История одного балета: «Баядерка»
Балет «Баядерка» Мариус Петипа поставил в 1877 году, чтобы отметить бенефис — сольное выступление балерины Екатерины Вазем. Впервые постановку о храмовой танцовщице, которая попала в несколько любовных треугольников и стала жертвой ревности, увидели зрители петербургского Большого, или Каменного, театра — в наши дни это сцена Консерватории. Спектакль пользовался любовью зрителей и даже выдержал советскую атаку на «буржуазное искусство» в 1920-е годы. Однако в наши дни этот балет идет не в оригинальном виде. «Культура.РФ» рассказывает, как менялась «Баядерка» на протяжении XX столетия.
Сюжет «Баядерки» сегодня
Балет рассказывает историю двух любовных треугольников, в которых участвует храмовая танцовщица — баядерка Никия. В девушку влюблены воин Солор — их чувства взаимны — и Великий брамин, главный жрец храма, к нему Никия равнодушна.
История начинается в момент тайной встречи Никии и Солора. Баядерки не могут вступать отношения с мужчинами, нужно скрывать роман. Однако влюбленных заметил Великий брамин. Он решил избавиться от соперника и отправился к радже Дугманте, его дочь Гамзатти тоже влюблена в воина. Брамин уговорил властителя объявить о браке Солора и Гамзатти.
Царевна ревнует жениха. Она вызвала к себе во дворец Никию и потребовала, чтобы та отреклась от возлюбленного. Баядерка отказалась и навлекла на себя ее гнев: дочь раджи пообещала расквитаться с ней.
Когда во дворце начался праздник в честь Гамзатти и Солора, гостей развлекали приглашенные артисты, в том числе и Никия. Она исполняла для будущих супругов прощальный танец. А затем танцовщице вынесли корзинку с цветами, Никия приняла дар и упала: среди растений пряталась ядовитая змея. Баядерка умерла на глазах гостей и любимого.
Солор долго тосковал по Никии. Ему стало мерещиться таинственное царство теней — место, где обитают души погибших молодых женщин. Среди них Солор заметил и Никию. В заключительном акте влюбленные танцуют вместе с призраками.
Почему говорят об утерянном акте?
В наши дни этот балет в большинстве театров идет в трех актах. В первом зрители узнают завязку; во втором происходит праздник во дворце; в третьем, финальном, появляется «Царство теней» — одна из самых известных картин Петипа, ее иногда даже играют отдельно.
Но так «Баядерка» выглядела не всегда. В XIX веке в первом акте действие начиналось со встречи Никии и Солора и ритуала в храме. Второй акт состоял из двух частей: в сцене «Две соперницы» происходил разговор Гамзатти и Никии, а в «Смерти баядерки» день рождения Гамзатти заканчивался убийством. В этой картине не было танцев на пуантах — Петипа собрал номера, близкие к народным, их исполняли на каблуках. Третий акт соответствовал современному, а уже за «Царством теней» следовала трагическая развязка в реальном мире. Это и было четвертое действие, свадьба Солора и Гамзатти с пышными танцами во дворце. Среди радостных гостей появлялась тень мертвой Никии, которую видел лишь Солор. Когда молодожены исполняли свадебный танец, в него периодически включалась баядерка, и дуэт превращался в трио. После танца Гамзатти получала такую же корзинку с цветами, как и Никия, пугалась и замечала тень убитой соперницы. Царевна в ужасе бросалась к отцу. Великий брамин поспешно устраивал свадебный ритуал. Гремел гром, сверкали молнии, а в момент, когда жрец соединял руки Гамзатти и Солора, начиналось землетрясение. Храм рушился и погребал под собой героев — так боги наказывали их за убийство баядерки. В финале зрители видели склоны Гималаев под дождем, тень Никии и дух Солора.
Именно эта часть исчезла из балета в начале XX века. Современники нередко отзывались о последнем действии прохладно. Историк балета Юрий Слонимский писал: «Впечатление было велико. Не от самого финала, когда под театральные громы и молнии массивные стены дворца (сделанные, кстати сказать, из легких кубов, обтянутых холстом) рассыпались, погребая под собой участников торжества, — это оставило меня равнодушным». Театроведы позже называли четвертый акт «единственно возможным», ведь композиция требовала логического завершения. Исследователь романтического балета Алла Груцинова писала об этой истории: «…все злодеи должны быть наказаны, все колеблющиеся — сделать наконец окончательный выбор, а невинные жертвы — отомщены или оправданы». Таким образом, хореографическая и драматургическая кульминации спектакля не совпадали — современники балета считали танцы в «Царстве теней» самыми захватывающими, но общая композиция соответствовала художественным идеалам XIX века.
Читайте также:
Когда и как потерялся целый акт?
Трехактной «Баядерка» стала в начале XX века. Произошло это во многом из-за бытовых условий.
В московском Большом театре четвертый акт не играли уже в постановке Александра Горского 1907 года. Балетмейстер возглавил труппу в 1902 году и заслужил известность своим стремлением сделать балет более реалистичным, приблизить его к методу Художественного театра. Однако акт с «карой богов» в его версии купировали не из-за неправдоподобности, а потому, что к премьере сложные декорации и машинерия не успели приехать из Петербурга. В дореволюционной России в Петербурге и Москве существовала система государственных Императорских театров. В столичной на тот момент Мариинке большинство новых спектаклей выходили в первую очередь. Если представление имело успех, оно переезжало в Москву — нередко вместе с декорациями и сценическим оборудованием. Именно из-за пересылки из города в город «Баядерка» Горского и осталась без финального акта. Декорации и машины, включая самые важные, которые демонстрировали разрушение храма, прибыли в Москву только в сезоне-1907/08 — когда премьера уже состоялась. В итоге постановка так и шла в трех актах.
В Петербурге финальное действие исчезало постепенно: какое-то время зрители могли выбирать между длинным и коротким спектаклем. Впервые сокращенный вариант оставили в 1919 году. Причину называл в воспоминаниях советский балетмейстер Федор Лопухов: «нехватка рабочей силы и артистов». Постановка шла по эстетическим правилам XIX века, со спецэффектами — кораблекрушениями, разрушениями, землетрясениями. Все это работало благодаря специальной машинерии, а ее приводили в действие вручную рабочие театра. В первые годы после революции театры не могли себе позволить обслуживать дорогие сложные механизмы и найти нужных работников. А еще не хватало артистов кордебалета, которые исполняли пышные танцы на свадьбе Гамзатти и Солора. Именно поэтому четвертый акт стал постепенно исчезать и в Петрограде. Критики, которые видели эту версию после оригинальной, отмечали недоумение зрителей: те не понимали, чем заканчивается история.
Вскоре четвертый акт снова стали играть. Историк балета Наталья Зозулина отмечала, что в 1920 году на сцену Мариинского театра, который переименовали в Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ), вернулась «Баядерка» с финалом. После этого наступила самая любопытная эпоха для этой постановки. Какое-то время в 1920-х в ГАТОБе ставили спектакль то в трех актах, то в четырех. Историки балета восстанавливали эти изменения благодаря тому, что в афише упоминали исполнительниц партии Гамзатти, дочери раджи. В версии Петипа она полноценно танцевала только в четвертом акте, во время свадьбы. Если «Баядерка» в 1920-х годах шла в четырех актах, партию Гамзатти исполняли балерины, а если в трех, то солистки миманса — танцовщицы намного более низкого ранга. Благодаря этому известно, в какие дни балет играли в полной версии, а в какие — в усеченной.
С 1924 по 1926 год «Баядерку» не ставили вовсе: склады ГАТОБа залило, и декорации пострадали. И хотя в режиссерских книгах есть сведения о четырехактных спектаклях после этого периода, балет возобновили в 1926 году — и уже в трех актах.
В 1940-е годы в Театре оперы и балета им. С. Кирова — так Мариинский назывался во времена СССР — появилась новая редакция «Баядерки». Сначала над балетом работали Владимир Пономарев и Вахтанг Чабукиани, а после Великой Отечественной в их постановку снова внесли небольшие изменения. Основные из них коснулись партии Солора: Чабукиани, выдающийся танцовщик Кировского театра, сделал ее более объемной — и хореографически, и драматически, добавил пластические монологи и героизировал весь образ. Ведь в балете XIX века на сцене главенствовала балерина: для нее ставили самые эффектные соло, а танцовщики играли гораздо более скромную роль.
Еще в этой версии появилась дополнительная мужская роль, которой не было у Петипа, — небольшая, но виртуозная партия Золотого божка, одного из участников дворцового праздника второго акта. Ее в 1948 году придумал и впервые исполнил артист Николай Зубковский. Структура балетов XIX века позволяла делать такие вставки. Балетмейстеры тогда собирали постановки как конструктор, добавляли и убирали номера по необходимости.
Также изменился второй акт «Баядерки». В него поместили сцену дворцового праздника в честь Гамзатти и Солора — она следовала за «Двумя соперницами». Благодаря этому часть танцев из четвертого акта сохранилась на сцене. Свадебный танец Гамзатти и Солора превратился в дуэт — без тени Никии — и перекочевал во второе действие.
Существуют ли четырехактные «Баядерки» сегодня?
Впервые после длительного перерыва, с 1920-х годов, «Баядерку» с оригинальным финалом сыграли в США. В 1980 году балерина Наталья Макарова, которая отказалась вернуться с зарубежных гастролей Кировского театра и осталась жить на Западе, поставила в Американском театре балета собственную версию, где действие заканчивалось сценой «Гнев богов». До этого за пределами СССР шла лишь картина «Царство теней». Макарова не стала воспроизводить четырехактную версию. Она сократила все картины перед «Царством теней» и уложила их в одно действие. «Тени» стали вторым актом. «Гнев богов», который Макарова сочинила сама, не используя архивы и зная лишь либретто, завершал спектакль.
В СССР первым, кто попытался вернуть оригинальную версию «Баядерки», стал балетмейстер Петр Гусев. В 1984 году он выпустил спектакль, в котором поставил финал по рассказам очевидцев. Для этого пришлось написать новую музыку — ее заказали композитору Владимиру Бочарову. В 1991 и 2001 году хореографы Юрий Григорович и Николай Боярчиков добавили к кировской «Баядерке» небольшую финальную картину. Ее содержание соответствовало финальному акту у Петипа.
Самой крупной российской постановкой, в которой «Баядерка» вновь получила четвертый акт, стал спектакль 2002 года в Мариинском театре. Балетмейстер Сергей Вихарев работал с архивными материалами из так называемой Гарвардской коллекции Сергеева (это нотации, то есть специальные записи, поздних постановок Петипа, которые сделал и увез в эмиграцию в начале XX века его ассистент Николай Сергеев) и по ним восстанавливал хореографический текст. Историк балета Борис Илларионов писал:
Результат разочаровал. <…> В структуре спектакля оказалось слишком много лакун, которые, по существу, заполнить было нечем: пластический текст был давно забыт и либо вообще не был зафиксирован, либо не поддавался адекватной дешифровке «по Гарварду».
«Баядерка», которую поставили по архивным документам, не выдержала проверки сценой. Вскоре Мариинский театр вернулся к версии 1940-х годов.
В наши дни некоторые компании, в том числе Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, обращаются к редакции Натальи Макаровой. Однако большинство коллективов, которые танцуют «Баядерку», выбирают привычную трехактную версию.
Автор: Тата Боева
Смотрите также