Операция «Малютка»
Эту историю офтальмолог из подмосковной Электростали Ада Занегина (Воронец) толком и не помнит. Ведь война началась, когда ей было пять лет. Позже мать рассказывала об отце-танкисте, ушедшем на фронт в первый же день войны, 22 июня 1941 года, об эвакуации за Урал. Сюда врач Полина Терентьевна перевезла сотню детей из детских домов. «И никто не заболел, не умер, не завшивел…»
В воспоминаниях той поры у Ады остались лишь буржуйка в вагонах и единственная табуретка, которая составила всю обстановку в пристройке, где они поселились в сибирской Марьяновке. «Тогда, в войну, я в первый раз попробовала шоколад: принес раненый солдат, которого мама лечила», — рассказывала Ада. Помнит, как с матерью собирали на фронт посылки с варежками и носками. Тогда девочка копила деньги на куклу, откладывая копейки, перепадавшие от матери. А купила танк…
В первый год войны в «Омской правде» вышла заметка в рубрике «Почта наших читателей». Ада тогда уже читала по слогам… А это письмо писала простым карандашом:
«Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист».
Эффект от письма, которое бережно хранится в Народном музее истории детского движения Омской области, был поразительным. Дети, которых гитлеровцы лишили дома, буквально завалили редакцию письмами, присылали свои сбережения.
«Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги — 135 рублей 56 копеек — на строительство танка «Малютка». Алик Солодов. 6 лет».
«Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова».
«Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова».
Шура Хоменко из Ишима: «Мне рассказали о письме Ады Занегиной, и я внес все свои сбережения — 100 рублей — и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка «Малютка». Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения».
О детском поступке Омское гороно решило сообщить Сталину: «Дети-дошкольники, желая помочь героической Красной Армии окончательно разгромить и уничтожить врага, деньги, собранные ими на игрушки, куклы… отдают на строительство танка и просят назвать его «Малютка».
Ссылки по теме
Благодарственное письмо вождя не заставило себя ждать: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин». В отделении Госбанка СССР по Омской области открыли специальный счет №350035. На него и переводились собранные деньги. Весной 1942 года легковесный танк Т-60 сошел со сборочного конвейера Сталинградского завода «Судоверфь». «Ма-лют-ка» — было начертано поперек люка.
Ада думала, что на танке будет воевать ее отец, но «рулила» им одна из 19 на всю Красную армию женщина-танкист. Фотография миловидной девушки украшает многие музеи страны. Катюша, 22-летняя механик-водитель Екатерина Алексеевна Петлюк, ростом 151 см. «Точное попадание — малютка в «Малютке», — шутили танкисты. Первый бой танк, купленный на детские пожертвования, принял под Сталинградом в ноябре 1942 года в районе Калача-на-Дону. Юрко проскакивал сквозь черные фонтаны разрывов, подвозил ремонтников к подбитым танкам, доставлял боеприпасы, вывозил раненых.
Дальнейшая судьба танка «Малютка» неизвестна. По одной версии, он дошел до Праги или даже до Берлина. По другой — перед Курской дугой танк отправили на переплавку.
После Победы Ада вернулась на родную Смоленщину, жизнь пошла своим чередом. А в 1975 году школьник из клуба «Искатель» омского Дворца пионеров Володя Яшин в старой подшивке «Омской правды» обнаружил письмо Ады Занегиной. И начался поиск девочки, положившей начало сбору средств на танк. Нашли Аду в Электростали, где она вышла замуж, работала врачом-офтальмологом, пригласили в Омск на празднование 30-летия Победы. В коридоре омской гостиницы ее представили «механику-водителю Петлюк», Екатерине Алексеевне, депутату, сотруднице Одесского ЗАГСа.
Их возили по городу: администрация, пионеры, детские дома… И везде Аде дарили куклу, о которой она мечтала в годы войны. «Две хозяйки танка», — так называли Занегину и Петлюк в Омске.
В городе появился построенный на народные деньги троллейбус «Малютка». А в Электростали — автобус с этим именем…
Смотрите также