Лада, или Радость
Спектакль создан на основе повести Тимура Кибирова «Лада, или Радость» — она стала первым опытом известного поэта в прозаическом жанре. Главная героиня этой истории — собака Лада. Ее приручила во время летних каникул школьница Лиза. Когда же девочке пришло время возвращаться из деревни в город, собаку оставили соседке, деревенской старушке Егоровне. Лада тяжело переживает расставание с первой хозяйкой, воет ночами. Но потом начинает верно служить Егоровне. Старуха живет одна, муж и сын ее умерли. Лада становится ей другом и защитником. Однажды, например, собака самоотверженно отогнала от Егоровны волков, но те успели изрядно погрызть Ладу. Раненой собаке вызвали скорую помощь, но приехавший врач страшно раскричалась: как посмели отрывать от дела, как додумались вызвать «человеческих» врачей к собаке?! Если бы не сердобольный медбрат — неизвестно, выжила бы Лада. Но мир не без добрых людей.
Делать по повести инсценировку в данном случае не пришлось. Дело в том что постановщик этого спектакля — Марина Брусникина — работает именно с прозой. Критики давно дали определение корпусу ее спектаклей — «литературный театр». На сцене МХТ им. Чехова уже много лет идут ее спектакли-композиции по произведениям Людмилы Улицкой («Сонечка»), Виктора Астафьева («Пролетный гусь»); ставила Брусникина и в Театре им. Пушкина, и в «Сатириконе». Особенность ее метода в том, что на исполнителей раскладываются не только реплики, монологи персонажей, но и текст от автора. И тем не менее это не художественное чтение, это драматический театр.
Спектакль «Лада, или Радость» идет в условиях довольно непривычных: на сцене установлен деревянный пандус в форме неровной деревенской дороги, с провалами и кочками, — на нем и играют актеры, а вокруг пандуса, также на сцене, сидят зрители. Ладу играет Нелли Уварова. Она одета в обычную одежду, ни прицепного хвоста, ни накладных ушей на актрисе нет. Потому что нет нужды в атрибутах детского утренника, степень условности здесь высока. «На широком волнистом пандусе, установленном на сцене в окружении зрителей, в то время как зал остается пустым и внушает холодное безразличие, исполнители ведут себя как истинные эквилибристы, — пишет критик Любовь Лебедина (газета «Трибуна»). — Они стремительно летают с горки, проползают на животе целые километры, прячутся в люки, появляются в самых неожиданных местах, как партизаны. И вообще, нет ничего такого, чего бы они не смогли сделать, ибо им нравится играть деревенскую балладу о «Ноевом ковчеге», заблудившемся в безлюдных просторах России». Действительно, тема российской деревни звучит в повести и спектакле пронзительно, без разоблачительной интонации, без причитаний. Недаром центральный персонаж тут собака — существо, способное любить беззаветно, беспричинно, просто любить и все. Примером своей абсолютной преданности и любви Лада заражает жителей деревни Колдуны. Жизнь их трудна, порой беспросветна. Но они способны оставить суету и обратиться мыслями к чему-то высшему. В спектакле этим порывам найдено эквивалентное воплощение в виде хорового исполнения «духовных стихов» о жалком человеке и божественной любви.