5 балетов, над которыми работал Мариус Петипа
2018 год в России посвящен русскому балету. Один из самых известных отечественных балетмейстеров — Мариус Петипа — повлиял не только на российскую, но и на мировую балетную школу. В нашей стране он поставил более 60 оригинальных спектаклей, многие из которых стали классическими. Портал «Культура.РФ» собрал пять самых известных русских балетов, над которыми работал Петипа.
«Дон Кихот»
Мариус Петипа поставил балет «Дон Кихот» на сцене московского Большого театра в 1869 году. Это была первая совместная работа Петипа с композитором Людвигом Минкусом. Спектакль не повторял в точности сюжет романа Сервантеса: Дон Кихот здесь стал второстепенным персонажем, а в центре сюжета оказалась история любви цирюльника Базиля и дочери трактирщика Китри. Отец Китри возражал против их союза, но при помощи благородного идальго из Ламанчи влюбленным удалось получить его благословение.
В 1871 году Петипа создал новую редакцию балета «Дон Кихот» — для петербургской сцены. Для второго варианта Минкус написал еще одно действие в трех картинах. Изменился и жанр постановки: в Москве это был комедийный спектакль, в Петербурге он приобрел черты драмы. Вместо стилизованных испанских танцев Петипа поставил классические балетные номера.
«Баядерка»
Премьера балета «Баядерка» Мариуса Петипа прошла 23 января 1877 года на сцене Большого театра в Петербурге (иначе — Каменный театр, существовал с 1784 до 1886 года).
За основу Петипа взял балет «Сакунтала» по мотивам одноименной поэмы поэта Калидасы. Этот балет поставил в 1858 году во Франции старший брат балетмейстера — Люсьен Петипа. Однако «Баядерка» не была повторением «Сакунталы»: Мариус Петипа создал оригинальный спектакль и разработал для каждого персонажа свойственный только ему танец, который выражал его чувства, переживания и настроение.
Индийские мотивы балета могли быть навеяны театральной модой в России конца XIX века. В то время ставили много спектаклей, действие которых происходило в экзотических странах — Египте, Китае, Японии. Часть костюмов и декораций, которые Петипа использовал для «Баядерки», сохранились до наших дней.
«Спящая красавица»
Петипа написал либретто и разработал хореографию балета «Спящая красавица» по мотивам сказки Шарля Перро. Его соавтором стал директор Императорских театров Иван Всеволожский, а музыку к спектаклю написал Петр Чайковский. Премьера балета прошла 3 января 1890 года в Мариинском театре.
Во время работы над постановкой Петипа вырезал фигурки артистов из картона, передвигал их, создавая предварительную композицию балета, а затем зарисовывал ее. Хореография Петипа стала классической для этого балета: на нее опираются все современные постановщики.
«Спящая красавица» — одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века»
Вера Красовская, историк балета
«Лебединое озеро»
Мариус Петипа начал работать над «Лебединым озером» в 1895 году с хореографом Львом Ивановым. До них спектакль на музыку Петра Чайковского ставил чешский балетмейстер Венцель Рейзингер, однако тот не имел особого успеха у публики и критиков. Для нового балета брат композитора Модест Чайковский переделал либретто, а Рикардо Дриго обработал музыку и даже добавил новые музыкальные фрагменты.
Мариус Петипа поставил первый и третий акты балета, Иванов — второй и четвертый. Именно Петипа придумал роль черного лебедя Одиллии: в первой редакции в сюжете присутствовала только безымянная дочь волшебника, которая не танцевала вовсе. По задумке Петипа роли Одетты и Одиллии исполняла одна и та же балерина. Новая версия «Лебединого озера» легла в основу многих следующих постановок.
«Раймонда»
«Раймонда» стала последним балетом, который поставил Петипа. Его премьера прошла в в Мариинке в 1898 году. Сюжет балета основан на старинной рыцарской легенде — любовной истории со счастливым концом. Партия Раймонды, главной героини балета, считается одной из самых сложных в мире. Петипа предусмотрел для нее семь сольных вариаций, которые требуют высокого мастерства от балерины. На премьере в Мариинском театре эту партию танцевала итальянская балерина Пьерина Леньяни, а ее партнерами были Сергей Легат и Павел Гердт.
«Раймонда» явилась лебединой песней старого хореографа. В этом балете последний раз пышно расцвела эстетика спектаклей XIX века, утверждая, но и исчерпывая свои законы»
Вера Красовская, историк балета