Современные календарные праздники русских Архангельского севера
Календарные праздники — происходят в установленное традицией время и связаны с земледельческим календарем далеких предков восточных славян. Обычно они концентрируются вокруг дней зимнего и летнего солнцестояний, а также весеннего и осеннего равноденствий.
Фролова Александра Викторовна.
Старший научный сотрудник, Кандидат исторических наук.
Институт этнологии и антропологии РАН
Старший научный сотрудник, Кандидат исторических наук.
Институт этнологии и антропологии РАН
Календарные праздники — название, принятое в науке, которое прежде всего относится к празднествам, происходившим в установленное традицией время и связанным с земледельческим календарем далеких предков восточных славян. Обычно они концентрируются вокруг зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Как справедливо отмечают многие исследователи, их особенностью является синкретическое взаимопереплетение с бытовым православием. В данной статье рассматривается бытование календарных праздников в начале XXI столетия. В основе статьи лежат полевые материалы, собранные автором в ходе полевых работ в сельских поселениях Холмогорского, Пинежского, Мезенского районов Архангельской области, городах Архангельске, Северодвинске, Мезени в 2003–2006 гг., также привлечены материалы ГААО (Государственного архива Архангельской области) и местных периодических изданий. Газеты — один из богатейших источников для изучения праздников и праздничной культуры народа в целом, дающий возможность почувствовать пульс времени.
Территория выбрана для исследования неслучайно — это одна из немногих историко-культурных зон Европейского (Русского) Севера, точнее его северная часть, стабильный интерес к которой со стороны ученых наблюдается в течение двух последних столетий. Архангельский Север — условное административно-географическое название, принятое из-за частого изменения границ при переделах губерний и преобразовании северных губерний в области в начале XX в.
Можно сказать, что новый этап в возрождении традиции календарных праздников связан с экономическими и социально-политическими изменениями в стране конца 1980-х гг. (распад СССР, перестройка экономической структуры общества, внедрение рыночных отношений), которые привели к подъему этнического самосознания, стремлению познать свои национальные истоки. Политика государства по отношению к церкви нашла отражение и в практике проведения православных праздников. В наши дни празднование дат религиозного календаря сопровождается, как это было до Октябрьской революции, общественным гуляньем. По результатам этносоциологических опросов, Рождество в 1986 г. отмечали лишь 7% респондентов, а в 1994 г. — уже 83%. Большую роль в возрождении и популяризации православных праздников сыграла и продолжает играть активная деятельность церкви, пропагандирующей их на страницах не только общероссийских, но областных и районных газет, журналов, на радио и телевидении, в том числе местном (трансляции праздничных всенощных служб, поздравления патриарха, епископов).
В Архангельском крае активная деятельность православного священства началась с 1995 г. после посещения Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Соловецкого и Сийского монастырей, а также с. Суры, родины святого Иоанна Кронштадтского, и бывшего Сурского монастыря.
В 2002 г. в монастыре начались строительные и восстановительные работы. Двенадцать молодых послушниц возрождают старинный скит, работая наравне с бригадой строителей, они восстанавливают Никольскую церковь.
В монастыре открыта воскресная школа, отмечаются православные праздники.
Церковные и календарные праздники «официально» вернулись в быт населения. Рождество, Святки, Крещение, Ивановки и Петровки вновь отмечаются, средства массовой информации (СМИ) ведут активное разъяснение истории и местной специфики этих праздников.
В последние годы у архангелогородцев и жителей Приморского района сложилась традиция отмечать многие традиционные и гражданские праздники в музее-заповеднике деревянного зодчества «Малые Корелы». Этот крупнейший в России этнографо-архитектурный скансен (музей под открытым небом) состоит из нескольких секторов: Пинежского, Мезенского, Каргопольско-Онежского, Двинского, Поморского и Важского, в каждом из которых сохраняется неповторимый островок местной крестьянской архитектуры и народно-прикладного искусства. Коллектив музея организует и проводит праздники, используя местные праздничные традиции. На Рождество в каждом «крае» музея исполняют свой хоровод и кадриль, поют свои колядки, величальные виноградья и организуют конкурсы на лучшее исполнение частушек и песен. Спел частушку, вспомнил колядку, да еще и сплясал — получай награду у хороводницы — конфеты. Повсюду работают лотки с поделками народных умельцев, посетителей приглашают попробовать козулей (обрядовое рождественское печенье) и разнообразную выпечку, выпить чаю.
В Архангельске и других городах края в Рождество и в святочный период на концертных площадках проводят театрализованные представления с ряжеными. В Котласе в 2003 г. провели святочный праздник для детворы, на котором главным было театрализованное представление с традиционными ряжеными (медведем, цыганками) и в необычных масках и костюмах. Ряженые пели колядки, шутили над зрителями, учили их гадать, петь. Медведь танцевал с цыганкой, разыгрывал сценки, изображал девушек, показывая, как они румянятся, собираются на гулянья. Вместе с детворой ряженые играли в ручеек, катались с горок.
В сельской местности в большей степени сохранились обычаи и обряды зимних календарных праздников. Наиболее полным оказался святочный цикл. Степень сохранения обрядовых элементов календарных праздников Архангельского края неоднородна, лучше они сохранились в Пинежском, Лешуконском, Мезенском районах. И в настоящее время здесь существует традиция ряженья.
На Святки, как и в старину, ряженые лошадью, курицей, цыганкой, медведем обходят дома сельчан, поздравляют и славят хозяев. Колядуют теперь все вместе — и холостая молодежь, и взрослые женатые, и замужние.
В д. Вохтома ряженые объезжают соседние деревни на «царском поезде» и возят с собой наряженного покойником по домам. В последние годы ребятишки из воскресных школ Суры, Верколы, Пинеги, Шенкурска ходят по домам и славят Христа, исполняя духовные песни и колядки. Ученики сурской воскресной школы к Рождеству подготовили спектакль «Сказание о рождестве Господа нашего Иисуса Христа» и показали его в д. Веркола, в музее Ф. Абрамова. На следующий день показали его у себя в Суре. По окончании постановки ученики исполнили духовные песнопения и местные колядки.
Сохраняется традиция святочной кудеси (обрядового озорства), в которой принимает участие молодежь. Так же, как и раньше, молодежь разбрасывает костры (поленницы дров), примораживает двери в домах. Однако если раньше кудеся была проверкой на хозяйственность и в первую очередь подшучиванием над нерадивыми хозяевами, в наши дни этой традиции не следуют, главным в забаве остался эротический элемент, юноши шалят у домов и во дворах девушек и наоборот. Разрисовывают двери домов рисунками, пишут на них мелом и красками имена живущих в нем. Проводят чернилами дорожки от одного дома к другому. По словам жительницы Мезенского района:
«Дорожки водили краской по снегу от одного дома к другому. Вот от моей троюродной сестры была дорожка. Через дом мальчик симпатичный приезжал все время на каникулы, так к нему дорожка была синяя такая. От сестры к нему много дорожек навели».
В наши дни молодежь кудесит во всех дворах, в том числе у дверей одиноких стариков, не соблюдая заветов старины не обижать вдов и стариков.
Еще один важный элемент святочных праздников — гадание — продолжает бытовать в игровой форме у городской и сельской молодежи. Предпочтение отдается наиболее простым и доступным народным гаданиям. Большинство девичьих гаданий, как и в старину, посвящены предстоящему замужеству. На бумажках девушки пишут имена любимых, пожелания на следующий год, затем кладут их под подушку, а утром бумажки вытаскивают наугад. Сжигают бумагу, выливают расплавленный воск в воду и гадают по форме пепла и получившимся восковым фигуркам. Гораздо реже стали встречаться гадания с животными. По бараньей шерсти продолжают гадать девушки в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах. Современная молодежь не боится гадать в банях с помощью зеркал, часто ходят туда и по одному. Более привлекательны для городских девушек XXI в. гадания с вызовом духа. Для таких спиритических сеансов собирается группа из нескольких участниц и проводится несложная подготовка: на бумаге рисуют несколько больших кругов, в которые вписывают буквы алфавита, цифры и слова «да», «нет»; также необходимо фарфоровое блюдечко, а затем выбирается мистический гость.
Архангелогородки, как правило, вызывают дух М.В. Ломоносова или С.Г. Писахова (известный северный писатель и художник).
«Мы гадали с 12 на 13 января (2005 г.), после полуночи, начертили круг со словами «да», «нет», буквами и цифрами. Олька принесла фарфоровое блюдечко из маминого сервиза, на котором стрелку фломастером начертили, и все. Я как радушная хозяйка в форточку прошептала три раза: «Степан Григорьевич Писахов, приди к нам погадать!» Потом все положили пальцы на блюдце, и после нашего вопроса «Дух, ты здесь?» оно поползло в сторону слова «да»! Про всех подруг спросили. Он (дух С.Г. Писахова. — А.Ф.) сказал, что всех раньше Алька замуж пойдет, потом я, потом все остальные».
В сохранившихся в наши дни традиционных архангельских играх и праздничных развлечениях, приуроченных к святочному периоду, можно проследить фрагменты былых посвятительно-инициационных обрядов перехода в старшую половозрастную группу юношей, смыслом которых являлось испытание физических и духовных сил, ознакомление с эзотерическими знаниями. Особым проявлением храбрости, а значит, и взрослости у деревенских подростков Пинежского района считается проведение святочной ночи в заброшенном доме с нечистой силой. И в наши дни среди подростков бытует страшилка, записанная в деревнях Сурского сельсовета Пинежского района. В ней рассказывается о юноше, поспорившем с друзьями, что на Святки он проведет ночь в старом полуразвалившемся доме. Друзья решили проверить, сдержит ли он слово, и провели ночь рядом с этим домом. В полночь они услышали: «Кузьку мну, Кузьку мну». Утром, после долгих поисков, друзья нашли парня в сундуке всего переломанного.
Завершает святочный цикл праздник Крещения. Для Архангельского Севера это очень значимый праздник. По традиции в этот день все, кто рядился, должны были искупаться (очиститься) в иордани — крещенской проруби. Все обязательно запасались крещенской святой водой на целый год, считалось, что она излечивает от болезней.
И в наши дни не только ряженые, но и колядовавшие на Святки окунаются в иордань, а затем набирают там крещенскую водицу. В Яренске в 2002 г. в крестном ходе и водосвятии на р. Кижмоле участвовало более 200 человек, у каждого в руках были бидончики, ведра, банки; сотни паломников в том же году пришли на р. Вагу; после крестного хода на р. Устье жители близлежащих деревень и сами устьяне запаслись святой водой на целый год. У Сийского монастыря, где на Крещение каждый год собирается много народа, сооружают ледяной крест над иорданью.
В Архангельске последние 5 лет освещают иордань на Северной Двине. В 2004 г. Великое водосвятие происходило в 7 часов вечера. Совершив обряд, священник сам искупался в проруби. От желающих очиститься в иордани не было отбою. Собравшиеся, не дожидаясь своей очереди, прыгали в воду. Хотя на улице было 15 градусов мороза, зрители образовали плотное кольцо вокруг проруби. Обряд очищения продолжался с полуночи до половины второго ночи. Купались и молодые, и старые. Один из участников заметил: «Какое это Крещение, по рассказам моей бабушки, раньше в тридцатиградусный мороз купались, аж волосы на голове сразу же превращались в сосульки».
В последние годы в городах Архангельского края Масленицу празднуют непосредственно в масленичное воскресенье, стараясь при этом отмечать все дни масленичной недели, забыв, что к началу ХХ в. во многих волостях Архангельской губернии справляли только четверг и обряды, с ним связанные, что же касается остальных дней, то были забыты даже их названия в отличие от Центральной и Южной России. В современной архангельской Масленице явно проступает влияние общерусской обрядности.
Организаторы праздника часто пытаются обыграть названия дней масленичной недели местным фольклорным материалом. В пос. Березники на масленичной неделе в понедельник — встреча масленицы, поэтому сооружают горки и снежные фигуры на стадионе поселка; вторник — заигрыши, ДК и клуб поселка приглашают поиграть в масленичные игры; среда — лакомка, устраивают ярмарку — распродажу сладостей; четверг — разгул, с широкого четверга празднуют во всю ширь, в поселке проводят спартакиаду и хоккейный матч местных команд; пятница, суббота — вечерки, устраивают посиделки с бабушками, участницами березниковского фольклорного хора, с песнями, играми и танцами, спектакли по произведениям С.Г. Писахова; воскресенье — праздник «Проводы Масленицы».
Можно выделить общие моменты в проведении Масленицы в городах и селах Архангельского края. Красочные афиши, зазывая на праздник, приглашают:
Можно выделить общие моменты в проведении Масленицы в городах и селах Архангельского края. Красочные афиши, зазывая на праздник, приглашают:
На горке покататься, в блинах поваляться,
Сердцем потешиться, с Масленицей проститься.
Хоть с себя что заложить, да Маслену проводить!
Сердцем потешиться, с Масленицей проститься.
Хоть с себя что заложить, да Маслену проводить!
Праздник проходит, как правило, на центральных городских площадях или у сельского клуба и состоит из трех частей: карнавального шествия — масленичного поезда или шествия (ход), представления и народного гулянья с разнообразной развлекательной программой.
Особенно красочным и большим масленичный поезд бывает в Архангельске. Масленица в виде огромной надувной или соломенной куклы выезжает на грузовике, в первом случае оформленном под русскую печь, во втором — на машине, изображающей красное солнышко — символ весны. В Онеге и Котласе Масленица выезжает на тройках с расписными дугами, украшенными бубенчиками, лентами. Повсеместно Масленицу сопровождают скоморохи, офени, веселящие собравшихся. Театрализованное представление посвящено, как правило, сказочной («Про Федота-стрельца», «Сказки» С. Г. Писахова) или исторической («Как на Руси Масленицу отмечали») темам.
Везде кульминацией праздника является сожжение чучела, куклы Масленицы, вокруг которой водят хороводы, дружно скандируя «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», бросают в огонь «заговоренные» лоскутки. Не забыта старинная масленичная традиция подшучивания над молодоженами, в празднике присутствует и эротический момент «обниманушки-целованушки», как полагается, у горки, поцелуйные конкурсы у бочонка с пивом.
В народном масленичном гулянье заметное место занимают любимые всеми конкурсы и аттракционы. Самым забавным народ считает лазанье по столбу, который часто обливают водой для большего скольжения. Происходят шуточные бои мешками «стенка на стенку», подушками на бревне, перетягивание каната, бег на ходулях, традиционный конкурс силачей по поднятию гири в 16 кг. В 2002 г. Николай Пятышев из Красноборска поднял ее 260 раз. В программе ледяные горки для детей и катания на лошадях, на тройках и розвальнях, для самых смелых устраивают катания на мотосанях; горы блинов и всевозможных вкусностей, концерты фольклорных коллективов и самодеятельных артистов, певческие конкурсы, на которых за оригинальную частушку вручают шаркунки (детские плетеные из бересты погремушки), щепных птиц и всевозможные поделки — таковы современные развлечения на Архангельском Севере.
Архангелогородцы очень любят проводить масленичное воскресенье в Малых Карелах. Масленицу, пожалуй, можно назвать самым популярным и многолюдным праздником. В 2003 г. на подъездах к музею образовалась пятикилометровая автомобильная пробка. На Масленицу в этом музее устанавливают старинные деревянные аттракционы кружало, гиганты (гигантские шаги), качели, делают горки деревянные и естественные, заливая водой склоны холмов, сооружают снежные городки и лабиринты. Сотрудники музея устраивают игры, пляски, хороводы, катания на лошадях и тройках. Скоморохи и ряженые медведями развлекают народ. Не забыты и народные игры и забавы: собравшиеся перетягивают канат, ходят на ходулях, подкрепившись блинами, штурмуют снежные городки. В конце праздника под всеобщее ликование и фейерверк сжигают чучело Масленицы.
Во время Великого поста здесь отмечают только Вербное воскресенье, заготавливая к этому дню веточки из вербы, многие их покупают на рынке. На Страстной (Страшной) неделе и сейчас выделяется Чистый четверг. В этот день все обрядовые действия носят очистительный и оберегающий характер, хозяйки стараются убраться в домах, квартирах до наступления праздника Пасхи. Бытует поверье, имеющее продуцирующую символику, что если в Чистый четверг перетрясешь все свои наряды, то весь год будешь с обновами. В деревнях бабушки вешают для внуков качели на поветях, учат их прыгать на досках. В последние годы по всему краю к Светлому празднику стали проходить конкурсы «Пасхальный кулич», праздничные концерты и спектакли.
В пасхальные дни в «Малых Карелах» ставят качели, посетители музея ходят на ходулях, играют с крашеными пасхальными яйцами, катают их по деревянным желобкам, слушают выступления хоровых коллективов и колокольные звоны.
В возрождаемых Сурском и Сийском монастырях к празднику Пасхи готовятся особенно тщательно. В этом принимают участие и жители близлежащих деревень. На ночную службу в домовую церковь Сурского монастыря в последние годы приходят не только суряне, но и жители других деревень. Утром в воскресной школе устраивается пасхальный концерт.
Среди весенних народных праздников важное место продолжает занимать Егорьев день. Во многих хозяйствах содержат коров, овец, коней и соблюдают многие животноводческие обряды этого праздника. Именно в Егорьев день хозяйки стараются в первый раз выпустить домашний скот на пастбище, производят при этом несколько магических действий: кормят хлебом, прогоняют животных через металлические предметы, бросают вслед заранее заготовленные вички (ветки) вербы и т. п.
«В Егорьев день — коровушка именинница. Угощаю ее, напеку шанег или хлебушком угощаю коровушек».
В наши дни жители Пинежского и Мезенского районов продолжают отмечать свой местный праздник встречи лета. По давней традиции 14 мая здесь встречают лето, зажигая большие костры. В каждой деревне молодежь заранее заготавливает для них дрова, располагая их на высоких, видных отовсюду местах (на угоре), старается, чтобы пламя было ярче, а дым гуще. Костер должен быть виден в других деревнях, «пусть знают соседи, что мы живы и не лыком шиты». Взрослые нередко приносят ненужные, отжившие свой век вещи, чтобы сжечь их в этом костре. Дети мажут друг друга сажей. Часто молодежь устраивает ночные дискотеки вокруг костров.
Еще в советское время сложилась традиция отмечать праздник Троицы на кладбище. В наши дни многие сельчане Коношского района убеждены, что на Троицу «положено ходить по могилкам». Местные священники относятся с пониманием, говоря, что, пока традиция жива, с ней надо считаться. Подобная традиция посещения кладбища в праздник Троицы сохранилась и в Устьянском районе. С утра жители пос. Синики и близлежащих деревень собираются на кладбище и обязательно с гармонистом. Многие приносят с собой спиртное, конфеты, хлеб. После первого поминовения у могилы просят гармониста сыграть. Находящиеся рядом женщины поют, чаще всего исполняют рекрутские частушки или поминальные «писенки». К полудню на кладбище уже никого нет, и гулянье продолжается по домам.
На Троицу принято украшать зеленью березки дома. Обряды завивание березки, кумление девушек и их общая трапеза на Троицу, столь распространенные в среднерусских и южных областях нехарактерны для Архангельского Севера. Однако современным жителям края хорошо знаком сам термин «кумиться» («кумление») и его значение. И девушки употребляют его по сей день. «Мы с подружкой покумились, давай покумимся…» — так говорят о своеобразной игре — отголоске обряда, в котором четко осознается значение не просто дружбы, а более крепкой и мистической связи.
Среди летних праздников особой любовью и популярностью пользуется Иванов день. Интерес к народным традициям, к своим корням в области огромен. Однако в последнее время распространение получает унифицированная «общерусская» купальская обрядность. На Архангельском Севере купальская обрядность усечена по сравнению с Центральной Россией. В ней отсутствуют плетение венков, костры и купание, но именно эти моменты и привлекают современных жителей края. В д. Лохново в 2004 г. встречали Ивана Купалу в ночь с 6 на 7 июля купанием в р. Пинеге.
«Люди смывали свои грехи. Девушки опускали венки в воду и гадали по ним на суженого. На берегу развели костры, и все, кто выходил из воды, прыгали через костер».
Праздник понравился всем участвовавшим настолько, что они решили собраться на следующий год и уже на традиционное гулянье с хороводами.
Прикоснуться к истории своих предков на Иванов день предлагает и музей «Малые Корелы», правда, с небольшим опозданием — гулянье проходит в выходные. Помимо традиционной ярмарки и концерта фольклорно-этнографического театра «Славутица» гостей праздника учат гадать на суженого, предлагают собирать травы и отыскать цветок папоротника, плутая в березовых рощах заповедника. Ближе к вечеру устраивается большое театрализованное представление с факелами и зажиганием костра. Самым популярным развлечением в последние годы стали прыжки через костер со своей второй половинкой.
В последние годы Иванов день стал настоящим районным праздником в Яренске, Пинежье, Холмогорах. В с. Карпогоры съезжаются самодеятельные и хоровые коллективы из многих сельсоветов. В этот день повсеместно сохранился обычай травособирания. На Иванов день собирают различные травы, так как именно в этот день они наделены особой силой. «В Иванов день ходим за цветами. Примета есть, надо обязательно собрать 40 трав, если ты найдешь 40 трав разных, цветов (обязательно цветущее растение), у тебя год будет счастливым. В деревне много трав цветет, вот пырей, одуванчик. Что цветет, то и берешь». С этого дня повсеместно начинают заготавливать березовые веники, которые используют для бани и на корм скоту.
С 2001 г. во многих районах Архангельского Севера стали проводить съезжие праздники. Их появлению предшествовал конкурс «Культура Севера», проводимый Институтом СОРОСа «Открытое общество», на котором объединенный областной проект «Новая культура» получил грант на возрождение съезжих праздников. За несколько лет старинные съезжие праздники получили новую жизнь в Мезенском районе: в с. Лешуконском и д. Погорелец в Иванов день, в д. Жердь в Петров день, в д. Целегора в Сретение и Богородицын день; в Лешуконском районе в д. Белощелье в праздник Девята (Девятой Пятницы), в Пинежском районе в д. Еркино в Иванов день. Безусловно, ведущая роль в этом принадлежит директорам и руководителям местных ДК (домов культуры) и клубов. Благодаря бескорыстным и неутомимым стараниям Евдокии Гавриловны Репицкой, директора клуба д. Кимжа Мезенского района, особую известность получил съезжий праздник Прокопьев день (21 июля), который проводится ежегодно с 2001 г. Его праздничная программа построена в основном на местном фольклорном материале и включает элементы традиционного праздника: шествие по улицам деревни в народных костюмах, приезд гостей из своего «гнезда» деревень (Жердь, Лампожена, Дорогорское), совместное застолье. В 2005 г. на праздник даже варили брагу, пекли пироги и запекали рыбу в латках, как в старину. На концерте показывали кимженскую кадриль, местные хороводы «столбы» и «круги», исполняли частушки.
Однако многие старожилы Мезенского района противопоставляют новые съезжие праздники старым традиционным, считая, что в современных съезжих праздниках основное место отводится развлекательной части. Даже в советское время, по воспоминаниям местных жителей, гуляли по три-четыре дня, начиная с шести часов и веселились до двух часов ночи, ходили из дома в дом, навещая родственников и друзей. На следующий день шли в клуб на концерт, и после него продолжались песни и пляски под гармонь. К утру гости из ближних деревень разъезжались по домам, а дальние оставались еще и гуляли два-три дня. Современный праздник на селе пока ограничивается одним днем и одной концертной площадкой.
С увеличением потока информации о календарных праздниках все большее количество людей пытается следовать народным традициям. Взрослые стараются приобщить к ним своих детей («Родители теперь нам говорят: празднуйте Вербное воскресенье, Пасху…»), это обусловлено в первую очередь пониманием того, что возрождение традиций во многом будет зависеть от восприятия их детьми. Начинать лучше всего с приобщения к историческому и фольклорному наследию. Во многих городах и поселках созданы центры детского творчества, фольклорные школы, которые, используя основные идеи праздников Рождества, Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы, Ивана Купалы, знакомят детей и подростков в доступной для них форме с традициями Архангельского Севера, его декоративно-прикладным искусством. К Рождеству учатся исполнять колядки, припевки и частушки, разыгрывать сценки с ряжением и гаданиями, печь мезенские и холмогорские козули, к Масленице делают горки, к Пасхе знакомятся с многообразием народных игр, изготавливают ходули, расписывают пасхальные яйца северными узорами.
На протяжении XX столетия в праздничной культуре Архангельского Севера происходило смешение трех пластов (языческого, православного и советского). В наши дни вместе живут и празднуют приверженцы официального православия и старообрядчества, коммунисты и демократы. Православные храмы соседствуют с памятниками В.И. Ленину, героям революции и гражданской войны, деревенские пятистенки стоят рядом с железобетонными многоэтажками, обетные кресты соседствуют с оставшимися коммунистическими лозунгами. Первомай празднуют с Пасхой, европейские салаты и майонез стали также необходимы на праздничном столе, как шаньги и сочни. Все эти мозаичные кусочки вместе составляют одну культурную среду, отражающую пестроту, многообразие и сложность современной праздничной жизни Архангельского края.
Таким образом, к началу XXI в. сохранились значимые для северян праздники календарного цикла: Святки, завершаемые праздником Крещения, Масленица, Страстная неделя и Пасха, Иванов и Петров дни, даты зимнего и летнего солнцестояния, которые вобрали в себя обряды продуцирующей и оберегающей магии, гадания. Все они сакральные вехи в народном календаре, необходимые для жизнеобеспечения сообщества.
Анализ особенностей бытования календарных праздников выявил и происходившие в них процессы. В праздниках святочного периода произошли изменения в половозрастном составе участников, некоторых обрядовых действиях (например, кудеси — обрядового озорства, усилились эротические мотивы, исчезли некоторые традиционные и появились новые виды гаданий и новых персонажей ряжения). Сохранились обряды Егорьева дня, связанные с древним скотоводческим праздником. В советский период основной хранительницей старых традиций оставалась семья.
В силу того что первоначальная магическая функция многих обрядов, приуроченных к праздникам, была практически полностью утрачена, стало возможным наряду с сохранившимися исконно обрядовыми формами наполнение их новыми, более современными и модными: песнями, играми, танцами.