5 маяков России
В разных уголках России возвышаются маяки, береговые или плавучие. Здание по проекту японского инженера, петербургские Ростральные колонны и заброшенная башня на Сахалине — рассказываем истории самых интересных.
Петровский маяк в Махачкале
Петровский маяк — одно из самых старых сооружений Махачкалы. Его построили в гавани городского порта в 1866 году. Каменная восьмиугольная башня достигала 27-метровой высоты. Маяк помогал кораблям не садиться на мели и лучше ориентироваться в Каспийском море — он обеспечивал видимость до 24 километров.
В 1895 году белую башню раскрасили красными горизонтальными полосами, поэтому она хорошо выделялась на фоне заснеженных гор. В годы Великой Отечественной войны работники маяка защищали суда с нефтепродуктами, которые шли через Махачкалу из Баку. В конце XX века здание стало разрушаться, поэтому его сразу начали восстанавливать. На маяке поставили новое устройство с белым проблесковым огнем, которое освещало пространство на 38 километров. Старинный Петровский маяк работает и сегодня.
Маяк Анива
С начала освоения Сахалина, когда остров еще принадлежал Японии, в районе мыса Анива проходил сложный морской путь. Корабли часто разбивались о подводные скалы и каменистые берега. В 1939 году здесь решили построить маяк.
Здание возвели по проекту японского инженера Миуры Синобу на крайней точке мыса Анива, на скале Сивучьей. Круглая бетонная башня достигала 31 метра в высоту. На последнем этаже располагался вращательный механизм оптической системы — его нужно было заводить каждые три часа. Свет девятиэтажного маяка суда видели на расстоянии до 35 километров.
В СССР сигнальная башня работала на дизельных генераторах и резервных аккумуляторах, а с 1990 года ее перевели в автоматический режим. В 2006 году закончился срок службы последней изотопной установки, и с тех пор маяк Анива заброшен.
Анапский маяк
Маяк в Анапе начали строить в 1898 году на останках древнего кургана. Изначально сигнальная башня освещала путь кораблям, которые входили в Анапскую бухту. Маяк не раз перестраивали, а в 1943 году немецкие войска во время отступления взорвали его.
В 1955 году на этом же месте построили новую сигнальную башню. На современном маяке используют собственную радиостанцию и автономный дизельный генератор.
Посетители маяка могут подняться на смотровую площадку, откуда открывается вид на отроги Большого Кавказа. Они начинаются с Лысой горы и переходят в горный хребет Семисам. Также отсюда можно увидеть полуостров Утриш, который появился после землетрясения больше двух тысяч лет назад.
Плавучий маяк «Ирбенский» в Калининграде
Единственный сохранившийся в России плавучий маяк находится в Калининграде. Его выпустили в 1961 году в Финляндии. В 1970–80-е годы он располагался в Балтийском море и указывал путь судам в Рижском торговом порту.
После списания маяк сначала собирались сдать на металлолом, но потом передали в собрание Музея Мирового океана. Судно отремонтировали, восстановили линзу Френеля — оптический прибор, который усиливал свет лампы. Из калининградского храма на маяк вернули один из старейших в Российском флоте судовых колоколов весом 400 килограммов, который отлили еще в 1885 году.
Сегодня маяк «Ирбенский» пришвартован к Набережной исторического флота Музея Мирового океана. Экспозиция на борту рассказывает о мореплавании и маячном деле с начала XIX до конца XX века.
Маяки на стрелке Васильевского острова
В 1805–1810 годах по проекту французского архитектора Тома де Томона на стрелке Васильевского острова построили ростральные колонны. Их расположили по обеим сторонам здания Биржи. Колонны задумывались как маяки: по ночам и в туманную погоду в чашу на вершине наливали смолу или масло и затем поджигали. Огонь направлял суда, идущие в морской порт.
Ростральные колонны выполняли роль маяков до 1885 года: одна из них указывала путь к Малой Неве, другая — служила маяком для кораблей Большой Невы. В 1957 году к колоннам подвели газ. Сегодня их зажигают только по большим торжества всего на пару часов: 9 Мая, в День снятия блокады Ленинграда и День города, а также на праздник выпускников — «Алые паруса».
Автор: Ирина Малахова