Не только Айвазовский: 5 отечественных художников-маринистов

Ивана Айвазовского
считают мастером морского пейзажа. Но он был не единственным в России, кто посвятил морю множество полотен. Рассказываем о живописцах, которые ходили в кругосветные плавания, составляли карты, изображали закаты и рассветы над водой, а еще — штормы и штиль, кораблекрушения и самые яркие морские сражения.

Алексей Боголюбов

Алексей Боголюбов. Петербург при заходе солнца (фрагмент). Начало 1850-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Репин. Портрет Алексея Боголюбова (фрагмент). 1888. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Алексей Боголюбов. Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция) (фрагмент). Около 1859. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Боголюбов получил образование в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе
, потом — в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Он с ранних лет проявлял «страсть к рисованию» и «ударялся в часы досуга в карикатуры».
В 17 лет Боголюбов поступил мичманом на Балтийский флот. Он участвовал в плаваниях через Атлантику, Балтийское и Северное моря, побывал в Англии, Голландии и Португалии, где познакомился с работами европейских живописцев. Особенно Боголюбова поразили полотна английского художника Уильяма Тернера. Позже он говорил о них: «Гармония красок навсегда запала в мою душу».
Во время службы будущий художник пробовал рисовать самостоятельно, затем поступил в Императорскую Академию художеств
. Там он учился пейзажной и батальной живописи у мастеров Максима Воробьева и Богдана Виллевальде.
Алексей Боголюбов. Прибой в бурю (фрагмент). 1870-е. Вольский краеведческий музей, Вольск, Саратовская область
Алексей Боголюбов. Море в непогоду (фрагмент). 1871. Частное собрание
Алексей Боголюбов. Балтийское море (фрагмент). 1880-е. Вязниковский историко-художественный музей, Вязники, Владимирская область
В свободное время Боголюбов иногда ходил в гости к Ивану Айвазовскому
. Он вспоминал: «…я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили».
В 1853 году Алексея Боголюбова назначили художником штаба Военно-морского флота. В том же году за три полотна с видами города Ревеля он получил большую золотую медаль и звание художника первой степени.
По заданию Морского министерства Боголюбов создал атласы побережья Каспийского моря и Финского залива. Художник был близок к императорскому двору, давал уроки живописи великому князю Александру Александровичу
и будущей императрице Марии Федоровне
. Еще он часто выполнял монаршие заказы — например, писал сцены морских сражений Петра Великого и Крымской войны.

Лев Лагорио

Лев Лагорио. Потопление катерами парохода «Великий князь Константин» турецкого парохода «Интибах» на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 года (фрагмент). 1880. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Аполлинарий Горавский. Портрет Льва Лагорио (фрагмент). 1890. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Лев Лагорио. Шторм (фрагмент). 1860-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
Лев Лагорио родился в крымском городе Феодосия
. Его предки по отцовской линии происходили из старинного рода генуэзских аристократов. А сам отец художника был сицилийским вице-консулом, купцом и участником масонского движения. Лагорио около двух лет занимался у Ивана Айвазовского
, который в то время приехал в родную Феодосию по заданию Академии художеств
 — чтобы «снять морские виды и корабли».
В 1843 году будущий маринист отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств.
Два года спустя Лев Лагорио отправился в плавание на военном фрегате «Грозящий», во время которого детально изучил его вид и устройство. Потом он самостоятельно ходил на лодке вдоль берегов Финского залива, от Санкт-Петербурга до Сестрорецка, осматривал берега и делал наброски.
Лев Лагорио. Закат над заливом (фрагмент). 1860. Частное собрание
Лев Лагорио. Пароход в открытом море (фрагмент). 1891. Частное собрание
Лев Лагорио. Радость встречи (фрагмент). 1903. Частное собрание
Живописец постоянно путешествовал по России и Европе, а летом жил в собственной студии в Судаке
. Часть своих картин он посвятил российской военно-морской истории. А еще Лагорио много писал в технике акварели — в основном это были виды Крыма и Кавказа
. Его работы участвовали в выставках Общества русских акварелистов. Но главными в творчестве художника были морские полотна. В русском журнале «Нива» о нем отзывались так: «Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба…»

Николай Гриценко

Николай Гриценко. Вход яхты «Полярная звезда» в Шербур, 1896 год (фрагмент). 1897. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Николай Гриценко и Павел Третьяков. 1890-е годы. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nikolay_gritsenko_%26_pavel_tretyakov.jpg#filelinks" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank">Public Domain</a>
Николай Гриценко. Яхта его императорского высочества, генерал-адмирала (великого князя Константина Николаевича) «Стрельна», 1857–1891 годы (фрагмент). 1892. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Николай Гриценко получил образование в Томской мужской гимназии, где рисование ему преподавал Павел Кошаров — выпускник Императорской Академии художеств
, бывший ученик живописцев Карла Брюллова
и Ивана Айвазовского
. К десяти годам юноша уже умел хорошо изображать лодки и корабли.
Николай Гриценко служил на флоте и был официальным художником Морского министерства. Еще он посещал Императорскую Академию художеств как вольноприходящий ученик. Там его учил рисунку профессор Лев Лагорио.
Гриценко несколько раз отправлялся за границу по морю. В начале 1890-х на фрегате «Память Азова» он сопровождал цесаревича Николая Александровича
в путешествии по Египту, Греции, Индии, Цейлону, Яве, Японии и Дальнему Востоку России. За это время художник создал более 300 рисунков. Вскоре в Париже состоялась выставка этих работ, семь из них купил будущий император.
Николай Гриценко. Клипер «Крейсер» в Суэцком канале (фрагмент). 1883. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Николай Гриценко. Пар и паруса (фрагмент). 1886. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Николай Гриценко. Броненосный крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в Сен-Назере, в Бретани (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1894 году Николай Гриценко женился на Любови Третьяковой — дочери мецената и коллекционера Павла Третьякова
. Супруги попеременно жили в Европе и в России, но потом, когда здоровье мариниста ухудшилось, они окончательно перебрались во Францию. Незадолго до смерти Гриценко признался в одном из писем: «…хочется из виллы загородной со зрительной трубой смотреть на море, хочется этого родного мне морского воздуха, о котором еще ребячья душа моя, будучи в Сибири
, всегда бредила»
.

Леонид Блинов

Леонид Блинов. Неравный бой российского катера «Опыт» с английским фрегатом «Сальсет» у острова Нарген 11 июня 1808 года (фрагмент). 1889. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Леонид Блинов. 1890-е годы. Фотография: <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%91%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank">Public Domain</a>
Леонид Блинов. Наваринское сражение (фрагмент). 1888. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Леонид Блинов учился в Императорской Академии художеств
как вольнослушатель и одновременно работал там же маляром. Алексей Боголюбов
разрешал ему выполнять копии своих работ. Кроме них, будущий художник повторял произведения Ивана Айвазовского
, Карла Брюллова
и других знаменитых живописцев.
В 1886 году Леонид Блинов отправился с экспедицией на Дальний Восток. Плавание проходило на пароходе «Москва» под руководством вице-адмирала Ивана Шестакова. В своих дневниках Шестаков писал о Блинове, что тот «рисует без устали волны», и предполагал, что из него может выйти новый Айвазовский. В этом путешествии начинающий художник познакомился с императором Александром III
и членами императорской семьи. Он вспоминал, что «каждый день имел счастье показывать свои новые этюды Их Величествам…»
Леонид Блинов. Вид бухты Золотой Рог во время пребывания во Владивостоке Управляющего Морским министерством адмирала Шестакова в 1886 году (фрагмент). 1886. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Леонид Блинов. Черноморский флот ночью (фрагмент). 1894. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Леонид Блинов. Императорский пароход Александр II (фрагмент). 1887. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
В 1894 году Блинова зачислили на службу в Морское министерство. К этому времени живописец уже трижды побывал в кругосветных плаваниях, в том числе вместе с русской эскадрой ходил к берегам Америки.
В путешествиях Леонид Блинов изображал корабли, моря, океаны и берега. Картины Блинова участвовали в выставках Императорской Академии художеств и Санкт-Петербургского общества художников. В 1900 году маринист провел персональную выставку в Ялте.
За картину «Выход яхты «Гогенцоллерн» из Кильского канала» художнику подарили золотой портсигар с драгоценностями из кабинета императора Николая II
.

Александр Беггров

Александр Беггров. Ночь на реке (фрагмент). 1891. Частное собрание
Александр Беггров. 1890 год. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Beggrow_000.jpeg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank">Public Domain</a>
Александр Беггров. Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь (фрагмент). XIX век. Частное собрание
Александр Беггров был сыном художника-акварелиста и литографа Карла Беггрова. После учебы он поступил на службу в Императорский Балтийский флот.
Плавание Александра Беггрова на фрегате «Александр Невский» по Балтийскому морю закончилось трагедией: в 1868 году судно потерпело крушение и затонуло у берегов Дании. Беггрову вместе с большей частью экипажа удалось спастись. Благодаря этому случаю он познакомился с Алексеем Боголюбовым
: тот по заданию главного морского штаба должен был написать полотно о гибели фрегата. Александр Беггров передал маринисту свои эскизы с места происшествия. Вскоре знакомство с Боголюбовым помогло ему поступить в Императорскую Академию художеств
вольноприходящим учеником.
Александр Беггров. Фрегат «Светлана» в штормовую погоду (фрагмент). 1878. Частное собрание
Александр Беггров. Императорская яхта «Штандарт» (1858–1879) (фрагмент). 1892. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Александр Беггров. Фрегат «Меркурий» (фрагмент). 1879. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
В начале 1870-х годов Александр Беггров отправился в Париж, чтобы продолжать учиться живописи. Там он несколько лет занимался у Боголюбова и познакомился с русскими передвижниками: Ильей Репиным
, Василием Поленовым
, Константином Савицким
.
Нас здесь собралась веселая компания: Савицкий с женой (хорошие вещи он начал), Поленов, приехал А.П. Боголюбов и привез мне очень хороший заказ от наследника, потом Беггров и Добровольский. Пишем, пишем и пи­шем, а по вечерам гуляем, слегка и солидно…
Из письма Ильи Репина Ивану Крамскому
, 1874 год
В 1875 году Беггров вернулся в Петербург, откуда потом не раз выезжал во Францию. Три года спустя его назначили художником Морского министерства. На фрегате «Светлана» художник путешествовал из Кронштадта в Турцию и Грецию.
Александр Беггров часто рисовал морские пейзажи, изображал военные корабли, виды гаваней и прибрежных городов. Кроме этого, он делал гравюры и литографии, писал акварели. Его работы участвовали в европейских и российских выставках.

Автор: Инна Докучаева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна