Спартак
Языком хореографии рассказана версия исторических событий, потрясших устои древнего Рима.
Согласно либретто Н. Волкова, отредактированного Ю. Григоровичем, победителем возвращается в Рим полководец-патриций Красс. Участь пленных — стать рабами, в том числе гладиаторами, участниками кровавых битв на цирковых аренах, развлекающими жестокосердную знать.
Среди пленных мужественный и гордый Спартак, остро переживающий потерю свободы. Но еще трагичнее для него разлука с любимой Фригией. Став невольниками, они разделены, и теперь Фригия, которая тоже тоскует по Спартаку, находится в услужении у Красса. Новая рабыня привлекает внимание хозяина, но это совсем не нравится его наложнице — куртизанке Эгине, которая пытается распалить страсть Красса. В результате разнузданной оргии озверевший Красс приказывает устроить слепой бой гладиаторов. Когда с оставшегося в живых бойца снимают шлем без прорезей для глаз, становится ясно, что победу одержал Спартак. Для него убийство товарища — последняя капля. Спартак решается на восстание и призывает друзей-гладиаторов присоединиться к нему…
Первая постановка балета «Спартак» состоялась 27 декабря 1956 г. на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (в настоящее время — Мариинский театр). Балетмейстер-постановщик Л.В. Якобсон.
В Большом театре балет впервые был поставлен 11 марта 1958 года хореографом И.А. Моисеевым.
В редакции Ю. Григоровича премьера «Спартака» состоялась 9 апреля 1968 (художник С.Б. Вирсаладзе, дирижёр Г.Н. Рождественский). В 1970 году постановка балета «Спартак» в редакции Ю. Григоровича была отмечена Ленинской премией СССР.
«…Может быть, и есть балеты более интересные, более захватывающие, более эмоциональные. Но чтобы один балет соединял в себе все эти черты — трудно поверить, до того захватывает дыхание замечательный, неостанавливающийся танец — самое мощное оружие Большого.
Постановка Григоровича — адское пламя, проходящее через все настроение балета без единой передышки», — писала газета «Дейли мэйл».
С постановки Григоровича словно зародилась иная балетная цивилизация. Балетмейстер на редкость органично сочетал традиции и новаторство. Его танцевальная лексика обрела полифоническое звучание. «Спартак» — это спектакль о высоких человеческих страстях. Он создан масштабно, крупными мазками, на основе сквозной режиссуры. Герои переводят действие из одной сцены в другую. Форма спектакля удивительна и поистине гениальна, она поражает именно пониманием современного зрительского восприятия. Между зрителем, балетмейстером и исполнителями возникает незримая, но прочная связь.
В музыке Хачатуряна балетмейстер почерпнул подлинный героический пафос темы и образности, обнажив в своем «Спартаке» глубинные драматургические контрасты партитуры.
«Спартак» — балет героический, мужской. Он пышет энергией и витальной силой, доступной далеко не каждой труппе, а в идеале — лишь труппе Большого театра. Не случайно спектакль заставил говорить о новаторстве Григоровича, его смелых поисках в области обновления хореографической лексики, а также о поразительных сценических находках. Возникла совершенно иная роль кордебалета, расширились пределы мужского танца.
Характерный танец соединился с эстетикой чистой классики, изобретательно-изощренными предстали танцевальные композиции и дуэты.
Впервые два героя-антипода стали равновеликими. Они затанцевали.
Легендой стал главный герой в исполнении Владимира Васильева. Виртуозный танцовщик, он раскрылся здесь как философ, постигающий смысл и цену героического деяния. Оставаясь совершенным в своей пластической выразительности, артист вышел в иные драматические сферы.
Второй легендой стал Красс Мариса Лиепы. Его хищные прыжки и тяжелая поступь, попирающая землю и человеческие судьбы, сменялись исступлением развращенного и пресыщенного диктатора.
Контрастными стали и два антагонистичных женских образа. Нину Тимофееву называли лучшей Эгиной. Она прочувствовала психологию образа циничной куртизанки, которая по существу правила Римом. В агрессивной упругости ее прыжков, повелительных жестах, откровенных позах читался характер властный и бесстыдный. Технически выверенный танец нес этот отпечаток распутной и эгоистичной соблазнительницы. Устоять перед напором ее танца было практически невозможно. В роли Эгины раскрылся большой драматический дар балерины.
Когда в «Спартаке» танцевали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, возникала тема «девочка и герой», «лирика и сила». Большеглазая, миниатюрная, пропорционально сложенная и подвижная Максимова в роли Фригии оттеняла мужественность партера. Эстетическая новизна партии, содержавшая множество сложных элементов и акробатических поддержек, оказалась органичной для Максимовой. Сочетав античную природу пластики с остросовременной техникой, балерина показала Фригию «во плоти» — любящую, преданную, страдающую и сострадающую.
Настоящая запись представляет спектакль, снятый на пленку в 1970 году с премьерным составом исполнителей.