Спектакли-долгожители
Когда в театре выходит новый спектакль, ему желают творческого долголетия. Но далеко не все постановки могут продержаться на сцене дольше нескольких сезонов. В следующем рейтинге представлены настоящие театральные долгожители, которые с блеском выдержали испытание временем.
«Синяя птица», МХТ им. А.П. Чехова (1908)
Этот спектакль по философской пьесе-притче Мориса Метерлинка не сходит со мхатовской сцены уже больше века. «Синяя птица» может быть занесена в Книгу рекордов Гиннесса как абсолютный театральный долгожитель. Режиссерами постановки были Константин Станиславский, Леопольд Сулержицкий, Иван Москвин. Безусловно, за сто лет актеры менялись больше десятка раз, но всякое поколение мхатовцев стремилось сохранить оригинальную режиссуру основателя театра.
«Я хочу, чтобы она восхищала детей и будила серьезные мысли у взрослых»
Константин Станиславский
«Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», Театр «Эрмитаж» (1982)
Постановка Михаила Левитина в свое время стала настоящим вызовом эпохе позднего застоя: в качестве литературной основы режиссер взял поэзию полулегальных тогда обэриутов, в частности, Даниила Хармса, стихи которого и стали сутью сценического действия. Спектакль, не утратив привлекательности и молодого задора, сохраняется в репертуаре более 30 лет, это визитная карточка театра. Изначально — творческий эксперимент, сейчас — дань памяти Любови Полищук (именно она долгие годы исполняла единственную женскую роль в постановке).
«Добрый человек из Сезуана», Театр на Таганке (1964)
Несмотря на смерть Юрия Любимова и его письмо о запрете показа собственных спектаклей, «Доброго человека из Сезуана» можно увидеть и сегодня. Легендарная постановка, которая положила начало Театру на Таганке, до сих пор собирает аншлаги. В 1964 году спектакль стал дипломной работой студентов мастерской Юрия Любимова в знаменитой «Щуке» — Театральном училище имени Бориса Щукина. Постановка вышла настолько удачной, что труппа начала играть ее уже вне стен своей альма-матер. Большая часть исполнителей составила затем костяк труппы нового театра. А философская притча Бертольта Брехта продолжает привлекать зрителей.
«Братья и сестры», Академический Малый драматический театр — Театр Европы (1985)
Еще один «долгожитель» не сходит со сцены Санкт-Петербургского МДТ — Театра Европы. Постановку в свое время осуществил Лев Додин, которого называют живым классиком отечественной режиссуры. В 1985 году спектакль стал заметным театральным событием, но и сегодня, тридцать лет спустя, он идет с неменьшим успехом, неизменно собирая полный зал. История единения народа перед лицом общей беды — войны — по дебютному роману Федора Абрамова нисколько не теряет актуальности.
Читайте также:
«Юнона и Авось», «Ленком» (1981)
Постановка Марка Захарова стала первой ласточкой в жанре «мюзикл». Казалось, что историю американской девушки, которая всю жизнь ждала возвращения своего русского мужа, должны были запретить. Но спектакль разрешили, и вот уже более 30 лет он не покидает сцену «Ленкома». Дуэту Елены Шаниной и Николая Караченцова рукоплескали в Москве, Париже и даже Нью-Йорке. Спектакль был сыгран более 1000 раз и до сих пор считается визитной карточкой театра на Малой Дмитровке.
«Крутой маршрут», «Современник» (1988)
Спектакль в постановке Галины Волчек, который вот уже более 25 лет идет на сцене «Современника», — история о жертвах сталинских репрессий, хроника времен культа личности, как сказано в афише. Пронзительная история изломанных человеческих судеб и в то же время людей, сохраняющих гордость и достоинство. Вечная тема, которая и позволяет спектаклю оставаться театральным долгожителем. Литературной основой стало автобиографическое произведение Евгении Гинзбург — матери Василия Аксенова, а исполнительницей главной роли все годы неизменно остается Марина Неелова. В создании спектакля поучаствовала и реальная узница ГУЛАГа — Паулина Мясникова. Она помогла восстановить лагерный быт с документальной достоверностью.
Смотрите также