Федорович будет плясать, и готовились к трюкам мастера: убирали все лишнее со стола, оставляя чистым только уголочек. Анисим Федорович легко вскакивал на край стола и, проделав замысловатое коленце, так же легко спрыгивал с него, при этом, как говорили очевидцы, ни одна рюмка на столе не разбивалась и не падала. Хуторяне называли его «крутель», а всех в семье — Крутелихи, одного из родственников Якова Федоровича Чаганкина (1913) звали «топтун», так как во время песни он пританцовывал на носочках на одном месте, его семейство называли Топтуны.
Голос у Анисима Федорович (дишкант) отличался невероятной гибкостью, легкостью, виртуозностью, «кружевными» вокализами (сам певец называл их «вялюшки»), мастер делал непредсказуемые мелодические обороты, практически всегда распевы заканчивались на гласный «о-е». По замечанию А.С. Кабанова, орнаментальная манера «дишканить» была характерна для мужского пения этой части Дона. Лучше всего мастер ладил песню со своим сыном, Федором Анисимовичем Локтионовым (1927 г. р.), он пел басом и в ансамбле чаще всего выполнял роль запевалы.
Анисим Федорович был активным участником на всех хуторских свадьбах и «гульбах». На свадьбах пели плясовые и обрядовые свадебные песни «Туман при долине», «Торовня» («То ровня»), «Растворю двери клетки», «Сваты мои, сваточки».
В 1975 году в Калач приезжала фольклорная экспедиция под руководством Д.В. Покровского. Были произведены записи традиционных песен и танцев от семейного ансамбля и казачьего хора Калачевского района, который славился своей песенной историей и участниками. Деятельность хора продолжалась до 1980-х годов. Этот коллектив был создан в 1937 году в хуторе Калач Пятиизбянской станицы по инициативе Якова Артемьевича Попова. Сначала состав был женский, затем участницы привели своих мужей, и его состав стал смешанным, семейным, что и определило исполнительский стиль данного коллектива. Песенными заводилами того времени были грузчицы Е.У. Парфенова, Н.В. Павлова, А.А. Турченкова, В.В. Полушкина и др., основателем и руководителем в дальнейшем Е.И. Расторгуева. Значимым событием стало выступление хора в 1939 году в Москве на смотре художественной самодеятельности. По замечанию А.М. Листопадова, казаки-песенники этой станицы служили в 1-й Конной армии, защищавшей Царицын.
В свое время Анисим Федорович Локтионов был активным участником казачьего хора. Правда, он сетовал на то, что мало пели старинных казачьих песен, а если и были в репертуаре, то их «переиначивали». Репертуар хора в основном составляли популярные русские и украинские народные песни: «То не ветер ветку клонит», «Перевоз Дуня держала», «За горою у колодца», украинские «Посiяла огiрочки», «За туманом ничего не видно» и др. Из казачьих: «За лесом солнце загоралось», «Полно вам снежочки», «Выпил я, кровь заиграла», «Горела горелочка», «Ой, да растворю я окна, двери», «На берегу сидит красотка». Репертуар казачьих хоров находился под строгим контролем областного Дома народного творчества тогдашней Сталинградской области.
В семейной же обстановке Локтионовы могли вольно проявлять свою творческую инициативу со своими родными и близкими. Так, к примеру, А.И. Гаврилова (1910) играла на расческе, голосом имитировала игру на балалайке, И.З. Чувилев (1905), проявляя свою исполнительскую индивидуальность, пел отрывисто, экспрессивно, подбивая каждый слог, «Под местечком было под Журжею».
Мужчины в ансамбле пели, плотно артикулируя, четко выговаривали слова, подбивали огубленные гласные (уо.у0о.уо), в дисканте было отмечено много сложных вокализов. Индивидуальность творческой личности запевал, «зачинщиков», подголосков, ведущих песню, характеризуется их особым вокальным почерком, особой стилистикой исполнительского мастерства, функционального стиля, организацией исполнительских средств (динамикой, звуковысотной интонацией, звуковедением).
В представленном песенном образце №1 «Как под той горой» (песня по жанру протяжная) Федор Анисимович выполняет сложный вокализ без слов на гласных «О, Е». Вокализ построен на скачках, артикуляция гласных в позиции гласной «Е», пользуется гортанным приемом — фальцетным призвуком, завершающим звук, сопоставимым с инструментальным флажолетом.
В примере №2 «Уж ты сад, ты мой сад» (песня по жанру лирическая, протяжная, в ней описывается ситуация отъезда казака на службу) зачин выполняет Ф.А. Локтионов. В запевах мастер ведет песню в особой вокальной манере. Слышится характерная орнаментика в вокализах с («вилюшками»), губы неплотно смыкаются, гласные полуоформленые, во фразах слышится недопевание слов (рана цвитё…ой вместо «цвитёшь»). В песне слышится выразительный диалект (асыпаисси, сабираисси, милай мой, зилёнай винаград). После широкораспевной фразы слова произносятся плотно.
В примере №3 «Поехал казак на чужбину далеку» (песня протяжная) запевает Ф.А. Локтионов, дискант — А.Ф. Локтионов. Зачин речитативный с глубоким глиссандо, дискант «поддает» вверх в конце фразы. Такой эффект происходит от дополнительного движения диафрагмы перед скачком вверх. Голос в момент толчка глиссандирует «подъезжает». Несмотря на свой почтенный возраст, мастер-песенник умело владеет дыханием. Дискант выполняет вокализы с обрывками слов, фонетический строй в позиции гласной «Е», мелодическая фраза заканчивается синкопой на кварте.
В примере №4. «Вдоль по линии Кавказа» (песня протяжная с зачином А.Ф. Локтионова). Исполнитель запевает выразительно, речитативно, во фразах слышатся призвуки — флажолеты. Пение обрывистое в начальных фразах с заполнением скачков нисходящими мелодическими ходами, в последующих строфах зачины мелодизированы.