Волшебный подсвечник и другие сокровища императрицы
До 12 февраля в Государственном историческом музее проходит масштабная выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы», которая посвящена загадочному образу государыни Александры Федоровны, супруги Николая I. Гости музея узнают трогательные истории из жизни императорской семьи: их сохранили предметы из дворца Коттедж, который император возвел в подарок любимой жене.
Урожденная прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина увлекалась литературой, брала уроки пения, жертвовала средства на благотворительность и очень любила белые розы. «Александра Федоровна была добра, у нее всегда была улыбка и доброе слово для всех, кто к ней подходил, но эта улыбка и это доброе слово никогда не выходили за пределы небольшого круга тех, кого судьба к ней приблизила. Александра Федоровна не имела ни для кого сурового взгляда, ни недоброжелательного жеста, ни сурового осуждения», — писала об императрице фрейлина Анна Тютчева.
Специально для портала «Культура.РФ» специалисты Исторического музея рассказали историю создания пяти экспонатов выставки. Как работает волшебный подсвечник, какую роль Александра Федоровна исполнила на сцене и что хранила в дорожном несессере — читайте в нашем новом материале.
Кубок Потсдамский
13 июля 1829 года в Потсдаме состоялся рыцарский турнир. В Новом дворце в Сан-Суси члены прусского королевского дома и аристократических семей в средневековых костюмах упражнялись в военном искусстве и конной выездке перед многочисленными зрителями.
Провозглашенной королевой турнира стала Александра Федоровна, которая блистала на вечере в расшитом жемчугом и бриллиантами платье. Европа запомнила этот грандиозный праздник под названием «Волшебство Белой Розы» — в честь любимого цветка русской императрицы.
Серебряный кубок, представленный в экспозиции, был создан по заказу герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого, дяди императрицы, ровно через год в память о турнире. Драгоценный сувенир изготовили в мастерской Иоганна Хоссауэра, придворного ювелира прусского короля, по проекту архитектора Карла Шинкеля. Его поверхность украшают 127 накладных эмалевых гербов по числу участников турнира, а крышку венчает серебряная роза. В июне 1830 года в силезском Фишбахе кубок торжественно вручили Александре Федоровне, после чего он занял почетное место в гостиной дворца Коттедж в Петергофе. В имущественных описях он числился как «карусель серебряная с гербами и наверху белою розою».
Миракль
Мираклем называют вид подсвечника с экраном перед свечой, который стал популярен в начале XIX века. Как правило, на экраны наносили рисунки, которые оживали благодаря игре света и мерцанию пламени. Само слово «миракль» образовано от французского miracle или латинского miraculum, что переводится как «чудо».
Миракль, представленный на выставке, в подарок Александре Федоровне преподнес брат, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Это было трогательное напоминание о празднике, который состоялся 27 января 1821 года в Большом королевском дворе в Берлине. Тогда будущая императрица исполнила главную роль в постановке поэмы Томаса Мура «Лалла Рук», а роль ее возлюбленного сыграл сам Николай Павлович.
Сюжеты, украшающие миракль, отсылают к этому спектаклю. Так, пейзаж на зеркале основания подсвечника воспроизводит декорации заключительной сцены. Согласно описанию Мура, она происходит на берегу озера у кашмирского дворца: «Кристальное озеро, покрытое множеством лодок, певцы, разливавшие в воздухе звуки гармонии, летние домы, группами возвышающиеся на окружных зеленеющих холмах…»
На стекле экрана изображена корона, которая украшала голову Лаллы Рук в исполнении императрицы. Бордюр из белых роз, обрамляющий основание, указывает на адресата подарка: Белой Розой Александру Федоровну называли в родительском доме. А имя дарителя зашифровано в изображении рыбы, выполненном цировкой на золотом фоне. Юного Фридриха Вильгельма из-за полноты шутливо называли в семье «камбалой», и, повзрослев, он часто использовал это прозвище вместо подписи в письмах родственникам и на рисунках.
Читайте также:
Несессер
Слово «несессер» происходит от французского nécessaire, что буквально означает «необходимый». Это специальный контейнер — сумка, шкатулка, футляр — для предметов гигиены, косметики, маникюрных инструментов, приспособлений для шитья или рукоделия. Появившиеся в начале XVIII века несессеры делились на настольные и карманные. Настольные брали с собой в путешествия или использовали во время переездов. А карманные несессеры до конца XIX столетия были настоящими модными аксессуарами: их крепили к поясу специальной цепочкой. Такие несессеры нередко заказывали лучшим ювелирным мастерам. Их передавали по наследству как семейные реликвии, а еще правители жаловали их в дар высокопоставленным придворным.
Несессер из личной коллекции Александры Федоровны украшен орнаментом из ограненной стали и фарфоровым пластом с портретом императора Николая I, который списан с картины кисти Джорджа Доу 1826 года. Английского художника к русскому двору пригласил еще Александр I для создания Военной галереи Зимнего дворца. Также Доу написал портреты многих членов царской семьи.
Внутри несессера находится вкладка с ячейками для предметов, которые могли понадобиться во время поездки, — ножниц, наперстка, шпулек, шила, игольника, «ложечки для чистки ушей со щипчиками», крючка для крепления галстука, приспособлений для чистки курительных трубок, футляра с карандашами.
Предметы из Этрусского сервиза
Сервиз, представленный в экспозиции, изготовил Императорский фарфоровый завод для Царицына павильона. В него входили наборы предметов для завтрака и полдника на 48 персон и чайно-кофейная часть на 24 персоны. В первоначальном составе числилось 120 мелких и 48 глубоких тарелок, по 4 корзины, простоквашницы и кувшина, по 2 компотника и молочника, 48 полоскательниц, 6 приборов для завтрака и 12 солонок. Этот сервиз постоянно пополнялся: мастера выполняли новые предметы взамен разбившихся вплоть до начала ХХ века. В «Описи предметам, имеющим преимущественно художественное значение» 1885 года сохранились сведения о находившихся на Царицыном острове 273 предметах различных форм, расписанных «по темно-красному фону… черной краской, во вкусе древних этрусских ваз».
Декор в стилистике греческой чернофигурной вазописи соответствовал общему художественному решению интерьеров здания, построенного для Александры Федоровны в «помпеянском вкусе». Летом императрица часто посещала Царицын остров и устраивала в павильоне завтраки в кругу семьи и приближенных.
Моду на античное искусство и подражание ему вызвало обнародование находок из Геркуланума и Помпей, в частности издание рисунков античных ваз из коллекции английского дипломата сэра Уильяма Дугласа Гамильтона. Именно они стали источником вдохновения для мастеров Императорского фарфорового завода. Так, изображения сидящего юноши и девушки у жертвенника в зеркале мелких тарелок соответствуют образам из таблицы в первом томе сборника Гамильтона, которая фиксирует роспись апулийского кратера из коллекции Британского музея в Лондоне. Силуэт девушки с зеркалом на полоскательнице напоминает рисунок на античной амфоре из того же музея. В декоративном оформлении сервиза художники завода использовали элементы античной вазописи, либо заимствуя единичные мотивы, либо, напротив, объединяя героев разных сюжетов на одном предмете.
Часы «Руанский собор»
Этот гарнитур предназначался для гостиной императрицы во дворце Коттедж — интерьера, в котором ярко и полно раскрылся неоготический стиль. Фарфоровые готические часы были выполнены по эскизу из собрания Государственного Эрмитажа.
Часы повторяют Portail du midi — южный вход поперечного нефа Руанского собора, обращенный на площадь Календе. Торжественный облик гарнитуру придает фарфоровый пласт с росписью, изображающей перспективу главного нефа. За эту тонкую работу мастерам Императорского фарфорового завода — скульптору Вахрамееву и живописцу Яковлеву — Николай I пожаловал «часы золотые с таковыми же при них цепочками».
Поднесенный императорской семье к Рождеству 1829 года фарфоровый гарнитур остался в Зимнем дворце. Именно там проходили традиционные выставки лучших произведений, созданных придворными мануфактурами в течение года. А весной 1830 года часы отправили в «петергофский сельский домик», как поначалу называли Коттедж.
Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала Анастасию Васильковскую, ведущего специалиста по связям с общественностью ГИМа; научных сотрудников ГИМа и научных сотрудников ГМЗ «Петергоф».