Культурная дуэль: Леонардо да Винчи — Александр Пономарев
Дуэлянты — это соперники. Везде, но не на нашем портале. Мы вызываем творческих гениев на дуэль, чтобы… любоваться!
«Витрувианский человек» (лат. Homo vitruviano) — рисунок, созданный Леонардо да Винчи примерно в 1490–1492 годах как иллюстрация к книге, посвященной трудам античного римского архитектора Витрувия. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность, и с разведенными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. «Витрувианский человек» является одновременно научным трудом и произведением искусства Леонардо. Рисунок и пояснения к нему часто называют «каноническими пропорциями». В настоящее время находится в коллекции Галереи Академии в Венеции.
«Ветрувианский человек» Александра Пономарева был придуман художником для перформанса, который был осуществлен им в арктической части Атлантического океана. Пономарев создал специальную конструкцию — увеличенную копию ветроуказателя, который на языке моряков и летчиков называется «колдун». Это конус из крепкой и легкой материи, прикрепленной к металлическому кольцу; его диаметр точно соответствует отношениям частей тела, заданным знаменитым рисунком Леонардо да Винчи. Во время экспедиции судна Российской академии наук в Атлантическом океане художник прикрепил «колдун» между мачтами, а сам разместился внутри конструкции в позе «витрувианского человека». Так родилось понятие «ветрувианский человек». «Мы всегда пребываем в диалоге с классиками, — говорит художник, — пытаемся обнаружить их след здесь и сейчас». Однако, перформанс Пономарева стал не только своеобразным посвящением великому Леонардо, но и позволил объединить в одной акции природу и человека.
Смотрите также