Царские подарки
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» работала выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца», где можно было увидеть около 250 предметов, которые дарили российским монархам в разные годы. Выставка охватила всю историю Павловска с тех пор, как он стал императорской резиденцией, — от правления Екатерины II до последнего русского царя Николая II.
Знакомимся с интересными экспонатами из этой коллекции: офицерским мундиром Павла I, шкатулкой с видами Вены, которая принадлежала его супруге, блюдом с росписью Василия Поленова и старинным буддийским символом — колесом дхармы.
Портрет старших сыновей Павла I
Миниатюру с изображением двух своих внуков — Александра и Константина — Екатерина II заказала в 1782 году. Неизвестный художник создал копию портрета великих князей, который написал годом раньше английский живописец Ричард Бромптон.
На картине великий князь Александр Павлович держит в руках короткий клинок и разрезает гордиев узел, который упоминается в преданиях об Александре Македонском. А его брат Константин Павлович изображен со знаменем, увенчанным крестом: этот знак отсылает к императору Константину. Он первым из римских правителей признал христианство государственной религией.
Готовую миниатюру императрица подарила своей невестке — Марии Федоровне, жене будущего императора Павла I. В то время наследник престола и его супруга путешествовали по Европе. Поэтому подарок им отправили с курьером и запиской Екатерины: «Чрез настоящего [курьера] я посылаю Вам миньятюрный портрет Ваших детей, которого просила любезная дочь». Мария Федоровна всю жизнь хранила этот подарок императрицы в личных покоях. После ее смерти портрет перевезли в Гатчинский дворец.
Мария Федоровна — до перехода в православие ее звали София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская — стала второй женой Павла I. Екатерина II тепло относилась к невестке, ценила ее спокойный и мягкий характер, часто выражала свое расположение ценными подарками. Мария Федоровна также не оставалась в долгу: она дарила императрице резные украшения собственной работы.
Офицерский мундир Павла I
Суконный офицерский мундир преподнесла на именины Павлу I — тогда еще наследнику российского престола — его супруга Мария Федоровна. На шелковой подкладке сохранилась надпись: «1787 года июня 29-го дня от Ея Высочества № 93».
Мундир из зеленого сукна с красным бархатным воротником и двумя рядами медных пуговиц был сшит по прусскому образцу. Такую форму носили офицеры гатчинских войск — отрядов, которые располагались в Гатчине и Павловске и подчинялись самому Павлу I. В них набирали сначала представителей высших чинов из флотских батальонов, а затем и офицеров сухопутной армии. Численность гатчинских войск постоянно росла. К 1796 году в них входили шесть батальонов пехоты, три полка кавалерии, казачий эскадрон, артиллерийская и егерская роты. В военных походах из этих подразделений участвовал только один батальон.
Когда Павел I стал императором, он распорядился сменить обмундирование армейских полков. Образцом для новой формы послужили суконные мундиры гатчинских войск.
Шкатулка с видами Вены и ее окрестностей
Деревянную шкатулку с накладками из перламутра изготовил токарный мастер Карл Шмидт в 1826 году. Ее бортики и крышку внутри и снаружи украшали акварельно-гуашевые миниатюры художника Балтазара Виганта, который писал виды австрийской столицы и ее окрестностей.
Шкатулку подарила вдове Павла I, императрице Марии Федоровне, ее дочь — Мария Павловна. В то время она уже была замужем за герцогом Карлом Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским и жила в Германии. Мария Павловна поддерживала немецких художников и писателей, дружила с Иоганном Вольфгангом Гёте, основала музей веймарских писателей. Однако, живя в Веймаре, дочь Павла I продолжала поддерживать отношения с императорской семьей. Она часто отправляла матери подарки, переписывалась с младшими братьями — Николаем Павловичем и Михаилом Павловичем. Император Николай I вспоминал о старшей сестре: «Я чтил ее как мать, и ей исповедовал всю истину из глубины моей души».
В шкатулку с видами Вены, которую Мария Павловна преподнесла своей матери, был встроен миниатюрный музыкальный механизм с двумя мелодиями. Он включался, когда поднимали крышку. Внутри шкатулка состояла из нескольких отделений, в которых хранились небольшая записная книжка, хрустальная чернильница, перламутровая линейка, лупа, серебряная печатка, принадлежности для шитья. В стенку была вмонтирована кнопка, при нажатии на которую выдвигались футляр для писем и подставка для чернильницы с пером.
Читайте также:
Декоративное блюдо с росписью Василия Поленова
Великий князь Александр Александрович купил блюдо с изображением кота на выставке, которая проходила в Академии художеств осенью 1876 года. Этот сувенир он подарил своему восьмилетнему сыну — будущему императору Николаю II.
Блюдо расписывал известный российский художник Василий Поленов. В начале 1870-х годов он жил в Париже, где вместе с другими живописцами открыл керамическую мастерскую. В 1876 году Поленов вернулся в Россию и привез с собой некоторые работы. Друг художника, издатель и ученый Федор Чижов писал в своем дневнике: «Какие хорошие вещи привез с собой Вася [Поленов] своей работы… Теперь все выставляются в Академии, а потом будут выставляться в Москве. Очень хорошие, теперь входящие в моду тарелки и блюда фаянсовые, на которых пишут целые картинки каким-то новым способом и после обжигаются. На одном кот и кругом в бордюре события из кошачьей жизни».
Расписное блюдо хранилось в покоях будущего императора. Когда цесаревич Николай Александрович переехал в 1895 году в Зимний дворец, он распорядился поставить этот сувенир в своем личном кабинете.
Серебряный портсигар
В 1886 году будущему императору Николаю II исполнилось 18 лет. Ко дню рождения родители преподнесли ему ценный подарок — серебряный портсигар с гравировкой. Дарственная надпись представляла собой факсимиле — точную копию записки Александра III: «От Папа и Мама. 6 мая 1886 г. Севастополь».
Николаю II принадлежала целая коллекция таких предметов. Родительский подарок стал в ней одним из первых. Члены семьи и подданные преподносили императору как богато украшенные портсигары с инкрустацией из драгоценных камней, так и совсем простые по оформлению, лаконичные модели, которыми удобно было пользоваться в повседневной жизни.
Буддийское колесо дхармы
Серебряное колесо дхармы подарили цесаревичу Николаю Александровичу забайкальские буряты в 1891 году. В то время будущий император путешествовал по Российской империи: такая поездка считалась обязательной частью образования, которое получали наследники престола. Они знакомились со своими будущими подданными, бытом и традициями разных частей страны.
Когда цесаревич приехал в Забайкалье, в его честь устроили целый праздник. Наследника встречали с хлебом и солью на серебряном подносе, под национальную бурятскую музыку. Буддийские священники провели в его честь молебен по своим обычаям, а затем местные жители показали умения в конных скачках и укрощении необъезженных лошадей, стрельбе из лука и традиционном рукопашном бое. Специально для Николая Александровича изготовили просторную войлочную юрту — в ней он ночевал.
Колесо дхармы, преподнесенное цесаревичу в память о визите, — древний буддийский символ. Восемь спиц олицетворяли восемь ступеней Благородного пути, которому следовали буддисты: правильное воззрение, намерение, речь, поведение, образ жизни, усилие, памятование и сосредоточение.
Пасхальное яйцо
Одним из самых популярных подарков для членов императорской семьи, особенно во времена правления Николая II, были пасхальные яйца из золота, серебра и других металлов. Их украшали резьбой и гравировкой, инкрустировали драгоценными камнями и перламутром.
Одно из таких яиц подарили Николаю II подданные в 1913 году. В это время в России отмечали 300-летие со дня основания дома Романовых. По этому случаю главные заводы, фабрики и мануфактуры страны выпускали множество памятных подарков: платки с изображением монархов, фарфоровые и фаянсовые сервизы, металлические кружки и чарки, юбилейные монеты и медали.
Пасхальное яйцо, которое преподнесли императору, было изготовлено из черненого металла и подвешивалось на трех тонких цепочках. Посередине оно раскрывалось, как миниатюрная шкатулка. Верхнюю часть яйца украшал эмалевый двуглавый орел с вензелем императора. Его окружали чеканный растительный орнамент и вставки из драгоценных камней: сердолика, агата, амазонита, изумруда. Снизу к яйцу крепилась подвеска в виде круга с монограммой «ХВ» — «Христос Воскресе».
Благодарим куратора Ольгу Баженову за помощь в подготовке материала.