Баня как искусство: 6 архитектурных памятников России

«Мовницы», «влазни», «мыльни» известны на Руси как минимум с X века. Сначала это были деревянные постройки без излишеств, а со временем стали возводить изысканные архитектурные сооружения. В какой бане Дербента
могли мыться только незамужние девушки, что Федор Шаляпин
назвал «царь-баней» и где находится «баня-шайба» — читайте в нашем материале.

Баня «Сары-Гюзель» в Бахчисарае

Банный комплекс «Сары-Гюзель». Общий вид с северной стороны. Бахчисарай, Республика Крым. 1532. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Павел Шиллинговский. Бахчисарай. Ханские бани (фрагмент). Из альбома №1 «Двадцать гравюр на дереве». 1923. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Банный комплекс «Сары-Гюзель». Общий вид с северной стороны. Бахчисарай, Республика Крым. 1532. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Сары-Гюзель расположена в историческом центре Бахчисарая
в Крыму. Это одно из старейших сооружений ансамбля Ханского дворца
 — оно относится к 1532 году. Тогда хан Сахиб I Герай решил перенести резиденцию в новое место. Для этого возвели новый «дворец-сад» — на крымско-татарском языке bağça saray.
Новую баню стали называть баней Сахиба Герая, или старой баней. Имя «Сары-Гюзель», «белокурая красавица», сооружение получило не раньше XIX века.
Баня делилась на мужское и женское отделения с отдельными входами, крытыми двориками с фонтанами и скамьями для отдыха. Естественный свет попадал в нее через отверстия в куполах — в форме звезд и полумесяцев. В баню приходили не только купаться, но и обмениваться новостями, проводить деловые встречи.
«Окончив странствие мое верхом, с лишком на 200 верст продолжавшееся, мне нужно было освежиться банею, и я ходил в Турецкую. Это был для меня Багдадский вечер. Содержатель бани провожал меня из Хан-Сарая то есть дворца, держа в руках бумажный фонарь, который, несмотря на светлую месячную ночь, весьма был нужен по причине высоких стен и узкой улицы, по коей нам должно было проходить»
Иван Муравьев-Апостол. «Путешествие по Тавриде в 1820 годе»
Как вспоминал писатель, его завели в предбанник — «сторожку», где он сменил свою одежду на белый платок-передник и деревянные туфли. Затем провели в «потовую» с круглым куполом, где положили на мраморную низкую лежанку.
Муравьев-Апостол описал массаж: «Тут началось то, чем отличаются восточные бани от наших, — правление членов». Потом гостя отвели в «мыльную» с мраморным бассейном, где обтерли шерстяной рукавицей. «Последнее действие было то же, что и в русских банях, — окачивание». Вот только обливали не холодной, а горячей водой. А после — подвязали сухой передник, накинули на голову платок-чалму и проводили к дивану — для отдыха.
Баня работала почти 400 лет и закрылась только после землетрясения 1927 года. Сегодня отреставрированный комплекс — часть Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника
.

Холодная баня в Царском Селе

Интерьер Холодных бань с Агатовыми комнатами. Царское Село, Санкт-Петербург. Архитектор Чарлз Камерон. 1779–1787. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Н. Первушин. Холодная баня с Агатовыми комнатами (фрагмент). 1945–1948. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Холодная баня (вид со стороны Фрейлинского сада). Царское Село, Санкт-Петербург. Архитектор Чарлз Камерон. 1779–1787. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Построил ее для Екатерины II
шотландский архитектор Чарлз Камерон — автор книги «Термы римлян». Императрица хотела иметь в своей резиденции «проект античного дома, распланированного как в древности» и пригласила в Россию «великого рисовальщика» Камерона. Так, в Царском Селе
к 1794 году вырос ансамбль в духе классицизма: через Висячий сад Екатерина II напрямую из своих покоев проходила к Холодной бане, гуляла вдоль колоннады Камероновой галереи, а по Пандусу спускалась в парк.
Термы
созданы по образу римских бань IV века. На нижнем этаже Камерон расположил Купальный зал с оловянным бассейном. Также внизу находилась русская баня (пар в ней давали 250 пушечных ядер, которые поливали водой), ванная комната, массажный Угловой кабинет. Отдыхальную украшало «античное ложе» и белый мраморный камин.
На верхнем этаже были кабинеты, библиотека, Большой зал. Императрица поручила отделать их минералами — на все убранство ушло 25 тонн мрамора и разноцветной яшмы.
Екатерина II критично отнеслась к завершенному проекту. Своему секретарю Александру Храповицкому она писала: «Странно, что все строение для бани строено, а баня вышла худая, мыться в ней нельзя». Купалась императрица чаще в Верхней и Нижней ваннах у Квадратных прудов.
Во время Великой Отечественной войны
немцы устроили в здании казино и офицерский клуб, выломали яшму со стен. Холодную баню восстановили в 1947–1948 годах, а яшмовое убранство полностью вернули в 2013 году. Сегодня туда можно зайти по билету Государственного музея-заповедника «Царское Село»
.

Сандуны в Москве

Сандуновские бани. Электрическая станция и водосборы. Москва. Архитектор Борис Фрейденберг. 1808. Иллюстрация из альбома «Иллюстрированное описание Сандуновских бань». Москва: издательство «Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и К°», 1896
Сандуновские бани. Москва. Архитектор Борис Фрейденберг. 1808. Фотография: Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Сандуновские бани. Москва. Архитектор Борис Фрейденберг. 1808. Иллюстрация из альбома «Иллюстрированное описание Сандуновских бань». Москва: издательство «Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и К°», 1896
Самую известную баню столицы — на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка — построили в 1808 году. Актеров придворного театра Силу Сандунова и Елизавету Уранову поженила лично Екатерина II. Молодоженам подарила бриллианты, на которые они купили участок земли в районе реки Неглинной — и прославились своими банями на всю Россию.
«В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. <…> В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской
и в Английском клубе»
Бани сохранили свой облик даже после пожаров
и разрухи Отечественной войны 1812 года
. Ходили слухи, что в Сандунах успел попариться сам Наполеон Бонапарт. Говорили: «Кто в Сандунах не бывал, Москвы не видал».
После смерти Силы Сандунова баня не раз меняла хозяев. В 1881 году она перешла к меценатке Вере Фирсановой и ее мужу, офицеру Алексею Ганецкому. Супруги изучили банный опыт зарубежных стран от Турции до Ирландии, пригласили архитектора Бориса Фрейденберга и к 1896 году перестроили комплекс по современной моде.

Снаружи — эклектичный дворец с элементами готики
, ренессанса, рококо, классицизма и промышленной архитектуры. Внутри — роскошные интерьеры с итальянским мрамором, английским фарфором и швейцарской плиткой: мавританский дворик, готический зал, римские термы. Вода в бани поступала по отдельному водопроводу от Бабьегорской плотины (ныне фабрика «Красный Октябрь»). А свет — от собственной электростанции.
В простонародное отделение пускали за пять копеек. А в дворянских номерах с мебелью из редкого дерева парились градоначальник Владимир Долгоруков, писатель Антон Чехов
, актер Иван Григоровский, композитор Сергей Рахманинов
. Певец Федор Шаляпин
называл Сандуны «царь-банями», но просился в парильню в санитарные дни — дабы не отвлекаться на поклонников. А у «чистюли» Владимира Маяковского
была своя скамейка — она и сегодня имеет надпись: «Здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем».
В интерьерах Сандунов не раз снимались киносцены — шторм на Черном море в «Броненосце «Потемкин»
Сергея Эйзенштейна
, эпизод с Арнольдом Шварценеггером в парной из «Красной жары» Уолтора Хилла, бал Сатаны в сериале «Мастер и Маргарита»
Владимира Бортко
. Сегодня туда можно прийти попариться или просто побывать там с экскурсией.

Девичья баня в Дербенте

Старинная восточная баня (женская). Дербент, Республика Дагестан. 1613. Фотография: <a href="https://derbentmuseum.ru/portfolio/starinnaja-vostochnaja-banja-zhenskaja-1613g/" target="_blank">derbentmuseum.ru</a>
Девичья баня — Музей «Культура и быт древнего Дербента». Дербент, Республика Дагестан. XIII век. Фотография: <a href="https://derbentmuseum.ru/muzej-kultura-i-byt-drevnego-derbenta/" target="_blank">derbentmuseum.ru</a>
Девичья баня — Музей «Культура и быт древнего Дербента». Дербент, Республика Дагестан. XIII век. Фотография: <a href="https://derbentmuseum.ru/muzej-kultura-i-byt-drevnego-derbenta/" target="_blank">derbentmuseum.ru</a>
Девичья баня расположена в исторической части Дербента
 — самого древнего города России. Она находится рядом со старейшей в стране Джума-мечетью
. Баню построили в XIX веке под землей — по типу старых восточных бань. Вниз спускались по каменной лестнице. Над землей виднелся купольный свод с отверстием, через которое естественный свет проникал в зал с бассейном по центру. Здесь девушки оставляли одежду и обувь, заворачивались в кумачовые покрывала и проходили в горячее отделение.
«Девичьей» баня называлась по своему предназначению: там могли мыться только незамужние девушки. Здесь устраивали и торжества — накануне свадьбы в бане проходила церемония купания невесты. Во время символического девичника невеста очищалась от прошлой жизни — с помощью ароматных масел и благовоний. А после обряда девушки наряжались, пили шербет, пели ритуальные песни.
Домой невесту провожали, закрыв от любопытных глаз: над головой поднимали красную ткань и окружали со всех сторон живым коридором. Первым мужчиной, который увидит ее после церемонии, должен быть муж. В следующий раз девушка могла мыться только в соседней, женской бане.
Девичья баня работала до 1950-х годов. Спустя годы запустения, после реставрации в 1992 году, в здании открыли Музей культуры и быта древнего Дербента
. Сегодня там можно увидеть старинные женские костюмы и украшения, посуду, ковры, банные принадлежности.

Банный корпус в Петергофе

Монплезир. Банный корпус. Восточный фасад. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1866. Фотография: Захар Гуриненко / Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Адриан Каплун. Банный корпус Монплезира. Из альбома «По следам врага». 1944. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Монплезир. Банный корпус. Западный фасад. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1866. Фотография: В.М. Федоров / Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Банный корпус находится у восточного флигеля дворца Монплезир
 — на месте первой императорской бани в России. Деревянную мыльню на берегу Финского залива для Петра I
построили в 1722 году. Там император парился, закидывая воду на раскаленные пушечные ядра, «пущал кровь» и принимал мокриц и толченых червей как лекарство.
При Елизавете Петровне
баню разобрали. В 1748 году здесь возвели другой комплекс: снаружи деревянный, изнутри — пышно отделанный. Екатерина II в 1770-е годы устроила в бане восьмигранный бассейн с подъемным дном: из Финского залива поступала морская вода, а из фонтана с оловянной скульптурой «Мужичок с волынкой» Алессандро Мартелли — пресная.
В 1800 году деревянную мыльню перестроили в камне по проекту Джакомо Кваренги. «Мужичка» в бассейне сменила золотая колонна с шаром, из которого брызгали 101 дугообразная струя и фонтан-шутиха: еще 164 вертикальные струи ударяли посетителей снизу. В 1817 году в бане провели капремонт, и туда смогли приходить мыться даже те, кто не был близок ко двору, — ее стали называть «Мыльня для кавалеров и фрейлин».
В 1865–1866 годах флигель Мыльни решили перестроить — на его месте архитектор Эдуард Ган возвел новый Банный корпус для жены Александра II
Марии Александровны, которая страдала болезнями легких и нуждалась в водолечебных процедурах, популярных в Европе. Здесь появились Паровая, Холодная ванна с душем, замаскированным под люстру с гроздьями винограда и цветами вьюнка, Теплая ванна с минеральными водами.
Сегодня Мыльня Кваренги, Банный корпус Гана, а также перестроенные Растрелли
Ассамблейный зал, Кухня, Тафельдекерская, Кофишенская — это один большой музей «Банный корпус» Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Круглые бани в Санкт-Петербурге

Александр Никольский. Эксперементальный проект бани с бассейном. Макет. 1927. Иллюстрация из книги Галины Оль «Александр Никольский». Ленинград: издательство «Лениздат», 1980
Александр Никольский, Владимир Гальперин, Николай Демков и Александр Крестин. Проект круглой бани в Лесном (фрагмент). Центральный и боковой фасады, план, боковой и центральный разрезы. 1925. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Круглые бани в Лесном. Ленинград. Архитекторы: Александр Никольский, Владимир Гальперин, Николай Демков и Александр Крестин. 1927–1930. Фотография: Борис Игнатович / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Это проект ленинградского архитектора Александра Никольского и его помощников — Владимира Гальперина, Николая Демкова, Александра Крестина. В середине 1920-х годов команда начала работу над банями в стиле конструктивизма. Первый стройпроект в результате стал самым долговечным — Круглые бани в районе Лесной работают до сих пор.
Раньше на пятачке у современной площади Мужества в Лесном сходились несколько улиц и тоже располагались бани — в 1882 году их спроектировал архитектор Павел Сюзор
. А с наступлением советской эпохи изменился сам концепт банных комплексов — там должны были не только мыться, но и заниматься спортом и оздоровлением.
Экспериментальный проект Никольского напоминал летающую тарелку в стиле супрематизма. Здание-кольцо построили двухъярусным. По контуру находились банные помещения, а в центре — бассейн под стеклянным куполом. Баню должен был окружать сад, а на крыше планировали устроить солярий. Но построить удалось только упрощенную версию — для более экономичной эксплуатации.
«В моечной было достаточно большое количество жестяных шаек с ручками, из расчета по две на каждого: в одной стоять, в другой — мыться. Но некоторые посетители захватывали по три шайки и мылись не в одной, а сразу в двух. Из-за этого иногда возникали ссоры»
Галина Есиновская. «Записки старожила»
«Баня-шайба», как называли ее местные жители, работала даже в годы войны
. Закрывалась только с осени 1941 года по апрель 1942-го — тогда в блокадном Ленинграде
были перебои с электричеством, водой и топливом. А сегодня в нее может попасть каждый желающий — попариться в русской парной, прогреться в турецком хаммаме, посетить бассейн под открытым небом.

Автор: Татьяна Григорьева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна