Три исторические оперы Петра Чайковского

Чаще всего в российских и зарубежных театрах можно услышать самые знаменитые оперы
Петра Чайковского
 — «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». Всего же композитор написал 10 сочинений для музыкального театра. Большинство из них — на исторические сюжеты. «Культура.РФ» рассказывает истории трех самых крупных опер Чайковского, которые не обрели столь большой популярности. Читайте, почему в одной из них опричник пел женским голосом, где композитор сместил акцент с войны на любовную историю и о какой работе писал, что «вытягивает из себя строчки».

Первые оперы Петра Чайковского

Олег Ардимасов. Портрет Петра Чайковского. 1968. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Федор Федоровский. Эскиз мужских костюмов к опере Петра Чайковского «Воевода» (фрагмент). XX век. Российский национальный музей музыки, Москва
Владимир Винокур. Петр Чайковский и Николай Рубинштейн (фрагмент). Середина XX века. Российский национальный музей музыки, Москва
Петр Чайковский
заинтересовался музыкальным театром еще в Санкт-Петербургской консерватории
. Во время учебы он написал увертюру — пьесу, которую исполняли в начале оперного или драматического спектакля, — к «Грозе»
Александра Островского
. Когда композитор получил образование и уехал в Москву преподавать, он взялся за крупные театральные произведения.
В конце 1860-х годов Чайковский написал первые оперы: «Воеводу» на сюжет Островского и «Ундину» по балладе Василия Жуковского
. Их премьеры прошли в Большом театре
. Однако сочинения не заинтересовали публику. Это объяснялось ситуацией в музыкальном театре: в Петербурге и Москве в те времена выступали труппы и именитые певцы-гастролеры специально приглашенные из-за рубежа — в основном из Италии. Русскую оперу исполняли редко. Для новых постановок российских композиторов не готовили декорации и костюмы — играли в так называемом «подборе», в том, что осталось от других спектаклей. Вокалистам платили гораздо меньше. Из-за этого русская опера звучала и выглядела не так привлекательно, как зарубежная.
В 1870-е годы ситуацию изменил главный дирижер Императорских театров Эдуард Направник: при нем новым спектаклям отечественных авторов уделяли гораздо больше внимания, и русские оперы
стали звучать чаще. В 1880-е годы они вытеснили итальянские и стали основой репертуара. Тогда же появились основные театральные работы Петра Чайковского.

«Опричник»

Иван Малютин. Опричники. Начало 1910-х. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Иван Малютин. Зал со сводами. Третий акт. Эскиз декорации к опере Петра Чайковского «Опричник» (фрагмент). 1911. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Петр Ламбин. Княжеский ловчий. Эскиз костюма к опере Петра Чайковского «Опричник». 1900-е. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Третья опера Чайковского
 — и первая, которая привлекла внимание зрителей. Историю молодого боярина Андрея, который ради любимой стал опричником, Петр Чайковский взял из пьесы известного в то время драматурга Ивана Лажечникова.
Либретто, сценарий оперы, композитор написал сам. Он изменил первоисточник — например, убрал со сцены царя Ивана Грозного, который играл значительную роль в сюжете.
В «Опричнике» Чайковский использовал и часть либретто своей дебютной оперы «Воевода», и музыки к ней, дополнил и доработал их. Сочинял он медленно, хотя замысел композитору нравился. На «Опричника» Петр Чайковский потратил три года.
Сочинение впервые сыграли в Мариинском театре
. Опера понравилась публике, а руководство Императорских театров выписало композитору крупную по тем временам премию в 300 рублей. Однако сам Чайковский остался недоволен произведением. Позже он несколько раз редактировал оперу: написал новые номера главных героев, а по просьбе певца Богомира Корсова придумал вторую версию арии главного злодея, князя Вязьминского.
Интересный факт:
Партию Федора Басманова, лидера опричников и друга главного героя, исполняли певицы: Чайковский написал ее для альта, низкого женского голоса.

«Орлеанская дева»

Валерий Левенталь. Кардинал. Эскиз костюма к опере Петра Чайковского «Орлеанская дева» (фрагмент). 1990. Музей Государственного академического Большого театра России, Москва
Владимир Кисимов. Эскиз декорации к опере Петра Чайковского «Орлеанская дева» (фрагмент). 1942. Саратовский областной музей краеведения, Саратов
Валерий Левенталь. Иоанна в торжественной порфире. Эскиз костюма к опере Петра Чайковского «Орлеанская дева» (фрагмент). 1990. Музей Государственного академического Большого театра России, Москва
Единственная большая опера Чайковского
на иностранный сюжет. Романтическая драма Фридриха Шиллера о жизни Жанны д’Арк
заинтересовала композитора в середине 1870-х годов. В России ее в то время уже знали: пьеса появилась в 1831 году, перевел ее Василий Жуковский
. Однако царские цензоры запретили произведение с формулировкой «интрига сей пьесы основана на чудесах Пресвятыя Девы, о коей и часто упоминается в самых речах», поэтому долгие годы ее не ставили.
Чайковский нашел выход из положения: он снова написал либретто сам. Основой стал текст Шиллера в версии Жуковского. Но работа продвигалась непросто: «Сколько перьев я изгрызу, прежде чем вытяну из себя несколько строчек! Сколько раз я встаю в совершенном отчаянии оттого, что рифма не дается, или не выходит известное число стоп, что недоумеваю, что в данную минуту должно говорить то или другое лицо».
Сюжет Шиллера Петр Чайковский тоже изменил. Он придумал новый финал. В его версии Иоанна (так на немецкий манер назвали героиню) погибала не на поле боя, как у Шиллера, а на костре после приговора инквизиции, как это произошло на самом деле. Также Чайковский расширил любовную линию. В пьесе рыцарь, возлюбленный Жанны, появлялся ненадолго. В опере же их отношения, терзания героини о долге и невозможности из-за этого влюбляться, занимали несколько сцен. Они играли в истории важную роль: воительница считала, что именно внезапное чувство отвратило от нее Бога.
Интересный факт:
Публика услышала «Орлеанскую деву» и «Евгения Онегина» в один год — 1881-й. Чайковский ждал, что камерный «Онегин» не понравится зрителям, а крупное произведение о Жанне д’Арк — заинтересует. Вышло же наоборот: пушкинскую оперу приняли тепло, а сочинение о французской воительнице задержалось на сцене недолго.

«Мазепа»

Петр Степанов. Эскиз женского костюма к опере Петра Чайковского «Мазепа». 1913. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Матвей Шишков. Эскиз декорации к опере Петра Чайковского «Мазепа» (фрагмент). 1883. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Петр Степанов. Эскиз костюма Гетмана Мазепы к опере Петра Чайковского «Мазепа». 1913. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Сочинение по мотивам поэмы «Полтава»
Петр Чайковский
написал в 1881–1883 годах. Произведение Александра Пушкина
не впервые оказалось на музыкальной сцене. В 1850–70-х в Петербурге, Киеве и Москве шла постановка композитора Бориса Фитингофа-Шеля. Незадолго до того, как Чайковский взялся за работу, поэма заинтересовала еще одного автора. Директор Петербургской консерватории
Карл Давыдов хотел создать свою оперу на этот сюжет. Для него написал либретто публицист Виктор Буренин, однако произведение так и не поставили. Чайковский использовал текст Буренина, однако и его изменил. Исследователи отмечали, что композитор практически придумал новый сценарий.
Петр Чайковский сделал сюжет более камерным: избавился от венценосных героев, сосредоточился на любовной истории. Из-за необходимости сочетать крупные военные эпизоды и лирическую драму композитор долго не мог завершить сочинение и писал брату Модесту: «Не испытываю и двадцатой доли того вдохновения и любви к своему нарождающемуся детищу, какие испытывал прежде, особенно относительно некоторых детищ». Публика впервые услышала «Мазепу» в феврале 1884 года. Оперу поставили в Большом театре
.
Интересный факт:
В опере осталась масштабная сцена Полтавской битвы
. Но композитор превратил ее во вставную оркестровую картину между актами и показал сражение только при помощи музыкальных инструментов.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна