Екатерина Максимова

Она говорила: «Неважно, где танцевать, важно — танцевать». И до последних лет танцевала. Ученица Галины Улановой
, одна из главных артисток Юрия Григоровича, любимая женщина Владимира Васильева
. Вспоминаем ее работы и восхищаемся талантом.

Балет «Каменный цветок» Сергея Прокофьева
, первый поставленный Юрием Григоровичем балет, — спектакль строгого вкуса, художественного такта.
Все чувства целомудренно сдержаны, затаены. Даже ярмарочный разгул, буйство хмельных гуляк передается в балете с удивительным чувством меры. Сила фантазии соединяется с лаконичностью, не допускающей ничего лишнего.

В 1978 году Владимир Васильев поставил в Большом театре
три одноактных балета под общим названием «Эти чарующие звуки…».
Премьера прошла с большим успехом: балет оценила не только публика, но и самые взыскательные люди театра — после окончания спектакля аплодировали не только артисты балетной труппы, пришедшие посмотреть спектакль из-за кулис, но и все оркестранты, а такое случается крайне редко.

В 1980 году французский хореограф Пьер Лакотт ставил балет «Натали, или Швейцарская молочница». Первой исполнительницей заглавной партии стала Екатерина Максимова. Головокружительному успеху предшествовали мучительные репетиции.
Коллеги говорят, что ее требовательность к себе не имела границ. Иногда во время репетиции в кабинет руководителей театра врывался раздраженный хореограф, за ним еле поспевала переводчица: «Сделайте хоть что-нибудь, она опять говорит, что все плохо и у нее точно не получится…».

Балет «Анюта» едва ли не единственный случай в истории, когда хореографическая постановка была придумана специально для экранной версии и лишь потом перенесена на театральную сцену. Телевизионный фильм-балет «Анюта», поставленный сценаристом и режиссером Александром Белинским и балетмейстером Владимиром Васильевым в 1982 году, основывался на рассказе Антона Чехова
«Анна на шее»
.
Режиссер давно мечтал соединить один из чеховских сюжетов с балетным искусством, ходил вокруг да около, примеривался к «Скверному анекдоту». Но однажды, по воспоминаниям Екатерины Максимовой, Белинский «услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма.

С этой постановки Юрия Григоровича словно зародилась иная балетная цивилизация. Балетмейстер на редкость органично сочетал традиции и новаторство. Его танцевальная лексика обрела полифоническое звучание. «Спартак» — это спектакль о высоких человеческих страстях.
Когда в «Спартаке» танцевали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, возникала тема «девочка и герой», «лирика и сила». Большеглазая, миниатюрная, пропорционально сложенная и подвижная, Максимова в роли Фригии оттеняла мужественность партнера. Эстетическая новизна партии, содержавшая множество сложных элементов и акробатических поддержек, оказалась органичной для Максимовой. Сочетав античную природу пластики с остросовременной техникой, балерина показала Фригию «во плоти» — любящую, преданную, страдающую и сострадающую.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна