Волшебный подсвечник и другие сокровища императрицы

До 12 февраля в Государственном историческом музее
проходит масштабная выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы»
, которая посвящена загадочному образу государыни Александры Федоровны
, супруги Николая I
. Гости музея узнают трогательные истории из жизни императорской семьи:
их сохранили предметы из дворца Коттедж, который император возвел в подарок любимой жене.
Урожденная прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина увлекалась литературой, брала уроки пения, жертвовала средства на благотворительность и очень любила белые розы. «Александра Федоровна была добра, у нее всегда была улыбка и доброе слово для всех, кто к ней подходил, но эта улыбка и это доброе слово никогда не выходили за пределы небольшого круга тех, кого судьба к ней приблизила. Александра Федоровна не имела ни для кого сурового взгляда, ни недоброжелательного жеста, ни сурового осуждения», — писала об императрице фрейлина Анна Тютчева.
Специально для портала «Культура.РФ» специалисты Исторического музея рассказали историю создания пяти экспонатов выставки. Как работает волшебный подсвечник, какую роль Александра Федоровна исполнила на сцене и что хранила в дорожном несессере — читайте в нашем новом материале.

Кубок Потсдамский

Иоганн Георг Хоссауэр по эскизу Карла Шинкеля. Кубок Потсдамский. Берлин. 1830 год. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
13 июля 1829 года в Потсдаме состоялся рыцарский турнир. В Новом дворце в Сан-Суси члены прусского королевского дома и аристократических семей в средневековых костюмах упражнялись в военном искусстве и конной выездке перед многочисленными зрителями.
Провозглашенной королевой турнира стала Александра Федоровна
, которая блистала на вечере в расшитом жемчугом и бриллиантами платье. Европа запомнила этот грандиозный праздник под названием «Волшебство Белой Розы» — в честь любимого цветка русской императрицы.
Серебряный кубок, представленный в экспозиции, был создан по заказу герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого, дяди императрицы, ровно через год в память о турнире. Драгоценный сувенир изготовили в мастерской Иоганна Хоссауэра, придворного ювелира прусского короля, по проекту архитектора Карла Шинкеля. Его поверхность украшают 127 накладных эмалевых гербов по числу участников турнира, а крышку венчает серебряная роза. В июне 1830 года в силезском Фишбахе кубок торжественно вручили Александре Федоровне, после чего он занял почетное место в гостиной дворца Коттедж в Петергофе. В имущественных описях он числился как «карусель серебряная с гербами и наверху белою розою».

Миракль

Миракль. Берлин. После 1821 года. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Мираклем называют вид подсвечника с экраном перед свечой, который стал популярен в начале XIX века. Как правило, на экраны наносили рисунки, которые оживали благодаря игре света и мерцанию пламени. Само слово «миракль» образовано от французского miracle или латинского miraculum, что переводится как «чудо».
Миракль, представленный на выставке, в подарок Александре Федоровне преподнес брат, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Это было трогательное напоминание о празднике, который состоялся 27 января 1821 года в Большом королевском дворе в Берлине. Тогда будущая императрица исполнила главную роль в постановке поэмы Томаса Мура «Лалла Рук», а роль ее возлюбленного сыграл сам Николай Павлович
.
Сюжеты, украшающие миракль, отсылают к этому спектаклю. Так, пейзаж на зеркале основания подсвечника воспроизводит декорации заключительной сцены. Согласно описанию Мура, она происходит на берегу озера у кашмирского дворца: «Кристальное озеро, покрытое множеством лодок, певцы, разливавшие в воздухе звуки гармонии, летние домы, группами возвышающиеся на окружных зеленеющих холмах…»
На стекле экрана изображена корона, которая украшала голову Лаллы Рук в исполнении императрицы. Бордюр из белых роз, обрамляющий основание, указывает на адресата подарка: Белой Розой Александру Федоровну называли в родительском доме. А имя дарителя зашифровано в изображении рыбы, выполненном цировкой на золотом фоне. Юного Фридриха Вильгельма из-за полноты шутливо называли в семье «камбалой», и, повзрослев, он часто использовал это прозвище вместо подписи в письмах родственникам и на рисунках.

Несессер

Несессер. Принадлежал императрице Александре Федоровне. Франция (?). 1826–1835 годы. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Слово «несессер» происходит от французского nécessaire, что буквально означает «необходимый». Это специальный контейнер — сумка, шкатулка, футляр — для предметов гигиены, косметики, маникюрных инструментов, приспособлений для шитья или рукоделия. Появившиеся в начале XVIII века несессеры делились на настольные и карманные. Настольные брали с собой в путешествия или использовали во время переездов. А карманные несессеры до конца XIX столетия были настоящими модными аксессуарами: их крепили к поясу специальной цепочкой. Такие несессеры нередко заказывали лучшим ювелирным мастерам. Их передавали по наследству как семейные реликвии, а еще правители жаловали их в дар высокопоставленным придворным.
Несессер из личной коллекции Александры Федоровны украшен орнаментом из ограненной стали и фарфоровым пластом с портретом императора Николая I
, который списан с картины кисти Джорджа Доу 1826 года. Английского художника к русскому двору пригласил еще Александр I
для создания Военной галереи Зимнего дворца
. Также Доу написал портреты многих членов царской семьи.
Мастерская Джорджа Доу. Портрет императора Николая I (фрагмент). 1826. Государственный исторический музей, Москва
Внутри несессера находится вкладка с ячейками для предметов, которые могли понадобиться во время поездки, — ножниц, наперстка, шпулек, шила, игольника, «ложечки для чистки ушей со щипчиками», крючка для крепления галстука, приспособлений для чистки курительных трубок, футляра с карандашами.

Предметы из Этрусского сервиза

Тарелка из Этрусского сервиза. 1844 год. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Сервиз, представленный в экспозиции, изготовил Императорский фарфоровый завод для Царицына павильона. В него входили наборы предметов для завтрака и полдника на 48 персон и чайно-кофейная часть на 24 персоны. В первоначальном составе числилось 120 мелких и 48 глубоких тарелок, по 4 корзины, простоквашницы и кувшина, по 2 компотника и молочника, 48 полоскательниц, 6 приборов для завтрака и 12 солонок. Этот сервиз постоянно пополнялся: мастера выполняли новые предметы взамен разбившихся вплоть до начала ХХ века. В «Описи предметам, имеющим преимущественно художественное значение» 1885 года сохранились сведения о находившихся на Царицыном острове 273 предметах различных форм, расписанных «по темно-красному фону… черной краской, во вкусе древних этрусских ваз».
Декор в стилистике греческой чернофигурной вазописи соответствовал общему художественному решению интерьеров здания, построенного для Александры Федоровны в «помпеянском вкусе». Летом императрица часто посещала Царицын остров и устраивала в павильоне завтраки в кругу семьи и приближенных.
Моду на античное искусство и подражание ему вызвало обнародование находок из Геркуланума и Помпей, в частности издание рисунков античных ваз из коллекции английского дипломата сэра Уильяма Дугласа Гамильтона. Именно они стали источником вдохновения для мастеров Императорского фарфорового завода
. Так, изображения сидящего юноши и девушки у жертвенника в зеркале мелких тарелок соответствуют образам из таблицы в первом томе сборника Гамильтона, которая фиксирует роспись апулийского кратера из коллекции Британского музея в Лондоне. Силуэт девушки с зеркалом на полоскательнице напоминает рисунок на античной амфоре из того же музея. В декоративном оформлении сервиза художники завода использовали элементы античной вазописи, либо заимствуя единичные мотивы, либо, напротив, объединяя героев разных сюжетов на одном предмете.

Часы «Руанский собор»

Гарнитур каминный: часы готические «Руанский собор». Скульптор — Павел Вахрамеев, роспись — Александр Яковлев (часы). 1829 год. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Этот гарнитур предназначался для гостиной императрицы во дворце Коттедж
 — интерьера, в котором ярко и полно раскрылся неоготический стиль
. Фарфоровые готические
часы были выполнены по эскизу из собрания Государственного Эрмитажа
.
Часы повторяют Portail du midi — южный вход поперечного нефа Руанского собора, обращенный на площадь Календе. Торжественный облик гарнитуру придает фарфоровый пласт с росписью, изображающей перспективу главного нефа
. За эту тонкую работу мастерам Императорского фарфорового завода — скульптору Вахрамееву и живописцу Яковлеву — Николай I пожаловал «часы золотые с таковыми же при них цепочками».
Поднесенный императорской семье к Рождеству 1829 года фарфоровый гарнитур остался в Зимнем дворце
. Именно там проходили традиционные выставки лучших произведений, созданных придворными мануфактурами в течение года. А весной 1830 года часы отправили в «петергофский сельский домик», как поначалу называли Коттедж.

Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала Анастасию Васильковскую, ведущего специалиста по связям с общественностью ГИМа; научных сотрудников ГИМа и научных сотрудников ГМЗ «Петергоф».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна