Исполнительское искусство Матрены Марковны Неклюдовой из города Калач-на-Дону Волгоградской области
Матрена Марковна за всю свою нелегкую жизнь овладела многими профессиями. Уже в 14 лет работала «погонычем» (ходила за плугом, правила быками), подпаском, полола бахчи, грядки. Выйдя на пенсию, по просьбе руководителя отдела культуры Калачевского района стала руководителем фольклорного ансамбля «Донское раздолье».
В репертуар певицы входят, в основном, протяжные песни из семейного репертуара: «Закуривал мил цигарочку», «Погасло солнце за горами», «Однажды вечернею зимней порою» (про Сусанина»), «Просвети ты солнышко», «По дороге пыль клубится», «Последний нонешний денечек», «Жил был во селе охотничек», «Быстра речушка». В процессе пения ее голос звучит ровно в разных регистрах, артикуляция по-мужски строгая, без явных переливов гласных звуков. В ходе записи и анализа манеры пения исполнительницы было замечено, что гласные выводятся ею архитектурно точно, голос колорирован форшлагами, слышится мягкое, мелким «барашком», вибрато, на вершинах широких интервалов гласная «А» замыкается на «О». Речь исполнительницы очень выразительная, согласные выводятся на передний ряд, турбулентный согласный «Р» слышится четко как в речи, так и в пении. Если согласные, за малым исключением, выполняют свои смысло-различительные функции, то гласные, наоборот, утрачивая свои речевые позиции, находят новые, акустически более выгодные для пения положения. Вступают в силу певческие законы и нормы произношения звуков речи.
В музыкальных примерах можно найти подтверждение вышесказанному. Певица практически каждое произведение того или иного жанра исполняет в особой манере, наполняя мелодическую волну фонетическими комплексами и слоговыми вставками, присущими местной исполнительской традиции Калачевского района. Можно убедиться в умении мастера пользоваться регистрами: от густого, плотного звучания голоса в зачинах до легкого, полетного в линии дисканта.
В лирической песне «Погасло солнце за горою» (Аудиопример № 01) –описывается отъезд казака из дома. В пении слышны звуковые сбросы в конце мелодических фраз и в словообрывах:
«Ой, ды пара (йя) мне да на ко…ни (йе) ка (йя), да, ды сади (йе) тса
Па (йя) ра (йя), да мне е….хат (и) са (йя, йя) ой, са (йя) са двора».
Зачин широкораспевный. Вторая часть мелодики имеет дробный ритмический рисунок.
В песне «Жил-был во селе (вариант: Василий) охотничек» (Аудиопример № 02) описывается бытовая ситуация охоты. В исполнении также много асемантических вставок; для рефрена характерны слоговые вставки «вот, вот».
«Жи (йе)л, да (йе) бы (йе)л во силе да, ды ахо… ой, ну ахо (уо, уо) тничек
Вот, вот, вот, вот ра (йя) спре (йе, йе) краснай, а е (о) был да стрялок»
В ходе песни импровизация не прослеживается. Ритмическая структура не однородна.
В исторической песне «Однажды вечерней, зимней порой» (Аудиопример № 03) описывается встреча народного героя Ивана Сусанина с поляками. Песня не встречается в других районах Волгоградской области. По складу мелодики её можно отнести к позднему пласту песен литературного происхождения. Она не распевна, мелодическое изложение относительно простое. Артикуляция спокойная, практически нет вставок, гласные строятся точно без дифтонгов.
В ансамблевом звучании песня «Однажды вечерней, зимней порой» (Аудиопример № 04) приобрела новые оттенки. Дишкант ведет М.М. Неклюдова; объемный запев исполняет Игорь Петренко.
Военно-бытовая песня «По дороге пыль клубится» (Аудиопример № 05) исполняется с чёткой ритмической пульсацией, «по-военному». В песне описывается картина сборов казаков в поход. Каждая строфа имеет речитативный запев и протяжный куплет, для мелодии характерны резкие подъемы и плавные спады. Поэтический текст насыщен вставными гласными «е», «я», огубленными гласными «у», «о».
Протяжная песня «Ай, да быстра речушка» (Аудиопример № 06) раскрывает военно-бытовую ситуацию в походе. Описывается переживание казака по родному краю. Это типично мужская песня, поэтому тесситурные условия неудобны для исполнительницы. Запев речитативный, в дальнейшем мелодической линии множество неожиданных поворотов. Песня известна в верхнедонских станицах с зачином «Ой да бежит речка».
Как руководитель фольклорного ансамбля «Донское раздолье», Матрена Марковна по-своему интересно, с использованием народной песенной терминологии определяет голоса своих участников, давая им следующие характеристики: «Голос большой, жгучий; лёгинькай, хватучий; у Фёдоровича — нежный голос». Сама Матрена Марковна в начале становления ансамбля делала и зачины, и подголосок. С приходом молодого участника, казака Игоря Петренко обладающего хорошим слухом и, по выражению М.М. Неклюдовой, «хватучим голосом», возник дуэт, в котором прекрасно сочетаются высокий баритон и узорчатый, альтовый дискант мастера. Казачья песня «Жил во селе охотничек» в их исполнении пользовалась большой популярностью у слушателей, вызывала восхищение умением мастера грамотно повести за собой ученика.
Песня «Однажды вечернею, зимней порою» стала «визитной карточкой» ансамбля и прочно вошла в репертуар коллектива, равно как и многие другие протяжные песни, предложенные руководителем, но, как сама говорила Матрена Марковна, не все старинные песни с разводами «взяли» (смогли понять и выучить) участники. Исполнительский стиль ансамбля «Донское раздолье» узнавался по умению лидера вести песню. Темпы песен неторопливы, звучание голосов плотное, ровное. Многоголосие калачевцев можно определить как двухголосие с элементами трехголосия. Мужские голоса не разбиваются на партии, женские — ведут вместе средний голос.
Репертуар ансамбля состоит из песен, напетых Матреной Марковной и распетых в коллективе: «Дон Иванович», «Прослужил солдат три года», «Жил во селе охотничек», «Однажды вечернею зимней порой», «Погасло солнце за горою», «По дороге пыль клубится», «Во поле ковылушка горела», «Просвети ты солнышко», «За курганом пики блещут».
Матрене Марковне Неклюдовой исполнилось 84 года. Она еще способна передать свой бесценный опыт, полна желания высказаться песней и научить её понимать. К исполнительским достоинствам Матрены Марковны можно добавить владение игрой на балалайке. Постановлением Администрации Волгоградской области она была удостоена почетного звания «Хранитель традиции», в 2007 году решением Калачевской городской Думы ей присвоено звание «Почетный гражданин города Калач-на-Дону».