Посмотреть и уничтожить: вандализм в художественных музеях

Чаще всего вандалы покушаются на картины Рембрандта и Леонардо да Винчи. Одно из самых охраняемых в мире полотен — «Мона Лиза» — за последние 60 лет четыре раза пытались уничтожить или испортить. Творения Рембрандта страдают не меньше. Людей с неуравновешенной психикой чаще всего привлекает «Ночной дозор», написанный в 1642 году. Но одним из самых громких случаев вандализма считается покушение на его «Данаю» в питерском Эрмитаже.

«Даная» Рембрандта

В 1985 году 48-летний литовец Бронюс Майгис в Эрмитаже несколько раз ударил полотно ножом, после чего плеснул в него кислотой. Операция по спасению шедевра началась немедленно, и тем не менее была утрачена почти треть живописного полотна. Основной урон пришелся на самую ценную часть — женскую фигуру.
Реставрация картины заняла около 12 лет. Бронюс Майгис был задержан, ему поставили диагноз «вялотекущая шизофрения». И шесть лет он провел в психиатрической лечебнице.

«Воскресение Христово» и «Святое семейство» Василия Верещагина

Василий Верещагин. Воскресение Христово. 1884–1885
Василий Верещагин. Святое семейство. 1884–1885
Эти полотна облил соляной кислотой в 1885 году в Вене один из религиозных фанатиков. К счастью для полотен, повреждения оказались незначительными и легко поправимыми.
В Австрии духовенство всячески призывало горожан обходить выставку стороной, в соборах служили очистительные мессы, а для увидевших полотна были предусмотрены три дня покаяния. По словам критиков, работы умаляли духовную ценность описываемых сцен и подрывали основные догматы христианства. В Российской империи эти картины были запрещены.

«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина

В 1913 году в Третьяковке
старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» бросился с ножом на картину, серьезно повредив ее.
Полотно воскрешали втроем: реставратор Дмитрий Богословский восстанавливал целостность холста; Илья Репин «переписывал» лицо; художник и реставратор Игорь Грабарь, заметивший, что Репин выполнил испорченные фрагменты в несоответствующих цветовому облику остальной картины тонах, смыл новый «культурный слой» и восстановил поврежденные участки, стремясь воссоздать родные оттенки произведения.
Абрам Балашов некоторое время провел в психиатрической клинике. Московские газеты того времени писали, что он то буйствовал, то впадал в апатию, то утверждал, что повредил картину, чтобы прославиться.

«Супрематизм» Казимира Малевича

В амстердамском музее Стеделийк 4 января 1997 года художник Александр Бренер нарисовал на картине знак доллара баллончиком с зеленой краской. По его словам, это был своеобразный протест против коммерциализации искусства.
Мнения общественности о поступке Александра Бренера разделились: большинство посчитали его деструктивным и антикультурным, но были и те, кто заявил, что художник создал на основе полотна Малевича собственное произведение искусства.
Впрочем, суд не оценил творческого порыва, приговорив Бренера к пяти месяцам тюремного заключения, а также к пяти месяцам условного срока, двухлетнему запрету на посещение музея и компенсации реставрационных работ, которые обошлись в 10 тысяч долларов.
Автор: Диана Тесленко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна