5 музеев, которые расскажут о русском балете

Балетные постановки живут недолго: каждый спектакль неповторим, его нельзя полностью воссоздать даже в записи. Однако от любого балета и любого артиста остаются артефакты — декорации, костюмы
, личные вещи. Российские музеи хранят множество таких артефактов: от туфель XIX века до личных записей знаменитых танцовщиков. «Культура РФ» рассказывает, где искать прошлое русского балета и какие интересные вещи можно увидеть в фондах.

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

Йозеф Крихубер. Портрет Марии Тальони в жизни. 1839. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Сцена «Оживленный сад» из балета Адольфа Адана «Корсар». Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинград, 1987–1991 годы. Фотография: Владимир Зензинов / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Балетная туфля Ольги Спесивцевой для партии Эсмеральды в балете Цезаря Пуни «Эсмеральда». Государственный академический театр оперы и балета, Санкт-Петербург, 1923 год. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Музей театрального и музыкального искусства
в Санкт-Петербурге появился в 1918 году, сразу после революции. У него интересная история. В XIX веке государственных театров было всего пять. Три находились в Санкт-Петербурге — Александринский
, Мариинский
, Михайловский
, и два в Москве — Большой
и Малый
. Вместе они образовывали Императорские театры и подчинялись единой дирекции. Все архивы петербургских театров хранились в одном месте. В них входили костюмы
, эскизы к спектаклям и цензурные экземпляры пьес — тексты, которые театры отправляли на проверку в полицейские органы. После революции этот архив национализировали и отдали в только что организованный музей. Так Музей театрального и музыкального искусства получил множество экспонатов из главных театров города.
В наши дни здесь хранится около полумиллиона экземпляров — и наследие Императорских театров, и более поздние приобретения. В основном здании на площади Островского можно увидеть редкие балетные артефакты. Например, вещи Марии Тальони, одной из первых прима-балерин. Она вместе с отцом, хореографом Филиппо Тальони, придумала прообраз пуантов — туфли с плотным мыском. Также Тальони перестала носить распространенные в начале XIX века пышные костюмы и заменила их простым легким платьем с летящей юбкой. В музее выставлены ее пачка и балетные туфли.

Еще в музее есть отдельная витрина с пуантами разных эпох, наглядная эволюция балетной обуви — от тонких чешек XIX века до современных туфель. Они принадлежали итальянской балерине Карлотте Брианце, приме Русского балета Сергея Дягилева
Ольге Спесивцевой, советской диве Галине Улановой
.
В основной экспозиции много интерактивных элементов — веера
с текстами, выдвижные панели с картинами и фото, даже имитация балетного станка. Виртуальный урок у него ведет Николай Цискаридзе
. А еще здесь можно увидеть макеты разных театров с оживающими декорациями: античный амфитеатр, английский круглый театр «Глобус», где ставили пьесы Уильяма Шекспира
, Дроттнингхольмский театр в Стокгольме. Также музей хранит модели декораций к старинным постановкам. Среди них — балет Адольфа Адана «Корсар». В этом спектакле использовали много эффектов. Двигались волны, шел корабль, в финале появлялись его обломки. Макет работает — можно увидеть, как именно «ходили» декорации в XIX веке.

Музей Академии русского балета им. Агриппины Вагановой, Санкт-Петербург

Лев Бакст. Эскиз костюма Призрака розы в балете Карла Марии фон Вебера «Видение розы» (фрагмент). Русские сезоны (Антреприза Сергея Дягилева), Париж, Франция, 1911 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Артистка балета, балетмейстер и педагог Агриппина Ваганова (сидит) проводит урок классического танца с ученицами Государственного ордена трудового Красного Знамени хореографического училища. Ленинград, 1946 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Евгения Дюжикова. Агриппина Ваганова в партии Жизели. 1916. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Академия
 — одна из старейших балетных школ в мире. Она существует с 1738 года. Изначально это было Театральное училище при Императорских театрах Санкт-Петербурга — учебный интернат, в котором готовили артистов всех специальностей, от танцовщиков и актеров до оркестрантов. После 1917 года единая дирекция перестала существовать, музыкальный театр и драму отделили друг от друга. Так в городе появились Институт сценических искусств и хореографическое училище, сейчас — Академия русского балета им. Агриппины Вагановой.
Несмотря на длинную историю, музей
в училище появился лишь в 1957 году — сначала как небольшое школьное собрание. Идея создать выставку балетных артефактов пришла в голову балерине и педагогу Мариэтте Франгопуло, она сама около 20 лет собирала коллекцию. Первыми экспонатами стали снимки выпускников Театрального училища, в том числе дореволюционные.
Сейчас в коллекции находятся мемуары балетных артистов, рукописи, театральные фотографии, афиши, в том числе афиши-постеры Русского балета Сергея Дягилева
. В музее не так много костюмов, однако здесь хранится костюм, в котором Вацлав Нижинский
танцевал главную партию в балете «Видение розы». Этот спектакль вышел в Русском балете в 1911 году. Нижинский исполнял партию Призрака розы. Артист носил трико с розовыми лепестками — каждый лепесток пришивали к одежде так, чтобы он мог шевелиться. Постановка и Нижинский в ней имели такую популярность, что поклонники стремились оторвать кусочек ткани на память. Из-за этого трико приходилось часто заменять — и одно из них приехало в Санкт-Петербург.

Музей Большого театра, Москва

Вацлав Нижинский. «Теория записывания всех движений и поз человека по системе В.Ф. Нижинского». Тетрадь №3 с записями по хореографии. 1918. Музей Государственного академического Большого театра России, Москва
Юбилей оперного певца Леонида Собинова. Общая фотография (на ступенях Большого театра). Москва, 1934 год. Фотография: Музей Государственного академического Большого театра России, Москва
Деталь костюма Леонида Собинова к партии Альфреда в балете Джузеппе Верди «Травиата». Императорский Большой театр, Москва, 1905 год. Фотография: Музей Государственного академического Большого театра России, Москва
В число Императорских театров входил и Большой театр
. Из-за того что он находился в Москве, его коллекцию собирали отдельно. После 1917 года она осталась в театре. Несмотря на величину фонда — только эскизов к спектаклям 15 тысяч, — у него долгое время не было собственного места. Музей появился лишь в 1918 году, а экспонаты нигде не выставляли еще несколько лет. С 1923 года их показывали в фойе театра — зрители могли увидеть коллекцию в антрактах. Во время Великой Отечественной войны
коллекцию перевезли в здание филиала, его сегодня занимает Театр оперетты
. В 1960-х музею дали помещение над метро «Охотный Ряд». В 2000-е годы основное здание театра, Историческую сцену, отреставрировали и коллекция снова переехала — сейчас она хранится в Хоровом и Музейном залах фойе.
В Музее Большого театра
много артефактов
, которых нет в других местах. Среди них — почти полный комплект театральных костюмов Леонида Собинова
. Певец, известный исполнитель роли Ленского в «Евгении Онегине», работал в Большом 37 лет и спел на его сцене 35 партий.
Часть экспонатов музею подарили. Среди них — дневник танцовщика Вацлава Нижинского
. Он никогда не был связан с труппой Большого. В России Нижинский танцевал в Мариинском театре
, а основные партии исполнил в Европе в составе Русского балета. Рукопись попала в театр через министерство культуры от балерины Киры Нижинской, дочери танцовщика. На страницах тетрадей Нижинский разрабатывал систему балетной нотации — универсальной записи танца. Он пытался совместить фиксацию движения и обычные ноты после того, как закончил танцевальную карьеру из-за душевной болезни. Эти материалы и оказались в Большом.

Вилла «Надежда», Музей балета, Сочи

Константин Маковский. Портрет Сергея Худекова. 1890-е. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Габриэла Комлева в партии Баядерки и Сергей Викулов в партии Солора в балете Людвига Минкуса «Баядерка». Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинград, 1970-е годы. Фотография: Юлия Ларионова / Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Вид главной лестницы дачи «Надежда» Сергея Худекова. Сочи, Краснодарский край, 1930-е годы. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Музей балета в Сочи открылся в 2014 году и стал первым подобным местом на Юге России. Коллекцию приняла вилла «Надежда». Ею в начале XX века владел Сергей Худеков — драматург, писатель, историк балета, автор либретто к балету Мариуса Петипа
«Баядерка»
. Дом построили в 1899 году в сочинском дендрарии
, который Худеков же и основал за 10 лет до этого. Виллу назвали в честь жены драматурга.
Экспозиция музея состоит из двух частей. Первая — мемориальные комнаты Худековых, где можно увидеть, как жила творческая интеллигенция прошлого века. В них сотрудники музея восстановили дореволюционные интерьеры и сохранили частную библиотеку первого владельца. Среди книг есть «История балета», которую написал Сергей Худеков. Она стала первым в России изданием об основных вопросах танца от Античности до начала XX века. Эта книга — библиографическая редкость. В 1918 году почти весь тираж четвертого тома уничтожил пожар в типографии. Уцелели лишь несколько экземпляров, которые хранятся сегодня в Российской национальной библиотеке
и Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке
. Есть версия, что это сигнальные экземпляры: «История балета» в Ленинке не имеет титульного листа и обложки. Уцелевшие экземпляры особенно ценят коллекционеры и ученые.
Вторая часть постоянной экспозиции — сценические костюмы советских балерин. Самый интересный предмет коллекции — пачка Габриэлы Комлевой из балета «Баядерка». Артистка лично передала ее в дар музею. В этом костюме Комлева танцевала в 1970-е годы в Мариинском театре
. Белая пачка для третьего акта, где героиня Никия представала в виде тени, выглядит как свадебный наряд.

Музей-квартира Майи Плисецкой, Москва

Марк Шагал. Композиция с цветами (фрагмент). Литография. 1966. Фотография: Музей-квартира Майи Плисецкой, Москва
Балерина, балетмейстер и хореограф Майя Плисецкая и артист балета Михаил Барышников. США, 1980–1988 годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Пьер Карден. Шубка. Деталь костюма Майи Плисецкой для роли Анны Карениной в фильме-балете Родиона Щедрина «Анна Каренина». 1974 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Постоянная экспозиция новейшего балетного музея
в России открылась в июле и пока доступна только с экскурсией. В этой квартире балерина Майя Плисецкая
жила в советское время до переезда в Германию в 1990 году, а потом лишь ненадолго останавливалась, когда приезжала в Москву. Помещение передал в дар Бахрушинскому музею
композитор и муж артистки Родион Щедрин.
Сотрудники музея-квартиры постарались сохранить оригинальный вид комнат. Коллекция состоит из архивных материалов, которые тоже передал Щедрин. Среди них — документы о подготовке гала-концерта в честь 80-летия Майи Плисецкой в 2005 году, в том числе списки гостей. Из них можно узнать, что визит танцовщика Михаила Барышникова, который после эмиграции из СССР не возвратился в страну, Плисецкая согласовывала с ним лично. Также среди вещей — флакон любимых духов балерины Bandit от Robert Piguet и подарки от других известных людей, например две литографии Марка Шагала
с личными надписями: «Для Майички. Марк Шагал» и «Для Майи с сердечным приветом».

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна