Белое золото. Фарфоровые коллекции российских музеев
История искусства русского фарфора началась с открытия в 1744 году Невской порцелиновой мануфактуры в Санкт-Петербурге, подарившей XVIII веку название «фарфоровое столетие». Мы приглашаем вас прогуляться по музейным залам, где представлены лучшие образцы этого вида керамики — как старинные, так и современные.
Государственный Эрмитаж. Музей Императорского фарфорового завода
Коллекция музея — это путешествие почти по трем векам русской культуры. Уникальные экспонаты отражают смену исторических эпох: созданная при Екатерине II серия «Народы России», «военные тарелки», посвященные победе над Наполеоном, искусно расписанные предметы николаевского периода и знаменитые ленинградские сервизы с кобальтовой сеткой и маркировкой ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова).
Галерея современного искусства фарфора в Санкт-Петербурге
На арт-площадке можно познакомиться и с традиционным фарфоровыми изделиями, и с творческими экспериментами молодых художников. Особым вниманием гостей галереи пользуются рождественские и пасхальные выставки: сервизы с тематической росписью, елочные игрушки и сувениры. Ценители искусства могут заказать здесь авторские изделия, посетить производство фарфора или попробовать свои силы на мастер-классе по росписи.
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Коллекция музея интересна агитационным советским фарфором. Кроме бюстов «Великих людей в области революции», которые по госзаказу выпускал Государственный фарфоровый завод в Петрограде (новое имя Императорского завода), до середины 30-х годов в СССР выходили и декоративные блюда с лозунгами молодой страны. Три зала Фарфоровой галереи подробно иллюстрируют гостям историю советского фарфора.
«Современный фарфор свидетельствует о том, что художественное творчество существует для радости, для любования. Наряду с этим художники-керамисты сумели и отразить быт наших дней: пролетариат в ореоле героизма, пролетарская идеология, ее лозунги и устремления стали доминирующей темой росписи фарфора; в этом смысле можно говорить о появлении особого пролетарского стиля в фарфоре».
Чехонин Данько Голлербах, журнал «Русское искусство» (1923)
Музей прикладного искусства художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица
В музее собрана богатейшая коллекция западноевропейской керамики и фарфора: немецкие «штайнгуты» XVI–XVIII веков, итальянская майолика XVI века, уникальный берлинский, мейсенский фарфор XVIII столетия. В экспозиции есть и изделия севрской королевской мануфактуры — прозрачные, с яркой росписью, похожей на инкрустацию.
Некоторые экспонаты приобретены на границе XIX–XX веков на европейских аукционах и у частных коллекционеров. В их числе —фарфоровые и керамические изделия Китая и Японии: курильницы, вазы, сосуды для подношения новогодних подарков, коробочки для письменных принадлежностей и множество других, в том числе ритуальных предметов.
Эстет-музей «Гжель»
Предметы искусства, хранящиеся в музее Владимирской области, расписаны выдающимися художниками государственного предприятия «Гжель». Бело-синяя посуда, представленная тут во всем многообразии, давно стала одним из символов России. Даже в императорских архивах хранятся бланки заказа на гжельскую посуду. Создатели экспозиции постоянно пополняют коллекцию, приобретая фарфор у коллекционеров и художников, часть предметов музею приносят в дар. Кроме того, здесь можно посетить мастер-классы лепки и росписи по фарфору.
Автор: Диана Тесленко