Не только Айвазовский: 5 отечественных художников-маринистов
Ивана Айвазовского считают мастером морского пейзажа. Но он был не единственным в России, кто посвятил морю множество полотен. Рассказываем о живописцах, которые ходили в кругосветные плавания, составляли карты, изображали закаты и рассветы над водой, а еще — штормы и штиль, кораблекрушения и самые яркие морские сражения.
Алексей Боголюбов
Алексей Боголюбов получил образование в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, потом — в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Он с ранних лет проявлял «страсть к рисованию» и «ударялся в часы досуга в карикатуры».
В 17 лет Боголюбов поступил мичманом на Балтийский флот. Он участвовал в плаваниях через Атлантику, Балтийское и Северное моря, побывал в Англии, Голландии и Португалии, где познакомился с работами европейских живописцев. Особенно Боголюбова поразили полотна английского художника Уильяма Тернера. Позже он говорил о них: «Гармония красок навсегда запала в мою душу».
Во время службы будущий художник пробовал рисовать самостоятельно, затем поступил в Императорскую Академию художеств. Там он учился пейзажной и батальной живописи у мастеров Максима Воробьева и Богдана Виллевальде.
В свободное время Боголюбов иногда ходил в гости к Ивану Айвазовскому. Он вспоминал: «…я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили».
В 1853 году Алексея Боголюбова назначили художником штаба Военно-морского флота. В том же году за три полотна с видами города Ревеля он получил большую золотую медаль и звание художника первой степени.
По заданию Морского министерства Боголюбов создал атласы побережья Каспийского моря и Финского залива. Художник был близок к императорскому двору, давал уроки живописи великому князю Александру Александровичу и будущей императрице Марии Федоровне. Еще он часто выполнял монаршие заказы — например, писал сцены морских сражений Петра Великого и Крымской войны.
Лев Лагорио
Лев Лагорио родился в крымском городе Феодосия. Его предки по отцовской линии происходили из старинного рода генуэзских аристократов. А сам отец художника был сицилийским вице-консулом, купцом и участником масонского движения. Лагорио около двух лет занимался у Ивана Айвазовского, который в то время приехал в родную Феодосию по заданию Академии художеств — чтобы «снять морские виды и корабли».
В 1843 году будущий маринист отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств.
Два года спустя Лев Лагорио отправился в плавание на военном фрегате «Грозящий», во время которого детально изучил его вид и устройство. Потом он самостоятельно ходил на лодке вдоль берегов Финского залива, от Санкт-Петербурга до Сестрорецка, осматривал берега и делал наброски.
Живописец постоянно путешествовал по России и Европе, а летом жил в собственной студии в Судаке. Часть своих картин он посвятил российской военно-морской истории. А еще Лагорио много писал в технике акварели — в основном это были виды Крыма и Кавказа. Его работы участвовали в выставках Общества русских акварелистов. Но главными в творчестве художника были морские полотна. В русском журнале «Нива» о нем отзывались так: «Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба…»
Николай Гриценко
Николай Гриценко получил образование в Томской мужской гимназии, где рисование ему преподавал Павел Кошаров — выпускник Императорской Академии художеств, бывший ученик живописцев Карла Брюллова и Ивана Айвазовского. К десяти годам юноша уже умел хорошо изображать лодки и корабли.
Николай Гриценко служил на флоте и был официальным художником Морского министерства. Еще он посещал Императорскую Академию художеств как вольноприходящий ученик. Там его учил рисунку профессор Лев Лагорио.
Гриценко несколько раз отправлялся за границу по морю. В начале 1890-х на фрегате «Память Азова» он сопровождал цесаревича Николая Александровича в путешествии по Египту, Греции, Индии, Цейлону, Яве, Японии и Дальнему Востоку России. За это время художник создал более 300 рисунков. Вскоре в Париже состоялась выставка этих работ, семь из них купил будущий император.
В 1894 году Николай Гриценко женился на Любови Третьяковой — дочери мецената и коллекционера Павла Третьякова. Супруги попеременно жили в Европе и в России, но потом, когда здоровье мариниста ухудшилось, они окончательно перебрались во Францию. Незадолго до смерти Гриценко признался в одном из писем: «…хочется из виллы загородной со зрительной трубой смотреть на море, хочется этого родного мне морского воздуха, о котором еще ребячья душа моя, будучи в Сибири, всегда бредила».
Читайте также:
Леонид Блинов
Леонид Блинов учился в Императорской Академии художеств как вольнослушатель и одновременно работал там же маляром. Алексей Боголюбов разрешал ему выполнять копии своих работ. Кроме них, будущий художник повторял произведения Ивана Айвазовского, Карла Брюллова и других знаменитых живописцев.
В 1886 году Леонид Блинов отправился с экспедицией на Дальний Восток. Плавание проходило на пароходе «Москва» под руководством вице-адмирала Ивана Шестакова. В своих дневниках Шестаков писал о Блинове, что тот «рисует без устали волны», и предполагал, что из него может выйти новый Айвазовский. В этом путешествии начинающий художник познакомился с императором Александром III и членами императорской семьи. Он вспоминал, что «каждый день имел счастье показывать свои новые этюды Их Величествам…»
В 1894 году Блинова зачислили на службу в Морское министерство. К этому времени живописец уже трижды побывал в кругосветных плаваниях, в том числе вместе с русской эскадрой ходил к берегам Америки.
В путешествиях Леонид Блинов изображал корабли, моря, океаны и берега. Картины Блинова участвовали в выставках Императорской Академии художеств и Санкт-Петербургского общества художников. В 1900 году маринист провел персональную выставку в Ялте.
За картину «Выход яхты «Гогенцоллерн» из Кильского канала» художнику подарили золотой портсигар с драгоценностями из кабинета императора Николая II.
Александр Беггров
Александр Беггров был сыном художника-акварелиста и литографа Карла Беггрова. После учебы он поступил на службу в Императорский Балтийский флот.
Плавание Александра Беггрова на фрегате «Александр Невский» по Балтийскому морю закончилось трагедией: в 1868 году судно потерпело крушение и затонуло у берегов Дании. Беггрову вместе с большей частью экипажа удалось спастись. Благодаря этому случаю он познакомился с Алексеем Боголюбовым: тот по заданию главного морского штаба должен был написать полотно о гибели фрегата. Александр Беггров передал маринисту свои эскизы с места происшествия. Вскоре знакомство с Боголюбовым помогло ему поступить в Императорскую Академию художеств вольноприходящим учеником.
В начале 1870-х годов Александр Беггров отправился в Париж, чтобы продолжать учиться живописи. Там он несколько лет занимался у Боголюбова и познакомился с русскими передвижниками: Ильей Репиным, Василием Поленовым, Константином Савицким.
Нас здесь собралась веселая компания: Савицкий с женой (хорошие вещи он начал), Поленов, приехал А.П. Боголюбов и привез мне очень хороший заказ от наследника, потом Беггров и Добровольский. Пишем, пишем и пишем, а по вечерам гуляем, слегка и солидно…
Из письма Ильи Репина Ивану Крамскому, 1874 год
В 1875 году Беггров вернулся в Петербург, откуда потом не раз выезжал во Францию. Три года спустя его назначили художником Морского министерства. На фрегате «Светлана» художник путешествовал из Кронштадта в Турцию и Грецию.
Александр Беггров часто рисовал морские пейзажи, изображал военные корабли, виды гаваней и прибрежных городов. Кроме этого, он делал гравюры и литографии, писал акварели. Его работы участвовали в европейских и российских выставках.
Автор: Инна Докучаева
Смотрите также