Театральная афиша Москвы
Спектакли по рекомендации театрального критика Григория Заславского.
2 и 3 апреля
Старые и новые песни
В субботу, 2 апреля, в Москве в рамках фестиваля «Золотая маска» на сцене МХТ сыграет свою недавнюю премьеру — «Месяц в деревне» — Ярославский театр имени Федора Волкова, режиссер Евгений Марчелли.
В театре Et Cetera, у Александра Калягина, — спектакль «Морфий», который поставил Владимир Панков, а Панков, как известно, во всем ищет и находит саундраму, то есть в его спектаклях каждый звук, любой, пусть даже падающей доски, — это уже музыка и нота в партитуре спектакля, так что и в «Морфии» Булгакова музыку он обнаруживает самую разнообразную.
В «Школе драматического искусства», и тоже, кстати, в рамках «Маски», — спектакль Дмитрия Крымова по Островскому «О-й. Поздняя любовь».
В Театре на Малой Бронной — спектакль Сергея Голомазова по детективной пьесе Анатолия Королёва «Формалин», в одной из главных ролей — Иван Шабалтас.
Еще одна собачья история (а «Формалин» научит вас любить собак, в этом я нисколько не сомневаюсь) — на Другой сцене «Современника». Там спектакль под названием «Загадочное ночное убийство собаки», начало в 19:30, в главной роли — Шамиль Хаматов.
В театре «Около дома Станиславского» — «Малыш и К.».
В Театре имени Маяковского — недавняя премьера «Русский роман». Миндаугас Карбаускис поставил пьесу литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса о семье Толстого, который сам, впрочем, на сцене не появляется, а вот его супругу Софью Андреевну играет Евгения Симонова.
В «Ленкоме» — «Вишневый сад», который в спектакле Марка Захарова покупает Лопахин — Антон Шагин.
В Студии театрального искусства — «Самоубийца» Николая Эрдмана. Редкий случай: эта комедия у Женовача получилась смешной. Обычно смотришь и думаешь: за что запретили — понятно, а вот над чем сегодня посмеяться — неясно. Тут — как раз смешно.
В восемь вечера в «Театре.doc» — проект Алексея Юдникова «Носитель. Избранное»: актер раз в месяц выходит на эту площадку, чтобы пересказать своими словами сюжет какого-нибудь нового фильма, и у Юдникова уже немало поклонников, готовых все это слушать из уст одного-единственного исполнителя два, а то и три часа без антракта (обычно время представления приближается к хронометражу самой картины).
В воскресенье, 3 апреля, в ДК МАИ Малый театр сыграет комедию Островского «Правда хорошо, а счастье — лучше»; в главных ролях — Евгения Глушенко, Людмила Полякова, Василий Бочкарев.
В театре «У Никитских ворот» — «Песни нашей коммуналки»: это зимний, а теперь, получается, и весенний вариант «Песен нашего двора».
В «Гоголь-центре» — спектакль Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова. В третьем акте (спектакль идет с двумя антрактами!) — совершенно выдающийся монолог в исполнении Евгении Добровольской.
В Театре Моссовета — недавняя премьера «Вишневого сада» Кончаловского. Раневскую играет, естественно, Юлия Высоцкая.
В Мастерской Петра Фоменко — «Русский человек на рандеву», это работа Евгения Каменьковича по «Вешним водам» Тургенева.
В Московском ТЮЗе, на балконе, разыграют «Черного монаха» — спектакль Камы Гинкаса с Валерием Бариновым, Сергеем Маковецким и Игорем Ясуловичем.
В Театре имени Образцова — нестареющий «Необыкновенный концерт».
В «Театре.doc» в 20:00 — спектакль Михаила Угарова «24+». Название — это шутка относительно возрастных ограничений, но в финале и вправду все актеры раздеваются, но это, к примеру, моего целомудренного вкуса не оскорбило.
26 и 27 марта
Герои нашего времени
В субботу и в воскресенье в Большом театре танцуют «Героя нашего времени» — премьеру прошлого сезона. Интересный опыт Большого, который пригласил к сотрудничеству режиссера Кирилла Серебренникова, так что у этого балета на музыку молодого российского композитора Игоря Демуцкого есть не только хореограф — это Юрий Посохов, но также и режиссер. Причем режиссерское участие в балете чувствуется, и это на пользу спектаклю. Ну вот, например, Серебренников решил пригласить к сотрудничеству участников российской команды по танцам на инвалидных колясках, и они оказались очень даже кстати в сценах, которые разворачиваются в прифронтовом — по роману Лермонтова — Кисловодске, где среди курортников то и дело встречают инвалидов…
В субботу в Студии театрального искусства — спектакль Сергея Женовача «Москва–Петушки», в котором режиссер, можно сказать, возрождает к жизни почти уже сошедшую в историю поэму Венедикта Ерофеева, когда-то единодушно считавшуюся бессмертной. В главной роли — альтер эго героя — Алексей Вертков.
В Кукольном театре имени Сергея Образцова — спектакль Бориса Константинова «Ленинградка».
В «Мастерской Петра Фоменко» — премьера «Волемира», спектакль Евгения Каменьковича по пьесе Фридриха Горенштейна.
В Театре имени Моссовета в рамках продолжающегося в Москве фестиваля «Золотая маска» — балет Михайловского театра «Соло для двоих». Танцуют так любимые и в Москве Наталья Осипова и Иван Васильев.
В театре «Около дома Станиславского» — «Малыш и К.», это по сказке Астрид Линдгрен. В Театре на Малой Бронной — спектакль Сергея Голомазова по пьесе Леонида Зорина «Варшавская мелодия», где играют Юлия Пересильд и Даниил Страхов.
В воскресенье, 27 марта, страна и мир отмечают Международный день театра, с чем всех и поздравляю. А в театрах московских тоже есть на что посмотреть.
В Et Cetera — старый спектакль по веселым рассказам Чехова (еще даже не Чехова, а Антоши Чехонте) — «Лица», заняты Александр Калягин и Владимир Симонов.
На сцене ДК МАИ на Соколе можно будет увидеть спектакль Малого театра «Правда хорошо, а счастье — лучше», один из лучших спектаклей театра, где хорошо видны возможности этой замечательной труппы. Главные роли отданы Василию Бочкареву, Евгении Глушенко и Людмиле Поляковой.
В Московском ТЮЗе — спектакль Генриетты Яновской по пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь». В Российском академическом молодежном театре дважды сыграют страшную русскую сказку «Медведко».
В Пушкинском — американская мелодрама «Любовь. Письма», в которой две роли: их исполняют Владимир Меньшов и Вера Алентова.
12 и 13 марта
В субботу, 12 марта, в МХТ имени Чехова можно увидеть на сцене самого Табакова. Олег Павлович играет роль просвещенного купца, а вернее, уже фабриканта: время действия в пьесе Островского перенесено примерно лет на 20 вперед, в начало ХХ века. Флор Федулыч Прибытков в исполнении Табакова в пору премьеры был неприкрытым жестом театра в защиту тогда только-только арестованного и воспринимавшегося многими жертвой обстоятельств известного нашего олигарха. Сейчас уже не то, конечно, но хорошо сыгранная роль осталась. В роли Юлии Тугиной, которую Прибытков спасает, — Марина Зудина. На Малой сцене — французская драма «Предел любви», где роли бывших, расстающихся супругов исполняют Андрей Кузичев и Евгения Добровольская. Спектакль, который длится час двадцать, состоит из двух монологов, по 40 минут каждый.
В Мастерской Петра Фоменко — премьера «Волемира», это новый спектакль Евгения Каменьковича по пьесе Фридриха Горенштейна.
«Современник» во Дворце на Яузе играет один из своих главных спектаклей — «Крутой маршрут» Галины Волчек по автобиографической книге Евгении Гинзбург, в главной роли — Марина Неёлова.
В Московском ТЮЗе — новый спектакль Камы Гинкаса «По дороге в…», очередное его погружение в роман Достоевского «Преступление и наказание». В этот раз главный герой спектакля — Свидригайлов, которого играет Игорь Гордин.
В Театре имени Моссовета — премьера комедии Островского «Не всё коту Масленица», ставил Виктор Шамиров.
В филиале Театра Маяковского на Сретенке — спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Кант», где немецкого философа играет народный артист России Михаил Филиппов. В других ролях — Анатолий Лобоцкий, Игорь Костолевский, Виктор Запорожский…
Наконец, в Школе драматического искусства можно будет увидеть в субботу спектакль Дмитрия Крымова по Лермонтову, Толстому и еще немалому числу русских классиков — «Демон. Вид сверху».
В воскресенье, 13 марта, Малый театр играет во дворце МАИ на Волоколамском проспекте комедию Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
В Московском ТЮЗе — спектакль Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», где заняты Игорь Ясулович, Валерий Баринов: они в главных ролях Ротшильда и Бронзы.
В Молодежном театре на основной сцене вечером — «Будденброки» по Томасу Манну, а днем там же — «Денискины рассказы» по Виктору Драгунскому.
В Театре имени Евгения Вахтангова — последняя работа Юрия Петровича Любимова в драматическом театре: «Бесы».
27 и 28 февраля
Еще один чеховский сюжет освоен Андреем Кончаловским
В субботу, 27 февраля, в Театре имени Моссовета — премьера «Вишневого сада». Перед тем как окончательно углубиться в исследование нервных переживаний Раскольникова (в Театре мюзикла буквально через две недели Кончаловский выпускает «Преступление и наказание»), известный кино-, а теперь уже и театральный режиссер поставил в Театре Моссовета спектакль по последней чеховской пьесе. Самое интересное в этой затее — что три пьесы играются в одних декорациях и одним актерским ансамблем. Михаил Жигалов, Юлия Высоцкая, Александр Филиппенко… Хорошая актерская компания. Высоцкая играет помещицу Раневскую.
В Мастерской Петра Фоменко в 13:00 в субботу — «Алиса в Стране чудес», спектакль Ивана Поповского. В Театре наций вечером чеховскую «Шведскую спичку» разыграют бывшие студенты Олега Кудряшова. Евгений Миронов предоставил им такую вот счастливую возможность — свой первый спектакль на профессиональной сцене разыграть у него. Одну из главных ролей исполняет Евгений Ткачук, недавно так замечательно сыгравший Григория Мелехова.
В Губернском театре Андрей Ильин — в главной роли в спектакле Анны Горушкиной «Бесконечный апрель». В Большом театре в рамках фестиваля «Золотая маска» — опера Моцарта «Свадьба Фигаро»; номинирован и сам спектакль, и его постановщик Евгений Писарев.
В театре Et Cetera можно увидеть Александра Калягина, который в субботу сыграет заглавную роль в спектакле Роберта Стуруа «Шейлок».
В Российском академическом молодежном театре — премьера «Кролика Эдварда», начало в 12:00.
В воскресенье, 28 февраля, в «Мастерской Петра Фоменко» в 17:00 — «Улисс».
В Московском ТЮЗе — «С любимыми не расставайтесь», цепочка бракоразводных процессов из популярной и много лет назад, и сегодня пьесы Володина. В роли судьи — Виктория Верберг. Режиссер спектакля — Генриетта Яновская.
В Музее Москвы продолжается выставка Резо Габриадзе, и там же гастролирует его легендарный Тбилисский театр марионеток. В воскресенье — «Сталинград». Еще одна военная история — в спектакле «Пролетный гусь», его сыграют в МХТ на Малой сцене.
В РАМТе — «Сказки на всякий случай». В Театре имени Вахтангова — «Пристань», череда бенефисных выходов самых известных актеров этой звездной труппы.
В Театре Камбуровой — спектакль Ивана Поповского по французским песням «Времена… года…».
В Театре Табакова — премьера этого сезона: «Вий», пьеса Василия Сигарева, он сам ее ставил, а главную роль — Панночки — исполняет его муза и супруга Яна Троянова.
В Школе драматического искусства вечером — спектакль Александра Огарёва по пьесе Ксении Драгунской «Луна-парк имени Луначарского». Этакая антиутопия, в которой, спасаясь от бед, москвичи бегут в российскую глубинку, ну и, как говорит об этом Порфирий Петрович в романе «Преступление и наказание», наши люди русского мужика боятся еще больше, чем всего остального.
20–23 февраля
Из Нью-Йорка 80-х — в Москву 2016-го
Хотя выходные в этот раз начинаются в воскресенье, некоторые спектакли субботы не заметить было бы неправильно.
В субботу на сцену МХАТа имени Максима Горького — редкий случай — выйдет сама Татьяна Васильевна Доронина. В ее репертуаре осталось совсем немного работ, заглавная, в «Вассе Железновой», — одна из них. Сегодня же, кстати, на сцену своего МХТ выйдет и худрук чеховского Художественного театра Олег Табаков: он сыграет в спектакле «Юбилей ювелира», его партнеры — Наталья Тенякова и Дарья Мороз.
В субботу, а также в воскресенье — последние два спектакля из четырех этой первой премьерной серии «Катерины Измайловой» в Большом. Ставил Римас Туминас. Владимир Урин, генеральный директор Большого театра, такое впечатление, решил дать возможность дебютировать в своем театре всем самым известным «драматическим» режиссерам столицы.
В субботу же в Ермоловском — премьера «Дона Джованни» в постановке Виктора Шамирова, сыграют этот спектакль там и в воскресенье, 22 февраля.
В Театре Стаса Намина в субботу — «Нью-Йорк. 80-е. Мы» — автобиографическое повествование Михаила Шемякина, его мемуары на театральной сцене.
В воскресенье, 21 февраля, в Большом театре — снова «Катерина Измайлова»; в Театре на Малой Бронной — премьера детективной истории «Кроличья нора», главную роль играет Юлия Пересильд.
В «Ленкоме» — «Вишневый сад», сценическая версия Марка Захарова, который решительно сократил текст, а роли помещицы Раневской и Лопахина отдал Александре Захаровой и Антону Шагину.
В МХТ на Малой сцене — спектакль Елены Невежиной «Дыхание жизни», мелодрама с участием двух замечательных актрис — Натальи Теняковой и Аллы Покровской.
В Студии театрального искусства — «Москва–Петушки» по Венедикту Ерофееву.
В Театральном центре на Страстном Евгений Гришковец сыграет свои «Дредноуты», а в Центре имени Мейерхольда Мастерская Дмитрия Брусникина покажет наконец давно обещанную премьеру по поэме современного поэта Андрея Родионова «Сван».
Понедельник, 22 февраля, многие наши театры пропускают, как свой привычный и традиционный выходной, но вот, правда, в Центре имени Мейерхольда — еще одна возможность увидеть спектакль «Сван» по поэме Андрея Родионова. В Доме актера бывшие студенты Сергея Голомазова сыграют свой еще недавно дипломный спектакль «123 сестры». в Театре имени Моссовета в понедельник — премьерное представление комедии Островского «Не все коту масленица», а в Ермоловском театре — «Счастливчики», как обещают, веселая история про умирающих пенсионеров, которые отчаянно ведут борьбу за то, чтобы остаться в живых. В одной из главных ролей — народный артист СССР Владимир Андреев.
В 18:00 в Театре кукол имени Образцова — неувядающий «Необыкновенный концерт», смотрел сам недавно — правда все еще смешно.
В праздник, 23 февраля, можно, конечно, сходить на традиционное выступление Ансамбля Александрова в Концертный зал имени Чайковского, это духоподъемное зрелище. А можно — на спектакль Камы Гинкаса «Пушкин. Дуэль. Смерть», его сыграют в Московском ТЮЗе.
В Губернском театре — «Веселый солдат», премьера по Виктору Астафьеву; в «Современнике», который большие свои спектакли играет во Дворце на Яузе, — «Враги. История любви». Это по роману Исаака Башевиса-Зингера. А на Другой сцене — уже на Чистопрудном бульваре — поэтический спектакль Игоря Кваши «А вам не хотится ль под ручку пройтиться?».
На сцене театра «Новая опера» в рамках фестиваля «Золотая маска» можно будет услышать оперу Шостаковича «Оранго» в исполнении Пермского театра оперы и балета.
В филиле Театра Маяковского на Сретенке — спектакль Леонида Хейфеца по пьесе Брайана Фрила «Отцы и сыновья».
А в Театре кукол имени Образцова — спектакль Бориса Константинова «Ленинградка», который можно смотреть как детям, что постарше, так и родителям.
13 и 14 февраля
Хорошо жить под варшавскую мелодию
В субботу и в воскресенье, 13 и 14 февраля, в «Гоголь-центре» можно снова увидеть премьеру этого сезона — спектакль Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова. Тут случилось что-то особенное — кажется, это и называется кумулятивным эффектом, когда песенная, дробная поэтика Некрасова соединилась с клиповым мышлением Серебренникова. Они нашли друг друга! Третий акт — а спектакль длинный, с двумя антрактами — с Евгенией Добровольской в главной роли я бы назвал одним из главных событий нынешнего, пусть и совсем еще не близкого к развязке театрального сезона.
Точно так же, два дня подряд, и в субботу, и в воскресенье, в Театре на Малой Бронной будут играть «Варшавскую мелодию». Реалии советской жизни давно уж ушли в историю, а история любви русского парня и польской девушки, рассказанная в пьесе Леонида Зорина, по-прежнему собирает полные залы. В ролях здесь — Юлия Пересильд и Даниил Страхов.
В субботу в филиале Малого театра — комедия Островского в постановке Сергея Женовача «Правда хорошо, а счастье — лучше». Заняты Людмила Полякова, Евгения Глушенко, Василий Бочкарев и Глеб Подгородинский. В театре «АРТО» — «Сталкер» по киносценарию Тарковского.
В Театре имени Ермоловой — премьера «Счастливчиков». Пьеса иностранная, но пересказанная «по-русски», то есть переведенная на наши реалии драматургом Евгением Казачковым. Постановка Олега Меньшикова, одну из главных ролей играет Владимир Андреев, народный артист СССР.
В Театре Маяковского — тоже премьера, «Русский роман». Пьесу Марюса Ивашкявичюса о семье Льва Толстого поставил Миндаугас Карбаускис, в роли Софьи Андреевны — Евгения Симонова, сам Толстой в пьесе так и не появляется.
Еще одна премьера выходных — «Семейка Краузе», комедия положений нашего драматурга Коровкина; тут в главной роли — прима Пушкинского театра Вера Алентова.
В театре Et Cetera — старый спектакль по веселым рассказам Чехова «Лица», полтора часа без антракта. В ролях — Александр Калягин и Владимир Симонов; недавно спектакль посетил Владимир Путин, ему понравилось.
В «Геликон-опере» — Леош Яначек, «Средство Макропулоса», постановка Дмитрия Бертмана. В театре «Около» — «Лестничная клетка» по Людмиле Петрушевской.
В Театре имени Вахтангова — булгаковский «Бег» в постановке Юрия Бутусова. Это вечером, а днем — «Питер Пэн» в режиссуре Александра Коручекова.
В Студии театрального искусства — спектакль Сергея Женовача «Москва–Петушки» по бессмертной поэме Венедикта Ерофеева.
В воскресенье, 14 февраля, в День, так сказать, святого Валентина, отмечу продолжающиеся в Москве, а вернее, пока еще только-только начавшиеся гастроли легендарного Тбилисского театра марионеток. Они играют в Музее Москвы, где открылась выставка кукол к 80-летию Резо Габриадзе.
В Мастерской Петра Фоменко — спектакль Евгения Каменьковича «Самое важное», это по роману Михаила Шишкина «Венерин волос». Роман сложный, трудный, а спектакль у Каменьковича вышел легким, прозрачным, ясным.
В Театре Вахтангова днем для детей — снова «Питер Пэн».
В полдень в Российском академическом молодежном театре начнется марафон по эпопее Тома Стоппарда «Берег Утопии», в трех спектаклях. Разумеется, с антрактами; постановка тем не менее идет до десяти вечера.
В Театре Камбуровой вечером — спектакль Ивана Поповского «P.S. Грезы»: французские песни в исполнении этой хорошо поющей труппы.
В Московском ТЮЗе — «Кто боится Вирджинии Вулф», спектакль Камы Гинкаса.
В Новом драматическом театре — до которого, конечно, доехать непростое дело, но все-таки и там нередко случаются премьеры, и вот — Вячеслав Долгачев выпустил «Месяц в деревне».
В «Школе драматического искусства» — спектакль Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь». А в «Театре.doc» в восемь вечера — «24+».
6 и 7 февраля
Своими словами
В субботу, 6 февраля, почти единственная возможность увидеть в театре «Около» «Бег». Это не премьера, а предпремьерный показ, однако неизвестно, будет ли премьера: увы, с булгаковским наследием у нас в России дела обстоят непросто — наследники, сколько известно, требуют за каждую постановку немалые деньги, не всякий театр такими располагает. Режиссер — Александра Толстошева. В филиале Театра имени Пушкина — документальное повествование «Отпуск без конца»: это про тех, кто выбирает дауншифтинг, убегая от работы и цивилизации, но не от себя… В Театре имени Моссовета в субботу — «Вишневый сад» с Анатолием Адоскиным в роли Фирса; все другие чеховские пьесы в этом театре идут в постановке Андрея Кончаловского, а вот «Вишневый сад» поставил Леонид Хейфец.
В «Школе драматического искусства» на Сретенке — недавняя премьера «Своими словами. Евгений Онегин». Первоначально даже говорилось, будто бы этот спектакль для детей — и для детей специально ставят невысокие стульчики перед первым рядом, но радость от этого нового спектакля Дмитрия Крымова получают и взрослые тоже.
В филиале Театра Маяковского (это если следовать географическому принципу, сцена тоже на Сретенке) — «Кант», спектакль, герой которого — великий немецкий философ. Его играет Михаил Филиппов, в других ролях — Анатолий Лобоцкий, Игорь Костолевский, Виктор Запорожский. В Ермоловском театре — премьера «Самоубийцы» Николая Эрдмана; в «Современнике», на Другой сцене, — спектакль Артура Смольянинова «Посвящается Ялте» по детективной поэме Иосифа Бродского.
В Вахтанговском, на Новой сцене, — «Минетти», в главной роли — Владимир Симонов. Актер играет актера.
В Et Cetera — спектакль «451 градус по Фаренгейту», ставил Адольф Шапиро. Роман Рэя Брэдбери сегодня, как и тогда, когда он только-только был написан, — по-прежнему актуален.
В воскресенье, 7 февраля, в МХТ имени Чехова — спектакль Адольфа Шапиро «Мефисто», с Алексеем Кравченко в заглавной роли. Это на основной сцене, а на Малой — пьеса Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине» в постановке Дмитрия Брусникина.
В Студии театрального искусства — рождественская сказка Диккенса «Битва жизни», ставил Сергей Женовач.
В Мастерской Петра Фоменко — русская пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». В «Современнике» на Яузе — «Три товарища», спектакль Галины Волчек по культовому роману Ремарка.
В Молодежном театре дважды днем сыграют страшную русскую сказку из афанасьевского сборника — «Медведко». Играют в черной комнате, так что страшно становится еще до начала.
В Театре имени Пушкина Владимир Меньшов и Вера Алентова — в американской мелодраме «Любовь. Письма», а в Театральном центре на Страстном — «Кроткая», моноспектакль, оставшийся в репертуаре после традиционного фестиваля SOLO. Наверное, потому, что спектакль и вправду получился — героя Достоевского играет Евгений Стычкин.
30 и 31 января
Последние дни января дают немало поводов для похода в театр.
В субботу, 30 января, в «Мастерской Петра Фоменко» сыграют премьеру — «Волемир». Это пьеса Фридриха Горенштейна, история вроде бы из обычной советской жизни, но с библейским размахом — правда, на сайте театра обещают уложиться в 2 часа 50 минут (с антрактом). Горенштейна некоторые считают одним из гениев, увы, не признанных у себя на родине. Ставил спектакль Евгений Каменькович, и тут не лишним будет упоминание, что для основателя «Мастерской», Петра Фоменко, Горенштейн тоже не был проходным автором: он ставил когда-то историю о Петре Великом.
«Современник» на Яузе сыграет в субботу спектакль Римаса Туминаса «Играем… Шиллера!» — это по «Марии Стюарт». Елизавету Английскую, как и на премьере, играет Марина Неёлова; в роли Марии Стюарт — Чулпан Хаматова. В субботу в Театре им. Моссовета — премьера, новый спектакль поставил Виктор Шамиров, он выбрал комедию Островского «Не всё коту Масленица».
В Боярских палатах СТД «Активный театр», одна из новых театральных компаний, родившихся за последнее время, играет «Повесть о Сонечке». Это по Цветаевой, Сонечку играет Анна Перелешина.
В Молодежном театре — «Лёля и Минька» (начало в 18:00), это — по детским рассказам Михаила Михайловича Зощенко.
В театре «Около» — недавняя премьера, «Чевенгур». Юрий Погребничко сумел этот очень плотный прозаический текст уложить в час десять сценического времени, причем к Платонову ему удалось присовокупить еще и реплики из комедии Островского «Лес» и еще немного — из Хемингуэя.
В «Сфере», которая все чаще привлекает к себе внимание и интерес, — премьера «Старшего сына» Вампилова.
В Театре Маяковского — «Плоды просвещения». Ученик Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис этот свой спектакль посвятил учителю, который много лет назад сам ставил на этой сцене ту же комедию Льва Толстого, и тот спектакль долго не сходил со сцены и пользовался большим успехом.
В воскресенье, в последний день января, еще одну версию комедии «Не всё коту Масленица» можно будет увидеть в филиале Театра Маяковского на Сретенке, в главной роли — Виктор Запорожский, а поставил спектакль Леонид Ефимович Хейфец.
В «Школе драматического искусства» — «Тарарабумбия», спектакль Дмитрия Крымова, оммаж Чехову, всей его драматургии. Спектакль играют нечасто, и каждый, кто его увидит, понимает, что собрать эту сотню актеров, брейк-дансеров, певцов, выстроить всю эту сложнейшую конструкцию, конечно, непросто.
«Коляда-театр» вечером завершает свои двухнедельные гастроли в Театральном центре на Страстном гоголевской «Женитьбой».
В «Театре.doc» — «24+», спектакль Михаила Угарова. В названии — шутливое ограничение по возрасту для зрителей: как известно, ни в каких нормативах такого ограничения никогда не было, а сам спектакль, как все великие пьесы, — о любви.
В Театре Табакова — недавняя премьера «Епифанские шлюзы», спектакль Марины Брусникиной по Андрею Платонову, которого можно, наверное, назвать одним из самых популярных авторов этого и прошлого театрального сезонов.
В Театре армии в 18:00 — «Танцы с учителем», где главную роль играет Владимир Михайлович Зельдин, которому через несколько дней исполнится 101 год.
Театр на Таганке открывает свою основную сцену легендарным спектаклем Любимова «Добрый человек из Сезуана». Страшно идти, потому что известно, что спектакли — продукт недолговечный, скоропортящийся, особенно когда рядом нет уже режиссера.
В Театре на Малой Бронной — «Варшавская мелодия», пьеса Леонида Зорина в постановке Сергея Голомазова, играют Даниил Страхов и Юлия Пересильд.
В Театре Камбуровой — «Земля»: Иван Поповски поставил даже не спектакль, скорее это такой перформанс или музыкальная инсталляция, продукт, больше имеющий отношение к актуальному искусству, чем к театру. На мой взгляд.
А в Ермоловском театре — «Счастливчики», комедия, где в главной роли — народный артист СССР Владимир Андреев. За него можно ручаться.
23 и 24 января
Наши русские романы
Суббота и воскресенье будут ознаменованы одной из ожидаемых — для кого-то долгожданных — премьер. Миндаугас Карбаускис 23 и 24 января показывает в Театре Маяковского, которым он руководит, премьеру по новой пьесе Марюса Ивашкявичюса «Русский роман». Ее герой — Лев Николаевич Толстой, который, правда, как это принято в последнее время, в том числе в пьесах о Толстом, сам на сцене не появляется. Впереди — Софья Андреевна, в роли которой — Евгения Симонова; далее в списке действующих лиц есть и дети писателя, и — против всех правил — Анна Каренина, например. Есть «еще и другие», так что возможны сюрпризы. Ивашкявичюс — из тех, кому интересно разбираться в национальной мифологии: несколько лет назад в Москве публика хохотала над раздумьями литовцев, которые, как оказалось, и вправду сто с лишним лет назад подумывали о переезде в более теплые края — на Мадагаскар, например. Новая история — про наши русские мифы, под этим углом можно рассмотреть, к слову, и другие спектакли этих выходных.
В субботу, 23 января, в Театре им. Вахтангова — «Бесы», последний спектакль, который успел поставить в драматическом театре Юрий Петрович Любимов. Это была его мечта такая — покинув, оставив свою родную Таганку, разобраться со всеми бесами разом. Спектакль долгий, но интересный. Серьезный.
В Боярских палатах в субботу — премьера новой работы Марины Перелешиной по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой «Председатели земного шара». Это — о футуристах и прочих авангардистах начала ХХ века; главные герои — Маяковский и Хлебников, плюс их увлечения, Лиля Брик, например, — ее играет Елена Ксенофонтова.
В «Геликоне» 23 января (и 24-го тоже) — «Евгений Онегин», спектакль Дмитрия Бертмана по мотивам старого и легендарного спектакля Станиславского.
В Российском академическом молодежном театре — страшная русская сказка «Медведко», сразу два раза сыграют в субботу днем. Это режиссерский дебют актера Олега Долина.
В театре Et Cetera — «Морфий», саундрама Владимира Панкова по рассказам молодого Булгакова.
«Современник» во Дворце на Яузе играет недавнюю премьеру «Декамерона», в одной из главных ролей — Никита Ефремов, которого страна особенно полюбила после телесериала «Лондонград».
В воскресенье, 24 января, помимо уже проанонсированных премьер «Русского романа» в Маяковке и «Онегина» в «Геликон-опере», в театре «Около дома Станиславского», кажется, уже третья версия «Трех сестер» в постановке Юрия Погребничко.
В Московском ТЮЗе — «К.И. из «Преступления…», спектакль, которому уже 20 лет, но он от этого хуже не становится. Это сочинение Камы Гинкаса по роману Достоевского — сюжет про Катерину Ивановну Мармеладову, которую бессменно играет Оксана Мысина.
«Современник» на Яузе также предлагает спектакль-долгожитель — «Крутой маршрут» в постановке Галины Волчек. Спектакль, в котором занята, кажется, вся женская часть труппы «Современника», а главную роль играет Марина Неёлова.
В Российском академическом молодежном театре — премьера «Кот стыда», спектакль Марины Брусникиной.
В театре «А.Р.Т.О.» на Сретенском бульваре — «Сталкер», модный ныне жанр вольных или невольных фантазий по мотивам известных кинофильмов и киносценариев. В данном случае фантазия постановщика отталкивалась от одноименной ленты Андрея Тарковского.
16 и 17 января
Январь — не лучшее время для театра. Потратившись на новогодние детские праздники, взрослые обычно и сами пропускают январь, но театры эти привычки как будто игнорируют и трудятся не покладая рук. И ног. В эти выходные — выбор богатейший.
16 января, в субботу, в МХТ имени Чехова старый, то есть давно идущий, но не потерявший своих лучших сил, спектакль — «Дыхание жизни», американская мелодрама, в которой беседы ведут две женщины, когда-то связанные одним мужчиной: одна была первой женой, другая — второю, а герой, который на сцене так и не появляется, от них обеих ушел теперь к третьей. И вот, когда-то делившие мужчину, теперь они ведут более или менее мирные разговоры. Играют две народные артистки — Алла Покровская и Наталья Тенякова. Режиссер спектакля — Елена Невежина. В филиале Театра Маяковского на Сретенке — «Кант», пьеса Марюса Ивашкявичюса, над новым сочинением которого как раз сейчас завершает работу худрук театра Миндаугас Карбаускис; в «Канте» играют Михаил Филиппов, Игорь Костолевский, Анатолий Лобоцкий. В «Мастерской Петра Фоменко» на субботу обычно готовят такую вот пару: в час дня — спектакль Ивана Поповского «Алиса в Стране чудес», а вечером, в семь, — «Самое важное», спектакль Каменьковича по роману Михаила Шишкина «Венерин волос». Еще два слова о литовском присутствии в эти выходные на столичной сцене: в субботу в Театре Ермоловой — недавняя премьера «Безымянной звезды», поставленной ученицей Леонида Ефимовича Хейфеца Вильмой Кутавичюте.
В Театре Стаса Намина — спектакль Михаила Шемякина по собственным воспоминаниям «Нью-Йорк. 80‑е. Мы».
А в Театральном центре на Страстном 16 января — сразу два спектакля екатеринбургского «Коляда-театра», он приехал в Москву на двухнедельные гастроли. В субботу — «Два плюс два» и — снова! — «Безымянная звезда», очень сегодня модная пьеса.
В Молодежном театре — спектакль, недавно получивший премию правительства: это «Лада, или Радость», работа Марины Брусникиной по прозе Тимура Кибирова.
В субботу и в воскресенье в «Геликон-опере» — «Нибелунг-опера» («www.nibelungopera.ru»), этакая бодрая прогулка Дмитрия Бертмана по шлягерам из опер Вагнера.
В воскресенье в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского отмечают очередной юбилей основателя восстановлением оперы Стравинского «Похождения повесы». На Другой сцене «Современника» в 19:30 — «Время женщин», где сразу две главные роли, матери и дочери, играет Алена Бабенко.
В Студии театрального искусства — комедия «Москва–Петушки» по когда-то культовому тексту Венечки Ерофеева. В Театре Моссовета — «Царство отца и сына». Юрий Еремин, постановщик этого спектакля, аккуратно и решительно сократил и соединил сразу две исторические хроники Толстого — про Иоанна Грозного и про его сына Федора, которых здесь играют Александр Яцко и Виктор Сухоруков.
Театр на всякий случай. Новогодние каникулы
Большие выходные, или новогодние каникулы, — время елок, поэтому взрослые спектакли часто уступают место разнообразным новогодним представлениям, которые исчезают так же быстро, как и появляются. Хорошие новогодние представления — редкость, я лично уже не первый год отдаю предпочтение елкам камерным, домашним, подобным тем, что устраивают в филиале Театрального музея имени Бахрушина на Малой Ордынке. Хорошие представления делают теперь в подведомственных куратору и художнице Кате Бочавар галереях ГРАУНД, например в ГРАУНДе на Ходынке. Там в этом году играют «Ушастые истории». Или вот в Боярских палатах СТД на Страстном в этом году замечательная актриса Елена Ксенофонтова устраивает представление под названием «Елка… моя». Наряжает елку и рассказывает разные истории — для детей и взрослых.
И все-таки — про театр. На все длинные выходные.
Есть немало людей, которые из года в год, перед тем, как встретить Новый год, отправляются в театр. Для них — «Щелкунчик» в Большом, который и 30 декабря, и 31 декабря танцуют по причине повышенного спроса дважды: в полдень и в семь вечера. Таким же обязательным новогодним предложением стали «Черевички» в Камерном музыкальном театре имени Покровского.
«Ленком» 31-го ставит в репертуар беспроигрышный шлягер — «Юнону и Авось». При этом не забывайте обратить внимание на время начала спектакля, поскольку многие 31 декабря начинают играть в шесть вечера, а в Театре имени Вахтангова «Мадемуазель Нитуш» назначили и вовсе на 17:00.
В Театре имени Пушкина — предновогоднее предложение: это комедия «Одолжите тенора» (кто не успеет посмотреть перед Новым годом, может увидеть — спектакль сыграют в начале января — девятого).
Театр кукол имени Образцова 31 декабря традиционно играет «Необыкновенный концерт» (как и «Щелкунчика» в Большом, этот спектакль 31-го играют два раза), который, по-моему, за годы нещадной эксплуатации тем не менее не потерял своего обаяния и даже юмора не потерял. А на сцене ТЮЗа «Независимый театральный проект» к Новому году играет недавнюю премьеру — легкомысленное «Тапёр-шоу».
1 января театры традиционно отдыхают, почти все, но можно выбрать что-то достойное из богатой видеоколлекции спектаклей «Культура.РФ»: посмотреть, например, спектакль Российского академического молодежного театра «Денискины рассказы» — живьем его сыграют 4 и 8 января. Или — «Ладу, или Радость» Марины Брусникиной по прозе Тимура Кибирова — спектакль, авторы которого только что были отмечены премией правительства в области культуры.
Или — «Дядюшкин сон» Бориса Щедрина с Владимиром Зельдиным, Натальей Теняковой, спектакль, который в мирное время играют в театре «Модернъ», но в новогоднюю страду единственная возможность его увидеть — в хорошей записи, на «Культура.РФ».
2 января уже многие театры работают. Марина Неёлова на Другой сцене «Современника», то есть по старому своему адресу на Чистопрудном бульваре, сыграет «Шинель» — это версия Валерия Фокина, в которой Неёлова играет Башмачкина, то есть шинель эта — гоголевская. А «Современник» на Яузе предлагает провинциальную комедию «Деревенский анекдот».
В «Ленкоме» — снова «Юнона и Авось», а вот в Московском ТЮЗе 2 января — спектакль по Хармсу «Четвероногая ворона».
Еще скажу об одной новогодней кампании: в Центре имени Мейерхольда, как и в прошлом году, можно увидеть мандариновое представление «Антикварного цирка», зрелище недолгое, но очень остроумное, напоминающее тот новый французский цирк, который некоторое время тому назад открыл нам Чеховский международный театральный фестиваль.
3 января в Театре Олега Табакова — недавняя премьера «Буря. Вариации», спектакль Александра Марина по Шекспиру. «Современник» на Яузе играет «Золушку» Евгения Шварца, а Марк Розовский в своем театре «У Никитских ворот» полагает, что публика уже созрела, чтобы воспринимать сложные семейные истории — 3 января у них «Похороните меня за плинтусом», о трудном взрослении внука народного артиста СССР Всеволода Санаева.
4 января в Театре сатиры — «Таланты и поклонники». Комедия Островского в данном случае интересна не только фигурой постановщика — ставил Борис Морозов, — но и тем, что со дня премьеры, то есть уже лет 15, главную роль в этом спектакле играет народная артистка СССР Вера Васильева. В Театре мюзикла — номинированный на «Золотую маску» спектакль Олега Глушкова «Всё о Золушке», а вот в РАМТе — те самые «Денискины рассказы», это — днем, а вечером — спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Будденброки» по Томасу Манну. Карбаускис сейчас — главный режиссер Театра имени Маяковского, а в коллекции видеоспектаклей «Культура.РФ» есть их недавняя работа «Бердичев».
РАМТ работает ударно, часто — на всех трех сценах, и потому есть еще один очень хороший спектакль в их афише 4 января — страшная-страшная русская сказка «Медведко». Это режиссерский дебют замечательного актера Олега Долина.
В Образцовском кукольном театре — «Божественная комедия«, особенно актуальная в это время года, а в Театре Вахтангова — редкая возможность увидеть на сцене Максима Суханова, он сыграет заглавную роль в спектакле Владимира Мирзоева «Сирано де Бержерак».
Вообще, 4 января — богатый выбор. В Московском ТЮЗе — спектакль Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда» с Игорем Ясуловичем и Валерием Бариновым, а в «Мастерской Петра Фоменко» — «Сон в летнюю ночь», один из лучших спектаклей прошлого сезона, поставил его Иван Поповски (еще один раз в эти каникулы его сыграют 10 января).
Из того, что можно предложить на 5 января, выбираю «Вишневый сад» «Современника» на Яузе, премьеру «Старшего сына» Вампилова в театре «Сфера» и недавнюю премьеру Марины Брусникиной в Молодежном театре — «Кот стыда». В МХТ имени Чехова 5 января — кабаре Александра Молочникова «19.14».
6 января не смогу умолчать про свой собственный проект: несколько лет назад один из зрителей, пришедших на мой проект, предложил поговорить про запахи детства, идея мне понравилась, и мы несколько раз собирались, я приглашал хороших своих знакомых — актеров, писателей, поэтов, чтобы расспросить их про запахи детства. Получалось хорошо. И вот решили повторить в этом году, это случится 6 января в рамках проекта «Активного театра» в Боярских палатах СТД.
А «Современник» во Дворце на Яузе — с новогодней историей «…С наступающим!», где теперь партнером Сергея Гармаша стал Игорь Скляр: история про двух актеров, когда-то однокурсников, которых жизнь разбросала, как говорится, в разные концы. Комедия.
7 января в Театре на Малой Бронной — детективная история «Формалин», спектакль-расследование, пьесу написал современный российский писатель Анатолий Королёв, и это, по-моему, его дебют на московской сцене. Режиссер спектакля — Сергей Голомазов; одну из главных ролей играет — и очень хорошо играет — Иван Шабалтас.
В «Сфере» 7 января — «Безотцовщина»; в «Мастерской Петра Фоменко» — старый, но не стареющий спектакль «Волки и овцы», «фоменки» его бережно сохраняют в своем репертуаре: это из раннего их творчества, еще гитисовских времен старшего поколения «фоменок».
8 января на недавно открывшейся сцене Московского ТЮЗа — «Игры во флигеле». В том же переулке, где стоит и сам ТЮЗ, играют премьеру «По дороге в…» — еще одно обращение Гинкаса к «Преступлению и наказанию», в этот раз главным героем режиссер выбрал Свидригайлова, которого сыграл Игорь Гордин. В Театре им. Вахтангова — булгаковский «Бег» в постановке Юрия Бутусова.
9 января в Театре «Около дома Станиславского» — «Малыш и К.». Это из того, что нравится и детям, и взрослым — редкий вариант высококачественного и широкоформатного театра детского спектакля.
9 января в Театре Моссовета — «Римская комедия (Дион)», где главные роли играют Виктор Сухоруков, Георгий Тараторкин и Ольга Остроумова. Пьеса написана Леонидом Зориным полвека назад, но вот снова актуальна — и зрители снова аплодируют злободневным репликам.
9 января, а также и 10-го, в «Гоголь-центре» — спектакль Кирилла Серебренникова по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», спектакль длинный, с двумя антрактами, местами тяжелый, но — из тех, которые в финале дарят просветление. Просветление в финале трагедии древние греки называли катарсисом — вот что-то похожее испытываешь и в конце этого спектакля.
19 и 20 декабря
Новогодняя страда начинается
В Большом театре начинаются ежедневные и ежевечерние «Щелкунчики» — все ясно, новогодняя страда. «Щелкунчика» танцуют два раза, в 12:00 и в 19:00, впрочем, в субботу, 19 декабря, можно также увидеть и услышать премьеру оперы «Роделинда» Генделя, совместную с Английской оперой.
В субботу в Театре имени Моссовета — «Царство отца и сына», спектакль Юрия Ерёмина, который удачно соединил сразу две исторические хроники Алексея Константиновича Толстого — и про смерть Иоанна Грозного, и про царя Фёдора Иоанновича. Спектакль идет два с половиной часа, Грозного играет Александр Яцко, царевича Фёдора — Виктор Сухоруков. В Театре имени Пушкина — «Добрый человек из Сезуана», версия Юрия Бутусова; главную роль играет Александра Урсуляк. На Малой Бронной — «Формалин», одновременно и детектив, и интеллектуальная драма. Пьесу современного российского писателя Анатолия Королёва поставил Сергей Голомазов.
В «Гоголь-центре» — спектакль Кирилла Серебренникова «Обыкновенная история», где герои романа Ивана Гончарова переселены в наше время. Среди исполнителей — Алексей Агранович, он играет Адуева-старшего.
В «Мастерской Петра Фоменко» — спектакль Евгения Каменьковича по пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца»; старого капитана играет Карэн Бадалов.
В Российском академическом молодежном театре в полдень стартует театральная эпопея Тома Стоппарда и Алексея Бородина «Берег утопии», вся труппа на сцене, и это — 35 лет русской истории и истории европейской, становление и развитие социал-демократического движения, с любовями, изменами, не одна только политика.
Говоря про театр идей, нельзя не сказать и о «Бесах», которых сыграют в субботу в Театре Вахтангова. Это последний спектакль Юрия Любимова в драматическом театре.
В театре «Около дома Станиславского» вечером — «Малыш и К.», замечательный спектакль по сказке Линдгрен. Кстати, в богатой фильмотеке «Культура.РФ» есть и запись легендарного спектакля Театра сатиры с Карлсоном — Спартаком Мишулиным. Спектакль театра «Около» — совсем другой, другая, можно сказать, история.
Из детских могу порекомендовать спектакль театра «Практика» «Сказки роботов о настоящем человеке» Марии Литвиновой. Это в субботу.
В воскресенье, помимо двух «Щелкунчиков» в Большом, куда, конечно, можно пойти и детям, и родителям, обращаю внимание на страшную сказку в РАМТе — «Медведко»: это режиссерский дебют актера Олега Долина, играют дважды — в 14:30 и в 17:00.
В «Мастерской Петра Фоменко» — «Алиса в Зазеркалье» в постановке Ивана Поповского, начинают играть в 13:00.
В «Современнике» во Дворце на Яузе — «Игра в джин», там Лия Ахеджакова и Валентин Гафт. В Новом драматическом театре — премьера «Месяца в деревне», ставит Вячеслав Долгачёв. В Театре имени Маяковского — комедия Льва Толстого «Плоды просвещения» с Михаилом Филипповым, Галиной Анисимовой и Игорем Костолевским. А в Вахтанговском, на недавно открывшейся Новой сцене, — недавняя же премьера «Минетти»: историю старого австрийского актера играет Владимир Симонов — актер в самом расцвете сил.
12 и 13 декабря
Легендарная любовь Юрия Григоровича и новый «наступающий» в театре «Современник».
И в субботу, и в воскресенье в Большом театре снова танцуют «Легенду о любви». Впервые этот балет на сюжет восточной сказки хореограф Юрий Григорович поставил в Большом в 1965 году, и вот с тех самых пор, с некоторыми перерывами, иногда длительными, балет и живет. Нынешнее возобновление сделано было Юрием Николаевичем прошлой осенью. В субботу царицу Бану танцует Екатерина Шипулина, в воскресенье — Мария Аллаш.
В субботу, 12 декабря, в МХТ имени Чехова — ставшая снова модной пьеса Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», где все диалоги происходят в суде, во время бракоразводных процессов. В МХТ спектакль поставил Виктор Рыжаков; он идет без антракта, час сорок, — вот уже больше десяти лет.
Вот хороший спектакль для детей — в театре «Практика», поставила Мария Литвинова, называется «Сказки роботов о настоящем человеке», это по фантастической прозе Станислава Лема. Фантастической во всех смыслах: даже просто слушать текст приятно, а уж смотреть на сцену и радоваться многочисленным техническим ухищрениям, придуманным авторами для своих кукол-роботов, — большое и настоящее удовольствие.
В театре «Около дома Станиславского» в субботу — «Чевенгур», премьера этого уже сезона, замечательная, помимо прочих достоинств спектакля, тем еще, что режиссер Юрий Погребничко сумел поставить этот очень плотный текст Андрея Платонова так, что спектакль, собирая по пути еще реплики из Хемингуэя и Островского, идет всего час десять.
В «Театре.doc» в восемь вечера — проект Алексея Юдникова «Носитель: избранное». Юдников, имеющий уже немало постоянных поклонников этого проекта, раз в месяц пересказывает своими словами сюжет какого-нибудь — обычно какого-нибудь нового — фильма. Это и смешно, и при этом близко к тексту, то есть представление о фильме складывается, хотя главное, конечно, не в этом.
В воскресенье, 13 декабря, в Боярских палатах на Страстном — «Бемы» в исполнении актеров Мастерской Дмитрия Брусникина, поставил Михаил Мокеев. В «Ленкоме» — «Вальпургиева ночь», дань Марка Захарова одному из самых любимых текстов 80-х — поэме Венечки Ерофеева «Москва–Петушки». На главную роль рассказчика Захаров пригласил протагониста всех спектаклей последнего времени Богомолова — Игоря Миркурбанова, все главные эпизодические женские роли режиссер доверил дочери Александре Захаровой.
В Московском ТЮЗе — спектакль Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», из театральной трилогии режиссера по чеховским рассказам; в «Сфере» — «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову. В Театре Табакова — еще один спектакль по великой русской прозе: в данном случае это неоконченная повесть Толстого «Дьявол» — о страсти, которая буквально сводит с ума главного героя. Пожалуй, такой чувственности в русской прозе до того и не было, и после тоже было немного…
А «Современник» в воскресенье предлагает посмотреть новый вариант своего старого спектакля «С наступающим…» — новогодняя история, написанная и поставленная Родионом Овчинниковым, про двух актеров, один из которых успешен и доволен жизнью, другой, дожив до седых волос, продолжает зарабатывать дедморозничеством. Раньше играли Сергей Гармаш и Леонид Ярмольник, теперь Ярмольника заменил Игорь Скляр.
5 и 6 декабря
Что родит наш «Сон разума»
В субботу недавнюю премьеру «Сна разума» — новый спектакль Сергея Безрукова и его Губернского театра — сыграют на гастролях в «Барвиха Luxury Village». Этот спектакль — вольная фантазия театра по мотивам «Записок сумасшедшего» Гоголя. Безруков — и исполнитель, и режиссер, сочетание, конечно, не самое выгодное, но, как говорится, поживем — увидим.
В «Мастерской Петра Фоменко» в субботу — «Самое важное», спектакль Евгения Каменьковича по роману Михаила Шишкина «Венерин волос». Честно скажу: я сам несколько раз принимался читать роман, пять раз добирался до 70-й страницы, но дальше так и не продрался, а вот Каменькович — так ему это счастливо удалось — спектакль поставил не просто ясный, а какой-то кристальной чистоты, и все истории очень ясно и просто соединяются и выводят к разным небанальным мыслям.
В МХТ имени Чехова — «Мефисто». Многие помнят фильм с Брандауэром в главной роли — в МХТ эту главную роль актера, идущего на службу Третьего рейха, играет Алексей Кравченко. Режиссер — Адольф Шапиро, который умеет не прямолинейно, не в лоб проявить актуальность выбираемого материала.
И еще: и в субботу, и в воскресенье в «Гоголь-центре» — «Кому на Руси жить хорошо», премьера этого сезона, который, чего не скрывает Кирилл Серебренников, для его театра проходит в непростых финансовых условиях, но вот махину поэмы Некрасова, известной многим со школьной скамьи, поднять удалось. Сошлось, думается, главное: дробная форма некрасовской поэмы удачно совпала с клиповой формой сегодняшнего нашего мышления, это, на мой взгляд, поспособствовало удаче. Спектакль длинный, в трех действиях, заканчивается около одиннадцати, но третий акт, где солирует Евгения Добровольская, мне кажется, войдет потом в учебники, потому что таких высот трагедии в нашем сегодняшнем театре, признаюсь, я помню немного.
В воскресенье «Современник» во Дворце на Яузе сыграет спектакль Галины Волчек «Двое на качелях», теперь главную женскую роль играет Чулпан Хаматова. А на Другой сцене «Современника», которая по-прежнему располагается на Чистых прудах, в воскресенье — «Загадочное ночное убийство собаки», детективная история, в которой мальчика-аутиста играет Шамиль Хаматов.
В «Студии театрального искусства» — одна из рождественских сказок Диккенса «Битва жизни», ставил Сергей Женовач. В Театре Табакова — премьера: Марина Брусникина обратилась к прозе Платонова, ее новый спектакль называется «Епифанские шлюзы». В Театре Пушкина — американская эпистолярная мелодрама «Любовь. Письма», где играют двое — Владимир Меньшов и Вера Алентова.
А в филиале Малого театра на Большой Ордынке — старый спектакль Женовача «Правда — хорошо, а счастье лучше», там можно увидеть Василия Бочкарева, Людмилу Полякову, Глеба Подгородинского и Евгению Глушенко. Это — другой Женовач, непохожий на себя же в «Студии театрального искусства».
28 и 29 ноября
Герои нашего времени — в Большом и не только.
Нынешние выходные в Большом театре пройдут под звездой «Героя нашего времени» — балета, который поставил как режиссер Кирилл Серебренников, до того, кажется, интересовавшийся лишь оперой — в том, что касается музыкального театра. И вышло, по-моему, не просто интересно, а хорошо. В субботу — даже два спектакля, в полдень и в семь вечера, в воскресенье — один, вечерний.
В Российском академическом молодежном театре днем в субботу — «Денискины рассказы» по Драгунскому, где взрослые актеры, прямо-таки как в старом ТЮЗе, играют малышню, но выходит это забавно, весело — ровно так, как того и требуют ироничные рассказы Драгунского.
В «Геликон-опере» в субботу — «Садко», первая премьера на исторической сцене театра на Большой Никитской; ставил, разумеется, Дмитрий Бертман.
В Театре сатиры — «Роковое влечение», история про стареющую голливудскую актрису и ее позднее и сильное чувство. В другом случае вышло бы просто смешно, но в исполнении Веры Васильевой получается по-настоящему страстная история — хотя ставил Андрей Житинкин, от которого, к сожалению, многого и хорошего ждать не приходится.
В «Современнике», который свои большие спектакли играет в этом сезоне во Дворце на Яузе, — недавняя премьера «Декамерона»: не всей книги Боккаччо, всего-то нескольких фривольных историй. Среди исполнителей — Никита Ефремов, актер редкого обаяния, которого вся страна узнала после выхода на экраны сериала «Лондонград».
В «Театре наций» на Малой сцене в восемь вечера — «Жанна», пьеса Ярославы Пулинович про наше время и про Россию, а бизнесвумен с несчастливой личной жизнью играет Ингеборга Дапкунайте.
В Студии театрального искусства — «Москва–Петушки» по поэме Венедикта Ерофеева: спектакль Сергея Женовача с Алексеем Вертковым в роли рассказчика — главного героя.
В «Театре.doc» — «24+»: так вот иронично назвал свой новый спектакль Михаил Угаров, который историю про измену и поиски правды в личной жизни написал в четыре руки с Максимом Курочкиным. Актеры в какой-то момент раздеваются до конца, но это не делает спектакль хуже.
На Другой сцене «Современника» — «Посвящается Ялте»: спектакль Артура Смольянинова, в котором на сцене он сам и виолончелист Борис Андрианов, играет Шнитке — идеально, надо признать, подошедший к стихам Бродского.
В воскресенье, помимо уже объявленного «Героя нашего времени», «Шейлок» в театре Et Cetera — заглавную роль играет Александр Калягин.
В театре «Около дома Станиславского» — «Оккупация — милое дело. О, Федерико!», спектакль Юрия Погребничко.
В филиале Театра имени Маяковского — комедия Островского «Не все коту Масленица» в классической интерпретации классика советского, а теперь уже и русского театра — режиссера Леонида Хейфеца; а в Ермоловском театре — «Фотофиниш», где на сцену выходит еще один патриарх. Это история, в которой герой встречается сам с собою, но разного возраста: есть тут и 20-летний, и 40-летний, и герой в 60 лет, а вот самого старшего, 80-летнего, играет 85-летний народный артист СССР Владимир Андреев, что и делает спектакль неординарным событием.
21 и 22 ноября
В субботу и в воскресенье в «Геликон-опере» можно увидеть и услышать «Диалоги кармелиток»: оперу Франсиса Пуленка поставили еще до переезда театра на Новый Арбат, и это был тогда, пожалуй, и один из самых стильных спектаклей театра, и один из самых лучших и самых сильных. И вот спектакль возвращается домой, на историческую сцену театра. Историю женского монастыря времен Великой Французской революции поставил худрук театра Дмитрий Бертман, за пультом — дирижер-постановщик спектакля Владимир Понькин.
В Et Cetera у Александра Калягина — «Морфий», спектакль Владимира Панкова, который, как многие знают, когда-то изобрел такое понятие — «саундрама»и даже создал одноименную группу. С тех пор, за что бы он ни взялся, всё у него — саундрама, то есть любой звук в спектакле становится частью музыкальной партитуры. Булгаковский «Морфий» оказался благодатной почвой для такого вот преобразования.
«Современник», который в этом сезоне свои большие спектакли играет во Дворце на Яузе, в субботу дает «Декамерон»: первая премьера на этой сцене, из названия можно понять, что по роману Боккаччо, ставил Кирилл Вытоптов. Из многочисленных новелл он выбрал всего четыре. Среди исполнителей — Никита Ефремов, обаяние которого телезрители сумели по достоинству оценить после выхода сериала «Лондонград».
В Российском академическом молодежном театре вечером — «Мушкетеры»: спектакль — один сплошной сценический бой, психологических тонкостей не ждите, да и с сюжетом лучше познакомиться заранее. Впрочем, сюжет более-менее известен хотя бы по мультфильму о схватке кошек и собак по мотивам романа Дюма. В Молодежном театре все силы бросили на то, чтобы показать мастерство сценического боя, и, надо отдать должное актерам, им это удается.
В «Мастерской Петра Фоменко» сегодня — «Улисс», роман Джойса, который до конца дочитали немногие; поставил Евгений Каменькович, идет уже не первый сезон. Спектакль длинный — около пяти с половиной часов, поэтому и начинают играть раньше привычных для многих семи часов вечера.
И еще: в субботу вечером в Доме журналиста обещают творческий вечер Романа Карцева. Когда-то участник дуэта Карцев — Ильченко, он был среди самых популярных артистов советской эстрады. Это они с Ильченко исполняли знаменитый диалог Жванецкого про раков, которые вчера по три, но маленькие, а сегодня по пять, но о-о-о-ч-ч-чень большие. После смерти Ильченко Карцев осиротел, а потом и Жванецкий перестал нуждаться в других исполнителях. Но актер Карцев хороший, и вот — редкая возможность убедиться в этом.
В воскресенье в Московском ТЮЗе — «С любимыми не расставайтесь», это по Александру Володину. Все диалоги пьесы разворачиваются на бракоразводных процессах в зале суда, судью в спектакле Генриетты Яновской, несчастную женщину без какого бы то ни было намека на семейное благополучие, играет Виктория Верберг.
В Молодежном театре в воскресенье — «Леля и Минька», это по детским рассказам Михаила Зощенко. Вечером в Пушкинском театре — «Тартюф» Мольера. В театре «У Никитских ворот» — «Песни нашей коммуналки», этакий зимний квартирный вариант «Песен нашего двора».
В «Театре.doc» в восемь вечера — проект «Носитель: избранное». Актер Алексей Юдников уже успел благодаря этому своему проекту обрасти десятком, а то и несколькими десятками верных поклонников и поклонниц, которые не пропускают ни одного представления: примерно раз в месяц Юдников приходит в «Doc», чтобы пересказать своими словами какой-нибудь свежевышедший фильм, чаще — новый, редко — какое-нибудь ретро. И это, скажу вам, здорово, хотя Юдников и старается держаться оригинального хронометража, так что фильмы, которые идут по три часа, он примерно так же долго и пересказывает.
14 и 15 ноября
Как бы то ни было, а нынешние выходные, на мой взгляд, проходят в Москве под знаком «Садко», поскольку это — первая премьера, которую театр «Геликон-опера» выпускает в своем заново обретенном историческом здании на Большой Никитской. Скромность — не то качество, которое должно украшать театрального деятеля, и — идя по стопам Большого театра — «Геликон-опера» это событие называет именно так: открытие исторической сцены.
Возможно, я ошибаюсь, но, по-моему, много-много лет назад «Садко» стал чуть ли не первым спектаклем, который Дмитрий Бертман (художественный руководитель театра «Геликон-опера». — Прим. «Культура.РФ») маленьким мальчиком увидел в Большом театре, и вот — такое возвращение к сильным детским впечатлениям. Тогда ведь в дневных спектаклях Большого в «Садко» пели Ирина Архипова, Александр Огнивцев, другие народные артисты, звезды советской оперы. Для «Геликон-оперы», кроме прочего, эта первая премьера станет еще и серьезным испытанием на прочность: прежде ведь многое ей прощалось — не в своем здании, в чужих стенах бывшего конференц-зала, в помещении, совершенно не приспособленном для оперных спектаклей.
Теперь всё по-другому: зал, оборудованный новейшим световым и прочим оборудованием, интерьеры — тоже прекрасные. В общем, твори, выдумывай, пробуй…
«Садко» в «Геликон-опере» — и в субботу, и в воскресенье.
В субботу в «Гоголь-центре» — «Девять», один из целой серии спектаклей, которые в этом театре поставили по мотивам известных киносценариев, в данном случае в основе — «Девять дней одного года», когда-то культовый фильм советской оттепели, поставивший вопрос о физиках и лириках («Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…»).
«Современник» свои большие спектакли играет в этом сезоне во Дворце на Яузе, и вот в субботу — «Крутой маршрут», спектакль Галины Волчек, идущий с конца 80-х, то есть вышедший еще на излете перестройки, но и сегодня идет с аншлагами, хотя сама лагерная тема и развенчание культа личности сейчас, кажется порою, тема уже не модная. Волчек — из тех, кто умеет ставить спектакли многонаселенные, и тут — мощные массовые сцены, в которых занята почти вся труппа театра и уж точно весь женский состав. В основе «Маршрута» — автобиографическая повесть Евгении Гинзбург, в главной роли — неизменно Марина Неёлова.
В МХТ имени Чехова в субботу завершается программа топ-5, то есть серии из пяти спектаклей с участием юбиляра Олега Табакова; сегодня — юбилейный вечер, который ставил Константин Богомолов.
В Молодежном театре — «Будденброки» по роману Томаса Манна, такой вот немецкий вариант нашего «Вишневого сада», история распада семейного гнезда; ставил Миндаугас Карбаускис.
В Театре имени Вахтангова — «Бег» Булгакова в постановке Юрия Бутусова, спектакль недавно был объявлен среди номинантов «Золотой маски». А вот обещанную премьеру «Подростка» на Новой сцене сегодня не сыграют: худрук Вахтанговского театра Римас Туминас отложил эту премьеру.
В «Мастерской Петра Фоменко» — «Самое важное», спектакль Евгения Каменьковича по роману Михаила Шишкина «Венерин волос», роман непростой в чтении, я лично начинал читать его пять раз, добирался с трудом до 50-й, потом до 70-й страницы, а спектакль Каменьковича сделан очень ясным, прозрачным, хотя и точно соответствует написанному.
Это всё в субботу.
В воскресенье, помимо уже анонсированного «Садко», в Театре имени Образцова — неувядающий «Необыкновенный концерт»; начинают они играть не в семь, а в шесть вечера.
В Театре имени Моссовета — «Царство отца и сына», Юрий Ерёмин очень удачно соединил и сократил две исторические хроники Алексея Константиновича Толстого — про Ивана Грозного и царя Федора Иоанновича, первого играет Александр Яцко, второго — Виктор Сухоруков.
Во Дворце на Яузе — спектакль «Современника» «Горе от ума»; его поставил Римас Туминас, он довольно вольно обошелся с текстом, но духу Грибоедова не изменил. В роли Фамусова — Сергей Гармаш.
Добрые рецензии Григория Заславского
Известный театральный критик рассказывает о спектаклях.
«Этот спектакль — выставка достижения актерских возможностей, перевоплощения, совместного существования всей труппы, воспитанной Бородиным. Очень здорово, что режиссер увидел в этих одноактовках Чехова зачатки или потенциал к долгой и длинной истории».
«Это спектакль очень высокой культуры театра. Молодой режиссер берет драму Островского «Гроза» в чистом виде, и в этом есть определенная смелость. Это очень продуманная история, в которой ты даже не сразу понимаешь, кто именно интересен режиссеру — Кабаниха, или Борис, или Катерина».
«В этой пьесе — три истории, три встречи героев: 1947, 1957, 1967 год. Соответственно, герои должны были взрослеть. В разных спектаклях к этому подходили по-разному: давали эти роли совсем молодым актерам, с тем чтобы они взрослели и играли возраст, или, как это было в первом спектакле, когда Ульянов получил эту роль в возрасте явно старше первого его поколения. Вот этот опыт позволял эту историю утяжелить трагическим поворотом».
«Танго — один из самых страстных, предельных танцев. Для очень многих его недругов в начале XX века он был чем-то безнравственным. Танго — это танец, где впервые партнеры сходятся так близко. Спектакль «В ожидании танго» — тот самый актерский танец, который показывает, что драматическая игра актера нужна во время танца так же, как и во время разговоров».
«Сюжет «Старомодной комедии» разворачивается на берегу Балтийского моря, в каком-то прекрасном санатории, куда приехала и где всячески срывает распорядок дня героиня. Главный герой — директор пансионата — привязан к этому месту. Дополнительной краски добавляло то, что исполнители главных ролей были в жизни мужем и женой».
«В этом театре играют только о том, что волнует зрителей на самом деле. «Театр.doc» — лакмусовая бумажка для общества. Здесь чувствуется движение общественной мысли. Саша Денисова, автор этой пьесы, не пишет манифест нового поколения, но пытается выкристаллизовать его, вытащить из героев, с которыми она росла, всю суть».