Бердичев
Пьеса Фридриха Горенштейна «Бердичев» ранее не ставилась, так что спектакль Театра им. Маяковского — мировая премьера. Можно без преувеличения назвать «Бердичев» семейной сагой. Действие охватывает огромный временной отрезок — с 1945 по 1975 год. Кто-то из критиков остроумно сравнил спектакль по пьесе Горенштейна с сериалом. Действительно, тут множество персонажей, сюжетных линий, которых хватило бы на десяток-другой серий. Спектакль очень «многонаселенный». Как, собственно, дом, в котором живет семья Капцан-Луцких, главных героев.
«Бердичев» — во многом автобиографическое произведение. Фридрих Горенштейн рано потерял родителей и воспитывался тетками в Бердичеве. Их образы и даже имена он воспроизвел в своей пьесе. Рахиль и Злота живут в одной квартире и растят племянника-сироту Вилю (читай — Фридриха). У каждой из сестер есть взрослые дети, замужние и женатые, а у тех свои новоприобретенные родственники. Система родственных связей в семействе героев «Бердичева» чрезвычайно прихотлива и напоминает схему обширного клана Форсайтов в романе Джона Голсуорси…
Авторы спектакля постарались создать атмосферу шумного еврейского дома, где люди одинаково темпераментно хвалят и проклинают друг друга. Тетка Рахиль — сильная женщина, в суждениях и оценках она не знает полутонов. А ее сестра Злота — портниха, она ежедневно принимает на дому заказчиц и вынуждена извиняться за выходки Рахили. «Актеры, особенно исполнительницы главных ролей, проделали большую работу, чтобы выучить, присвоить и сделать для себя естественной колоритную характерность — написал критик Роман Должанский («Коммерсант»). — Граница, за которой лежит уже карикатурная фольклорность, не перейдена».
Создавая образ Вили, Горенштейн проявил чудеса самокритицизма. Злобный мальчишка воспринял от шумной тетки Рахили манеру чуть что проклинать человека, даже близкого. «Сама ты воровка…» — цедит Виля в адрес Рахили и показывает ей дулю. «Я воровка? Чтоб ты лежал и гнил, если я воровка!» — заводится тетка. Так начинается эта история. Градус накала в отношениях домочадцев задан сразу.
Жизнь персонажей протекает в типичном для послевоенных десятилетий интерьере. Кстати, создатели спектакля любовно и кропотливо собирали настоящие составляющие этого мира. Дом Рахили и Злоты буквально дышит на сцене, многое в нем заставляет ностальгически сжаться зрительское сердце. Разномастные шифоньеры, кровати с железными спинками, швейная машинка «Зингер», салфеточки «ришелье»… И конечно, величественный буфет — центр домашнего космоса. «У «Бердичева» есть все, чтобы стать хитом, — писала критик Елена Смородинова («Вечерняя Москва»), — и декорации из настоящих, а не бутафорских вещей, и текст, который можно разобрать на цитаты, и точная актерская игра. Возникает ощущение невероятного тепла и человечности — того, о котором вспоминают, ностальгируя о человеке советском».
Спектакль Никиты Кобелева высоко оценен критиками и зрителями, причем не только московскими. «Бердичев» уже был показан на нескольких фестивалях, в числе которых — израильский смотр «Гешер».