Книжные памятники России: от «Апостола» до первой рекламы

Национальная электронная библиотека запустила новый онлайн-ресурс, где доступно 8000 книжных памятников — старинных книг и рукописей, гравюр и плакатов, нотных изданий и географических карт. Портал «Культура.РФ» выбрал несколько интересных изданий из этой коллекции. Читайте о них в материале, а на сайте рассматривайте детали.

Книга «Апостол»

«Апостол». Москва. Издательство: печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 1564. Российская государственная библиотека, Москва
Апостол Лука. Гравюра из книги «Апостол». Москва. Издательство: печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 1564. Российская государственная библиотека, Москва
«Апостол». Москва. Издательство: печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 1564. Российская государственная библиотека, Москва
До 1564 года на Руси вышло шесть книг в анонимном издании — без указания места, года и печатника. А в середине XVI века Иван IV приказал устроить в Русском царстве типографию. Она была открыта на средства из царской казны. В апреле 1563 года книгопечатники Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец начали работу над первым изданием — книгой «Апостол»
. В марте следующего года она была готова. «Апостол» стал первой точно датированной печатной книгой России.
Мастера украсили издание ксилографическими заставками и инициалами, впервые в книгопечатании появилась гравюра с изображением апостола Луки — он считается автором Деяний Апостолов. Этот текст предназначался для домашнего или келейного чтения (так называемый Апостол-четий). Но поскольку книга разбита на зачала и уставы, она была приспособлена и для богослужений.
Основу издания составляют Деяния и Послания Апостолов. Всего в корпусе — 22 отдельных произведения. В конце книги есть послесловие, из которого можно узнать имена типографов, даты создания книги, а также исторические факты о книгопечатании на Руси.

Атлас Сибири Семена Ремезова

Атлас Сибири Семена Ремезова. Тобольск. 1701. Российская государственная библиотека, Москва
Атлас Сибири Семена Ремезова. Тобольск. 1701. Российская государственная библиотека, Москва
Атлас Сибири Семена Ремезова. Тобольск. 1701. Российская государственная библиотека, Москва
Это первый русский рукописный географический атлас. Его создал в 1701 году картограф и энциклопедист Сибири
Семен Ремезов. При составлении атласа Ремезов опирался на чертежи прошлых лет, земельные и военные описания, расспросы служилых людей и местных жителей.
По традиции русских чертежей на картах нет градусной сетки и масштаба, а ориентированы они не на север, а на юг. Сами чертежи не отличаются геометрической точностью. Зато огромная территория Сибири показана довольно полно — еще много лет геодезисты не могли превзойти Ремезова.
На чертежах много текстов с подробным описанием Сибири и примыкающих к ней территорий Средней Азии, Монголии и Китая. Показаны рельефы, речная сеть, озера, уделено внимание и растительности, представителям флоры и фауны, указаны населенные пункты, крепости, дороги и расстояния. Охарактеризовал Ремезов и народы, населяющие Сибирь. Впервые в чертеже верно отобразили речную сеть этой местности.

Ботанический журнал Пакстона

Иллюстрация из Ботанического журнала Пакстона. Лондон, Англия. Издательство: «Orr and Smith», 1834. Российская государственная библиотека, Москва
Ботанический журнал Пакстона. Лондон, Англия. Издательство: «Orr and Smith», 1834. Российская государственная библиотека, Москва
Иллюстрация из Ботанического журнала Пакстона. Лондон, Англия. Издательство: «Orr and Smith», 1834. Российская государственная библиотека, Москва
Ботанический журнал Пакстона выходил с 1834 по 1849 год, всего было издано 11 томов. Это один из самых популярных журналов по ботанике.
Экземпляр Национальной электронной библиотеки принадлежал императрице Александре Федоровне, супруге Николая I
. В нем есть вручную раскрашенные гравюры, впервые в журнале были представлены изображения бразильской орхидеи и цветущей глицинии.
Джозеф Пакстон — английский архитектор, садовод и ботаник. Он прославился тем, что занимался благоустройством садово-парковых территорий. Именно он придумал конструкцию из стекла и металла, для которой не нужны были внутренние перегородки — по типу современных оранжерей. В 1837 году он возвел Великую оранжерею — самое большое на тот момент стеклянное здание в мире. Пакстон был первым, кому удалось в тепличных условиях вырастить и добиться цветения виктории амазонской — водного тропического растения.

Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Испании

Морское чудо. Фрагмент лубка «Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Испании»Москва. 1739. Российская государственная библиотека, Москва
Лубок «Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Испании». Москва. 1739. Российская государственная библиотека, Москва
Лесное чудо. Фрагмент лубка «Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Испании»Москва. 1739. Российская государственная библиотека, Москва
В XVIII веке в народных картинках — лубках
 — появились новые сюжеты и жанры. В середине этого столетия стали распространяться новости, отпечатанные в технике гравюры на дереве или металле. Истории про чудеса и чудищ в пересказе художников подавались под видом реальных случаев. Бытовали картинки о явлении над городом Шлонским удивительного зверя с головой человека. Был и лубок про быка, который не захотел быть животным и заделался мясником.
Народная картинка из коллекции Национальной электронной библиотеки — одна из таких невероятных новостей. Надпись слева сообщает о найденном в Испании «чуде лесном»: «Фигура онаго чюда, которое обрели в Гишпании салдаты, на охоте ходечи в лесу… и повеле его гишпанский король окрестить и привесть в католическую веру…» Справа — фигура огромного человека, покрытого шерстью, с птичьим хвостом и головой необычной формы. Рисунок сопровождает подпись: «Копия из гишпанского местечка Вигоса от 6 апреля. Фустинскаго села рыбаки поимали чюдища морское или так называемого водяного мужика… морское чюдо имеет от головы до ног пол 6 фату длины… оное выписано ис печатных Санкт-Питербурских ведомостеи, полученных маия 20 дня сего 1739 года…»

Плакат «Товарищество мануфактуры «Эмиль Циндель» в Москве»

«Товарищество мануфактуры «Эмиль Циндель» во дворе Шереметевского подворья. Москва, 1895 год. Фотография: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, Москва
Плакат «Товарищество мануфактуры «Эмиль Циндель» в Москве». Москва. Издательство: Лит. Кирстен, преемн. бр. Менерт. Российская государственная библиотека, Москва
Здание товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель». Москва, 1910-е годы. Фотография: Музейное объединение «Музей Москвы», Москва
Долгое время китайские мотивы использовали в оформлении рекламы для товаров, которые ассоциировались с Поднебесной, — чая
, экзотических предметов, парфюмерии
. Но на плакате товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель» китайские подписи и образы были добавлены не для антуража. Эта реклама
1911 года — одна из первых экспортных в России.
У фирмы «Эмиль Циндель» были склады не только в Москве и Нижнем Новгороде
, но и в Китае, Ташкенте, Узбекистане. Плакат, рекламирующий набивные ткани товарищества, предназначался для маньчжуров и ханьцев — этнических китайцев.
Свою историю товарищество «Эмиль Циндель» ведет с 1825 года — тогда в 1-м квартале Серпуховской части, на берегу Москвы-реки, была основана набивная фабрика. У ее истоков стоял химик-колорист из Германии Георг Штейнбах. Именно при нем стала развиваться ручная набивка цветных рисунков. Но известной фабрика стала при Эмиле Цинделе. О производстве того периода говорили, что набивные ткани «разных цветов и узоров отличаются совершенством работы и изящностью рисунков, равняясь в то время с лучшим заграничным товаром этого рода». В 1874 году, после смерти Эмиля Цинделя, его наследники организовали товарищество на паях. Фирма выпускала модные коллекции тканей с изящными рисунками, внедряла новаторские технологии крашения и славилась по всей стране.

Концерт Симфонического оркестра, воскресенье, 9 августа 1942 года

Композитор Дмитрий Шостакович выступает на III Всесоюзном съезде композиторов. 1962 год. Российский национальный музей музыки, Москва
Ленинградский комитет по радиофикации и радиовещанию Симфонический оркестр. Фрагмент афиши «Концерт Симфонического оркестра, воскресенье, 9 августа 1942 г». Ленинград. Издательство: типография № 1 им. Володарского, 1942. Российская государственная библиотека, Москва
Композитор Дмитрий Шостакович. 1950-е годы. Российский национальный музей музыки, Москва
В фонде Российской национальной библиотеки
часть коллекции посвящена обороне Ленинграда
. В собрании — более 20 тысяч афиш концертов, спектаклей, цирковых представлений, пригласительных билетов и различных этикеток, которые рассказывают о культурной жизни города в период Великой Отечественной войны
и блокады
.
Эта афиша посвящена одному из знаменательных культурных событий в блокадном Ленинграде — первому исполнению Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича
в городе. Композитор создал ее в 1941 году, позже симфония стала музыкальным символом блокады.
Афишу удалось напечатать лишь в нескольких экземплярах. Одна из блокадниц вспоминала: «Когда мы увидели афиши на улицах, что в филармонии будет концерт, мы не помнили себя от радости. Не могли себе представить, что у нас прозвучит Седьмая симфония Шостаковича…»
Премьера прошла 9 августа 1942 года, оркестром дирижировал Карл Элиасберг. Исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям. Ее слышали не только жители осажденного города, но и немецкие войска, стоявшие под Ленинградом. Позже двое туристов из ГДР признавались Элиасбергу: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна