От черкески до котурнов: 5 экспонатов Национального музея Республики Адыгея

Национальный адыгский костюм складывался на протяжении нескольких столетий. Основной мужской одеждой была черкеска — долгополый кафтан из сукна. Хорошо скроенные черкески подчеркивали статность фигуры и осанку. Женщины по праздникам носили сай — верхнее платье из бархата, сукна или плотного шелка.
Мы выбрали для вас пять экспонатов Национального музея Республики Адыгея
, которые можно увидеть в приложении Artefact. Читайте, как изготавливали традиционные костюмы, что такое котурны и как в старину утеплялись в холодные дни. Нажимайте на точки интереса и узнавайте больше подробностей о предметах в экспозиции.

Котурны

Котурны — древняя женская обувь сложной конструкции. Внешне они напоминают небольшие скамеечки и представляют собой основу в форме ступни, к которой крепятся высокие подпорки. Такие туфли не носили в повседневной жизни, а надевали только по особым, торжественным случаям — например, на свадьбу. В высокой обуви ходить было непросто, женщины ступали грациозно, медленно и плавно. Котурны надевали на чувяки — туфли из мягкой кожи.
Позволить себе такую обувь могли в основном состоятельные люди. Над ней работали долго. Сначала мастер вырезал из дерева основу, затем крепил ее на подпорки. Одна из подпорок располагалась под заостренным носком, вторая — под пяткой. Затем деревянную основу обтягивали бархатом или кожей и снабжали ремешками, которые удерживали котурны на ногах. Для богатых женщин мастера украшали обувь серебряными нашивками или позолотой, на более простые варианты крепили медные накладки. Такую обувь носили вплоть до XIX века, сегодня ее можно встретить в музеях, на театральной сцене и в танцевальных постановках.

Адыгский мужской традиционный костюм

Основной верхней одеждой служила черкеска — долгополый распашной кафтан без ворота. Адыги называли его «цый». Такой кафтан надевали в праздники и будни, носили застегнутым и подпоясанным.
Одежду кроили из домотканого сукна одинаково для взрослых мужчин и для мальчиков, отличался только размер. Социальный статус владельца определяли не крой и детали, а цвет и качество материала. Обычно шерсть не красили, поэтому черкески чаще всего бывали черного, серого и коричневого цветов. Белую одежду носили князья.
Под черкеску надевали бешмет — распашную суконную одежду с высоким воротом. Она плотно облегала туловище до талии и застегивалась на узелки и петли. Повседневные бешметы шили из тканей
темных цветов, одежду для особых случаев — из ярких, например оранжевого или зеленого.
Весь костюм подпоясывали кожаным ремнем с металлическими или серебряными накладками. Пояс заменял адыгам карманы, к нему прикрепляли мелкие предметы, оружие и походные принадлежности. Неподпоясанным взрослый мужчина не мог выйти на улицу, такое разрешалось только маленьким детям и старикам.

Адыгский женский традиционный костюм

Праздничный костюм черкешенок состоял из нескольких элементов. Верхнее распашное платье сай носили в торжественных случаях. Его шили из дорогих тканей — бархата или плотного шелка, реже использовали сукно. Мастерицы богато украшали одежду золотым или серебряным шитьем. По краям сая нашивали галуны — златотканые ленты или тесьму. Цвет платья зависел от возраста женщины: чем она старше, тем темнее был сай. Обычно праздничную одежду шили темно-красного или черного цвета, реже — синего, зеленого, коричневого или фиолетового. Сай не застегивался у пояса, его носили нараспашку или подпоясывали ремнем с металлической пряжкой.
Под сай женщины надевали короткий кафтанчик, он был виден в разрезе верхнего платья. Вверху пришивали серебряные застежки, внизу кафтан украшала вышивка или галуны. Иногда его носили как самостоятельную верхнюю одежду. Со временем на замену кафтану пришел плотный нагрудник со стоячим воротником.

Кинжал черкесский в ножнах

Кинжал был обязательной частью мужского костюма у горцев. Адыгский этнограф и фольклорист Хан-Гирей писал: «Это оружие можно, так сказать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидывают верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен».
Мужчины носили кинжал в ножнах на ремне, которым подпоясывали черкеску. Кроме оружия на него подвешивали брусок для заточки металла, кожаный походный стакан, емкость для пуль и другие нужные предметы.
Историки условно делят кинжалы на три группы: боевые, парадные и детские. Боевое оружие мастера изготавливали с удобной полноразмерной рукоятью. Такие клинки украшали скромно, узор наносили на рукоять и ножны. Парадные кинжалы богато декорировали золотом и серебром, они подчеркивали статус хозяина. Детские кинжалы отличались небольшим размером. Мальчики начинали носить полноценное оружие с подросткового возраста.

Шапочка золотошвейная

Адыгские девушки носили шапочки разных фасонов, высокие и низкие. Их можно было надевать как на косы, так и на распущенные волосы, но обычно поверх шапочки носили платок или шарф. Его накидывали так, чтобы была видна передняя часть убора. Комплекс дополняли подвесками или украшениями для кос.
Головные уборы стоили дорого, их берегли и передавали из поколения в поколение. Шапочки шили на твердой основе, чтобы они лучше держали форму. Мастерицы украшали их золотым или серебряным шитьем, кистями и бахромой, бусинами, металлическими накладками.
В Национальном музее Республики Адыгея
представлена шапочка в форме конуса, расшитая в технике городской глади. Мастерицы заранее нашивали на ткань трафарет и по нему создавали узор. Традиционные адыгские орнаменты состояли из линий и геометрических фигур. Самые популярные элементы — круг, крест, роговидный завиток — были связаны с солнечным культом. По местным поверьям, одежда и предметы с таким орнаментом обретали силу оберега.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна